Классный час "Быть человеком"
классный час (7 класс) по теме

Пастарнак Ирина Павловна

 

Классный час «Быть человеком…»

 

Цель:   1) Выработать у учащихся правильное отношение к нравственным

             ценностям человека.                        

            2) Учить задумываться о своем месте в жизни.

            3) Развитие ценностно-смыслового ядра личности ребенка.

            4) Содействовать формированию у учащихся умений анализировать

             свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих     действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_chelovekom.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Быть человеком…»

Цель:   1) Выработать у учащихся правильное отношение к нравственным

             ценностям человека.                        

            2) Учить задумываться о своем месте в жизни.

            3) Развитие ценностно-смыслового ядра личности ребенка.

            4) Содействовать формированию у учащихся умений анализировать

             свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих     действий.

             Оборудование: высказывания выдающихся мыслителей, пословицы.

             Называться человеком легко, трудно им быть.

             Человек- это то, что он сам из себя сделал.

             Без добрых дел нет доброго имени.

                   Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное     счастье. (Платон)

                   Человек, который думает только о себе и ищет выгоды, не     может быть  счастлив. (Сенека)

                   В жизни есть одно несомненное счастье – жизнь для других

                                                                                        (Л.Н. Толстой)          

                                                                                                                           

         

                                                      Человеком быть трудно, стать   человеком-

                                                       большая работа.

                                                                                                      Э.Межелайтис

                                                                                                  (запись на доске)

Слово учителя.

Как вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:

                Он мудрецом не слыл,

                Он храбрецом не слыл,

                Но поклонись ему:

                Он человеком был.

С древних пор люди задумывались над вопросом: «Что значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?» Из поколения в поколение передается народная мудрость через пословицы.( Зачитываются пословицы)

Чтение эпиграфа.

Человечество выработало элементарные нормы нравственности, то есть нормы поведения людей, которые проявляются в повседневной жизни человека. Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями.

Великие люди во все времена давали другие определения, что значит быть человеком, каким человеком и кто таков человек вообще.   Французский писатель В.Гюго писал: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывается, тот, который он себе приписывает, и тот, который есть в действительности».

        Как вы понимаете слова В.Гюго? Согласны вы с этим определением? Сколько характеров у вас?

Анализ анкеты.        

Готовясь к классному часу, вы ответили на ряд вопросов. (Анализ ответов на первые два вопроса).

1. Есть ли у тебя плохие черты характера? Какие?

2.Какие черты не нравятся тебе в твоих одноклассниках?

3. Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?

4. Какой ты представляешь свою будущую жизнь? Тебе 25. Кто ты? Какой ты?

В вашем возрасте вам часто хочется выделиться среди других. Одни чем-то хвастаются, другие смотрят на всех свысока, третьи кричат громче других, чтобы на них обратили внимание. Не случайно был задан вопрос: «Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?»  (Зачитываются ответы).

 Показателем нравственности человека являются его дела, отношения к другим людям. Говорят: «Красота спасет мир». Я бы сказала иначе: «Доброта спасет мир». Чтобы делать добро, надо им обладать. Милосердие, доброжелательность, примеры внимания друг к другу- обо всем этом пишут в газетах, говорят по радио. Какие акции милосердия вы можете назвать? (воспитание детей-сирот, благотворительные концерты музыкантов, авария в Чернобыле ). А можно ли в повседневной  жизни проявлять человеколюбие?

А теперь посмотрим такую сценку.

Автор. Готов для человечества он много совершить.

Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?

Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел.

Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел.

Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.

Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.

Автор. Дома Наташка мечется, гуляй,  мол, с ней с утра.

Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра.

Автор. Пока себе он подвига еще не приглядел.

Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!

Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра: «Я тоже человечество, и мне гулять пора!»

Есть ли настоящая доброта в этом мальчике?

А какие полезные дела вы  сами ежедневно делаете?  

Что бы вы сделали для людей, если бы могли все?

 Тренинг.

Что вы делали в прошедшее воскресенье? Записи разнести по графам: для себя, для дома, для школы, для товарищей. (Многие действуют для своей пользы, мало делая для других).

Тренинг «Благородный поступок».

Вспомните, приходилось ли вам ради кого-то отказаться от собственного удовольствия? Кто этот человек? Эта была ваша инициатива? Или он просил, требовал?   Вы благородный человек?

 Игровые ситуации.

Класс разбит на 5групп. Каждая группа анализирует ситуацию.

1.Тебе подарили интересную энциклопедию. Тебе не терпится ее прочитать, но твои сестра и брат хотят тоже прочитать ее. Как ты поступишь?

2.В классе собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень хорошая игра, в которую ты играешь. Но отдать ее очень не хочется. Как ты поступишь?

3.У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В это время к тебе подходит одноклассник. Он смотрит на тебя и на конфету. Как ты поступишь?

4.Твой одноклассник просит у тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?

5.У твоего друга день рождения. Твои родители считают, что можно подарить что-то из твоих игрушек, чтобы не тратить деньги, хотя ты знаешь, о каком подарке мечтает твой друг. Как ты поступишь?

 Каждый воспитанный человек проявляет интерес, внимание к проблемам другого человека, сочувствует его переживаниям. Это не просто вежливость, это тоже акт доброты. Но все же нечасто встретишь такого  человека среди нас. Нам следует задуматься всем над своим поведением и отношением к ближнему.

Взгляд в будущее.

Каждый мечтает о счастливом будущем и видит себя в нем хорошим человеком. Никто не хочет стать преступником, вором. Какими вы себя видите? (Зачитываются ответы на последний вопрос анкеты).

С годами эти понятия будут у вас меняться, и мы вернемся  еще к этим вопросам. Говорят, если  есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Такой человек чувствует себя счастливым, а эгоист несчастлив. Когда придут жизненные испытания, он останется один, будет отчаиваться и страдать. Что по этому поводу говорят выдающиеся мыслители. (Подготовленные ученики приводят примеры афоризмов).

Домашнее задание.

Чтение стихов  о человеческих ценностях.

Исполнение, слушание песен о дружбе, счастье.

Заключительное слово учителя.

Каждый из нас живет в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно, необходимо следовать простым нормам нравственности.

Психолог Виктор Франкл писал: «Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит».

Мои пожелания вам:

 

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неуловимый бег –

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь человек.(Р.Киплинг)

Рефлексия.   Закончи предложение: «Сегодня я понял, что …».

                 

Муниципальное учреждение образования

Москаленская средняя общеобразовательная школа №3

Москаленского муниципального района

Омской области

Конкурс методических разработок

Личностно ориентированный классный час

«Быть человеком…»

                                                                             Выполнила Пастарнак Ирина

                                                                                Павловна, классный                          

                                                                                 руководитель 7 класса  

р.п. Москаленки - 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек и обстоятельства" (6 - 7 кл.)

Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководит...

Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.

Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....

Единый классный час "Человек-вселенная-космос"

Классный час был посвящён 50-летию первого полёта в еосмос и проводился в 6 классе....

КЛАССНЫЙ ЧАС «Человек, вооруженный знанием, непобедим»

Классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни....

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

презентация к классному часу "Человек рождён для счастья"

презентационное сопровождение к проведённому классному часу...

сценарий классного часа "Человек рождён для счастья"

успешно проведённый классный час для учащихся 9 класса...