Эссэ
материал по теме
Предварительный просмотр:
Вот уже 25 лет, я работаю в школе. Все было за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий, но никогда я не пожалела, что стала учителем.
Судьба… Скажу ли я ей спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда после неудач ребенок вдруг воскликнул: «Получилось!» - и приобрел веру в себя. Победа его становится и моей победой, радость – моей радостью. Именно в такие минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на судьбу и, если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них».
Радость… Она дается не каждому, она идет не с пустой души, а от духовной глубины, она требует самоотдачи, и только тогда можно надеяться на то, что духовное семя превратится в духовный росток, ибо тот, кто отдает свою душу детям, ее обретает, а тот, кто боится потерять ее, тот потеряет.
Годы работы в школе меня многому научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к себе самой. А самое главное: научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим, это лучшее увидеть в себе. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал К.Д.Ушинский, «только личность может воспитать личность». И в этом поможет учителю преподавание литературы, самого духовного, гуманного предмета. Но это еще не гарантирует гуманного воздействия на ученика. Этот предмет мало просто любить и знать, он требует преданности, воодушевления, красоты, умения пробудить мысли и чувства, показать перспективу нравственного роста человека. Учить надо не только по литературным образам, но и по законам Добра, Милосердия, Любви, Сострадания, Справедливости. Учить так, чтобы душа болела, ибо
пока душа болит, мы люди. А не болит, что за душа?
Оценивая уроки, ребята отмечают в своих анкетах, что научиться литературе – это значит уметь понимать героя, чувствовать его, сопереживать ему. Учить литературе – это значит «учить мыслить вслух», мыслить грамотно, четко, красиво.
Свою педагогическую философию я могла бы выразить одним словом: сотворчество. Именно сотворчество является для меня высшей формой сотрудничества. Но за этим не стоит пренебрегать и учебным задачам. Учитель обязан передать ученику определенную стандартом программы сумму знаний, способствовать выработке навыков и умений, что позволит учащимся сдавать экзамены, участвовать в олимпиадах, учиться в вузах. Именно такое понимание моих предметов и делает меня сторонником гуманно-личностного подхода, личностно-ориентированных технологий, которые ставятся в центр школьной образовательной системы.
В условиях современной школы деятельность учителя разнообразна, но все-таки центральное место в ней занимает урок. Для меня урок ценен тем, что является синтезом обучения и воспитания. В моем арсенале различные формы проведения уроков: лекции, нестандартные формы (урок – суд, пресс-конференции и т.д.)- и все-таки я отдаю предпочтение диалогическим формам, в основе которых конструктивное взаимодействие между учителем и учеником, потому что диалог – лучшая форма деятельности по совместному поиску истины, формы сотворчества.
Я стремлюсь, чтобы урок литературы приобретал форму полилога, т.к. это такая форма взаимодействия, когда точка зрения учителя – одна из множества, представленных в процессе обсуждения. Позиция учителя здесь равнозначна другим позициям и может быть оспорена. Мнения вообще не оцениваются по шкале «правильное – неправильное», участники полилога вправе высказать любую точку зрения, но при условии, что она доказательна. Доказательством в данном случае служит, прежде всего, текст произведения. Оценивается и умение высказывать свои мысли. Каждой мой ученик любого уровня подготовки, выходя с моего урока, должен быть, уверен в том, что
– это я понял
- это я смогу
- это я сделал.
И тогда ученик захочет вернуться вновь к этой теме или тексту, поэтому мое правило – обязательно выслушать любое мнение ученика, подискутировать с ним, может быть, доказать свою точку зрения или принять его, но ни в коем случае «не сломать» ученика, а создать ситуацию успеха , чтобы ученик был уверен в своих способностях.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
Учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - всегда ученик. В современных условиях, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня, необходимо настойчиво искать новую информацию, умело управлять ее потоком, профессионально использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЭ " Я - учитель, а это значит...
Каждый человек размышляет о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, а учитель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. Размышляя над тем, что значит для меня быть учителем, я ...
педагогическое ЭССЭ
Предназначен для сборника "Сердце отдаю детям"...
эссэ "Курение в масштабе всей страны"
Размышления о проблеме курения в нашей стране, причинах, побуждающих детей взяться за сигарету, ответственности взрослых и о том, что же делать?...
Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"
В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...
Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"
В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...
Эссэ по теме по документу «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В эссе я высказала свои мысли по поводу новой концепции воспитания личности гражданина России...
Конкурсная работа эссэ "Я в педагогике"
Конкурсная работа "Я в педагогике"...