Выявление педагогами кризисных состояний у детей
методическая разработка по теме

Покровский Борис Николаевич

 

В статье рассматривается проблема диагностики наличия кризисных состояний у несовершеннолетних. Предложен подход, который предполагает использование трех основных критериев оценки, что позволяет упростить выявление детей,  находящихся в состоянии развертывания кризисной ситуации. Текст ориентирован на педагогов и психологов, работающих в образовательных учреждениях, а так же автор будет благодарен всем, кто выразит свое мнение по данному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_pedagogami_krizisnyh_sostoyaniy_u_detey.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Покровский Б.Н.

Учитель ГОУ СОШ №506

Санкт-Петебург

Выявление педагогами кризисных состояний у детей: проблемы и возможности.


Сегодня мы вынуждены констатировать наличие значительных проблем в области кризисных состояний детей. В 2010 году по данным ООН Россия вышла на 2 место по числу суицидных попыток несовершеннолетних. В 2007 году по результатам проверок  Генеральной Прокуратурой России, был сделан вывод,  что 62% всех самоубийств подростков связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих[1]. Проблемы могли бы быть решены, если бы состояние ребенка было выявлено заранее.  Среди тех, кто решился на суицидальную попытку, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления.

Проблема суицида не является единственной. Губительное психологическое состояние подростка может найти свое проявление в опасном поведении: рискованном поведении, наркомании, алкоголизации и других видах зависимостей. Сталкиваемся с ситуацией, когда самые близкие люди для ребенка – его семья, не способны выявить проблему на ранних этапах, не знают, как оказать помощь или же сами создают опасную ситуацию. В этих условиях значительная роль отводится образовательным учреждениям. Это единственный государственный социальный институт, где каждый ребенок регулярно проводит значительную часть своего времени. Но и здесь мы вынуждены констатировать ряд проблем: педагоги в своем большинстве не умеют выявлять ранние этапы кризиса, не знают системы, загружены текущим образовательным процессом до состояния хронической усталости. Что совершенно не снимает с них задачи оказания ранней помощи ребенку,  даже в ситуации, когда семья ребенка относится к нарастающей проблеме снисходительно. Ситуация насилия со стороны группы сверстников, криминальной группы или членов семьи является кризисной для ребенка. Опасным является не только сам факт насилия и непосредственная опасность для жизни и здоровья человека, но и отдаленные последствия, которые могут найти свое отражение в поведении взрослого человека. Существует вдвое большая вероятность того, что мальчики, которые становятся свидетелями жестокости, совершат насилие по отношению к своим партнерам, когда они станут взрослыми[2].

Задача выявить на ранних этапах наличие у ребенка кризиса, как результата его неспособности справиться с нетипичными для него ситуациями, может показаться для педагога практически невыполнимой. Существует множество признаков, по которым ситуация может быть отнесена к той или иной группе проблем. Эти признаки противоречивы для неспециалиста в области психологии. С другой стороны, у педагога чаще всего нет возможности получить дополнительно еще и психологическое образование, а так же просто нет возможности самому переносить такую нагрузку, когда необходимо отслеживать состояния десятков или сотен детей по множеству критериев. Данная статья является попыткой осмыслить указанную проблему и предложить для обсуждения возможный путь её решения.

Обозначая проблему множества критериев оценки кризисного состояния ребенка, можно отметить общий характер проявления признаков. В своей основе качественные характеристики проявления признаков носят образовательных характер – умеет ли ребенок справляться с актуальными проблемами и насколько эффективно он может действовать. Кризис может быть рассмотрен как состояние перехода, когда существующие средства (модели поведения, оценки, суждений и т.п.) оказываются неадекватными сложившейся ситуации, и как следствие возникают актуальные проблемы, которые не могут быть решены. Степень актуальности проблемы и её личностная значимость будут определять глубину кризиса. В глубинных характеристиках кризиса может разобраться только специалист, обладающий необходимыми профессиональными знаниями. При этом, само состояние неготовности к разрешению проблемной ситуации может быть охарактеризовано по следующим признакам: однообразие реакций, асоциальное поведение, избыточная сила реакций. Рассмотрим более подробно указанные критерии.

Однообразный характер реакций заключается в  том, что личность не обладает необходимым ролевым разнообразием для участия в социальных взаимодействиях (или испытывает значительное психологическое напряжение блокирующее творческий характер социальной деятельности). Проявлением однообразия реакций может быть:

  1. Постоянно грустное (или веселое) настроение
  2. Типичное, повторяющееся в любых условиях поведение (критичность, «шут», «правдолюб» и т.п.)
  3. Постоянная усталость или избыточная энергия
  4. Постоянные колебания настроения, не зависящие от внешней ситуации.

Сами по себе признаки не имеют диагностического характера, но их постоянное и недифференцированное проявление должно настораживать. Ребенок, испытывающий проблемы связанные с насилием, будет находиться под постоянным нервным напряжением, которое способно блокировать разнообразие реакций на окружающую среду. С другой стороны, отсутствие у ребенка «веера социальных ролей» то же является тревожным сигналом для педагога и психолога.

Ситуации, связанные с асоциальным поведением рассмотрены в педагогической литературе подробно и разнообразно, но хочется отметить, что сам факт единичного нарушения социальных норм и правил не является диагностическим. Особенно подростки, опробуя свою роль в социальном окружении, могут выходить за рамки нормы. Опасным является постоянное или регулярное нарушение норм, как показатель либо неудачно усвоенных социальных ролей, либо как критерий психологической нестабильности. И то и другое требует психологического вмешательства, тогда как в случае эпизодических нарушений, вполне достаточно педагогической корректировки. Дети, испытывающие насилие, довольно часто реализуют асоциальное и антисоциальные модели поведения как типовые для своей личности, аргументируя их целесообразность и приемлемость. Ребенок будучи унижаемым, вполне может  использовать удобную ситуацию для восстановления своего статуса реализуя рискованное или агрессивное поведение.

Сила реакции человека на существующую проблему должна быть соразмерна глубине проблемы. Ребенок, испытывающий регулярное насилие, вполне может оказаться перед сложностями с оценкой, когда оценочные критерии упрощаются до «белое – черное». В этих случаях реакция человека на внешнее воздействие, особенно усиленная психологическим напряжением, может привести к эмоциональному взрыву (при отсутствии явных внешних причин). Вполне возможно и обратная реакция, заключающаяся в «уходе в себя», замыкании на своих переживаниях. В норме, человек может проявлять аффективные реакции и признаком личностного кризиса они становятся либо в случае постоянных повторений, либо в случае асоциального характера, либо когда их сила ставит под угрозу жизнь и здоровье самого человека. Пример суицида, как выхода из кризисной ситуации является самым ярким и самым опасным проявлением избыточной реакции. Другими проявлениями могут быть постоянные спонтанные агрессивные действия в отношении окружающих.

Как видно из выше изложенного, все три критерия оценки наличия кризисной ситуации у несовершеннолетних являются взаимосвязанными. Глубина и комплексность их проявлений являются интегрированными показателями наличия кризиса у ребенка. Необходимо отметить, что с данной позиции задача педагога выявить наличие развивающегося кризиса и передать информацию соответствующим специалистам. Глубинные причины кризиса, характер и способы его решения должны выявлять специалисты, обладающие необходимыми знаниями, опытом и социальными связями. Оказание правовой помощи в случае насилия является прерогативой соответствующих государственных и общественных структур. Педагог может включиться в решение этих задач, но как частное лицо. Как специалист, педагог должен организовать образовательный процесс так, чтобы ученик овладел необходимой социальной компетентностью, обладал опытом эффективного решения кризисных ситуаций.

Прошу людей заинтересованных в решении проблем диагностики кризисных состояний, в том числе и связанных с насилием высказаться по поводу выше обозначенных положений.


[1] Количество самоубийств среди подростков вышло в России на первое место по случаям гибели людей http://ricolor.org/rus/5/por/s/ [дата посещения 12.10.2011]

[2] Национальная коалиция против домашнего насилия, США http://www.ncadv.org/files/ Domesticviolencefactsheet(National).pdf [дата посещения 06.09.2009 ]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков

Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет пом...

Профилактика суицидов и кризисного состояния в школе (буклет для педагогов)

Памятка для педагогов "Профилактика суицидов и кризисного состояния в школе" содержит общие рекомендаци педагогам по выявлению суицидального поведения подростков с учетом выраженности словес...

Памятка родителям и педагогам по профилактике кризисного состояния и суицидального поведения

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Памятка может помочь ответить на вопросы: Что в поведении подростка должно насторожить?Какие есть опасные си...

Брошюра для педагогов по профилактике суицидов и кризисного состояния в школе

Памятка содержит материалы по выявлению, предупреждению и профилактике суицидов и кризисного состояния в школе, также рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидал...

Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ по теме «Этапы переживания родителями детей с ОВЗ кризисной ситуации, связанной с появлением в семье ребенка с патологией»

Рождение ребенка с нарушениями воспринимается родителями, как величайшая трагедия.  Все надежды и ожидания с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление этого события и обретение новых ...

ПАМЯТКА родителям по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии

ПАМЯТКА родителям  по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии...