О себе
материал по теме

 

Зинина Татьяна Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestaciya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

 

Зинина Татьяна Евгеньевна

     Образование: высшее. Арзамасский государственный             педагогический институт имени А.П. Гайдара

     Специальность: учитель русского языка и литературы

     Квалификация: 1999 год – 13 разряд

                                2004 год – высшая  квалификационная категория

                                2008 год – высшая квалификационная категория

    Трудовая деятельность:

1996 год – 2000 год – Лопатинская средняя школа Сергачского района  

        Нижегородской области

2000 год – по настоящее время – МАОУ Домодедовская гимназия № 5

   Стаж работы: педагогический стаж 16 лет

  Должностные обязанности: учитель русского языка и литературы,

                                              классный руководитель 10 А класса,

                                                 заведующая опорным кабинетом русского

                                              языка,

                                              эксперт по оцениванию работ ЕГЭ,

                                              член аттестационной экспертной группы

        (до 2011 года)

                  Школа, как и всё российское общество, мучительно, противоречиво, но последовательно и необратимо идёт по пути преобразований. Развитие школы стало ключевой идеей, охватившей все  категории просвещенцев.

                  Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие личности.

                  Известно, что одной из важнейших задач в школьном курсе русского языка является формирование у учащихся лингвистической компетенции. Что представляет собой это понятие и как выполнить требование программ по её формированию? В общем виде компетенция- это объём знаний в какой-нибудь конкретной области и умение применять их на практике. В лингвистике «компетенция»- это знание языка. Лингвистическая компетенция- это не только знания учащихся о самой науке русский язык, о её методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка, но и умение пользоваться языком как средством общения и познания окружающей действительности.

                   На процесс формирования лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся влияют разнообразные формы работы: свободный диктант, изложения разных типов, сочинения, в которых отражается внутренний мир человека, прослеживается развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.

                    Русский язык, русская литература-это важные предметы не только в образовании, но и главное - для формирования интеллектуально развитой личности. Именно словесник в нынешних тяжелейших условиях в школе почти в одиночестве противостоит засилью пошлости, жестокости, цинизма и  через Слово отстаивает и несёт детям идеалы красоты, добра, справедливости, совершая тем самым сверхчеловеческий учительский подвиг. Подвиг человека, который не бросает детей, даже когда его самого оставили. Преподаватель русского языка и литературы силой художественного слова очищает и облагораживает душу ребёнка, формирует его ценностное сознание.

          Нельзя не согласиться с  К.Д.Ушинским, который так определял значение русского языка: «Не условным знакам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и с его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие философские воззрения, которых, конечно, не мог сообщить ребёнку ни один философ». (Собр. соч. Изд. АПН РСФСР, т.2, 1949г., с.558).

    Истина, добро и красота- это триада, положенная в основу моей педагогической философии. За печатными знаками мы открываем целые миры часто не виденного нами, исторически далёкого, порой фантастического. И, невольно становясь свидетелями происходящего на страницах действия, радуемся и плачем, слышим шёпот листьев и грохот орудий, видим глаза героев и небо над головой.

    Учителя литературы стремятся развивать чувства учеников, решать нравственно-философские вопросы и связь литературы с жизнью, расширяют читательский кругозор и спектр произведений, учат умению постигать авторскую позицию в произведении… И я на своих уроках пытаюсь, несмотря на все неблагоприятные факторы (а именно тот, что наши дети мало читают), искать способы стимулирования чтения, опираюсь при любом виде деятельности учителя и ученика на уроке на фактологические знания. Часто на уроках русского языка и литературы использую замечательную традицию золотого века – добротное чтение вслух учителем фрагментов или произведений малых жанров, стараюсь привить интерес к самостоятельному чтению учащихся. Считаю, что хорошее знание содержания произведения, знание литературного факта - основа всего филологического образования.

               Часто, чтобы проверить, насколько глубоко учащиеся знают художественный текст, организую контроль, используя увлекательные формы, чтобы не разрушить нравственно-эстетическое наслаждение на уроках литературы. Для этого приходится подключать собственную фантазию, пробуждать творческое воображение в себе самой. Чтобы не испортить читательские впечатления, подбираю ключик к каждому предмету изучения. Например, в пятом классе провожу, используя различные приёмы, традиционную викторину, активизируя для участия в ней каждого ученика;

 в 6-7 классе - письменный ответ на вопрос; в 8 классе - пресс-конференцию, на которой обязательно совместно со мной работает группа экспертов; в 9- взаимовикторину, для которой создаются несколько творческих групп (5-6). Они предварительно получают задание подобрать 20 реплик героев, обращённых к другим персонажам  или характеризующих кого-то из них. Непременное условие самовикторины - выразительное актёрское чтение реплики. Учащиеся должны догадаться, кому принадлежит реплика, по какому поводу сказаны эти слова. В 10-11классах провожу устный зачёт с билетами, задания которых приближены к формату ЕГЭ.

        Ещё одним эффективным приёмом работы является лексическое тестирование. Так, например, при изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе уделяю особое внимание языку николаевской эпохи. Ведь многие слова, употреблённые писателем, непонятны ученикам. Данные слова сначала прорабатываю в классе, затем ученики повторяют их дома, а на уроке в качестве закрепления даю пятиминутные экспресс - тесты, т.е. своеобразные лексические диктанты, которые успешно проводятся и на уроках русского языка в разных классах. Провожу такой диктант по определенной схеме: объявляю номер задания, даю значение слова, употреблённого одним из героев произведения, привожу фрагмент реплики, в которой встречается загаданное слово, а вместо произнесения этого слова делаю паузу или хлопок. Задача учащихся - узнать по дефиниции и употреблению данное слово и записать его под номером задания. Правильность выполнения проверяю с помощью самоконтроля (по эталону) и взаимопроверки. В лексическом диктанте даю 8 заданий. Оценка «5» ставится за 7-8 правильных ответов, «4»- за 5-6, «3»- за 3-4 ответа. Всё это позволяет включить большинство класса в увлекательную учебную деятельность.

     Другим примером является фактологический зачёт. Вопросы зачёта предварительно не сообщаю. Непосредственно сдавая зачёт, каждый учащийся выбирает билет с формулировкой вопроса и сразу даёт ответ. Проводя краткую беседу, выясняю глубину прочтения текста. Предметом такого зачёта может стать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Вот примерные вопросы к зачёту по 1-2-му томам романа Толстого.(1.Настроение и планы князя Андрея в начале романа. 2.Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина? 3.Князь Андрей в Аустерлицком сражении.)

                     Изучение жизни и творчества Л.Н.Толстого - самая большая и серьёзная тема в литературном образовании старших классов. В дополнение к традиционным подходам использую на разных этапах обучения раздаточный дидактический материал- тест множественного выбора.

      В старших классах, где произведения отличаются большим объёмом, после прочтения текста учащимися и первичного анализа провожу урок-пресс-конференцию. Изучая роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», выбираем экспертную группу (3-4 человека), все остальные ученики класса готовят экспертам как минимум 2-3 вопроса каждый. Такой урок, как показывает практика, проходит энергично и позволяет оценить всех участников действия.

      Мощным стимулом развития интереса к литературному произведению и литературной эпохе являются театрализованные литературно-музыкальные гостиные. Они стали традиционными в нашей работе. В 2002-2003 учебном году проводилась гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева, в 2003-2004 учебном году - гостиная, связанная с творчеством А.А.Ахматовой «Мне дали имя при крещенье Анна». Литературные гостиные - внеклассные мероприятия, которые становятся своеобразным продолжением уроков русского языка и литературы, позволяют войти в образ, почувствовать стихотворный язык, войти в ритм речи, отработать интонацию и произношение, выступить в качестве актёра, светорежиссёра, техника, художника- модельера… Кроме того, подготовка таких мероприятий позволяет воспитывать в учащихся чувство коллективизма, сотрудничества, развивает эстетический и художественный вкус, пробуждает творчество и инициативу. Репетиции проводим с ребятами на сцене школьного  театра «ГИТЕС» (гимназическая театральная студия). Создавая афиши, приглашения, программки, учащиеся реализуют свои художественные способности.

                    Творчество учителя безгранично. Но какую бы форму мы не избрали, важнее всего то, что следование литературному факту прибавит точности, внимательности к художественному слову.

                   Игровой метод обучения давно уже не называется инновацией, но, на мой взгляд, он по-прежнему является эффективным в работе учителя русского языка и литературы. Его использование в работе над литературным произведением в 5-6 классе позволяет отрабатывать интонацию и произношение, запомнить лучше литературного героя, испытать и почувствовать эмоциональное воздействие текста. Мини-спектакль на уроке порождает желание больше знать, лучше подготовиться, а также это интереснее, чем простое чтение текста в книге. С азартом и увлечением дети выступают то в роли героев басен И.А.Крылова, то «превращаются» в волшебную и сказочную Марью Моревну, то в роли Алисы В.Набокова и Льюиса Кэрролла попадают в страну чудес, то в образе Ланселота сражаются с чёрным рыцарем…

          Не могу не рассказать ещё об одной активной форме работы - проектировании. Метод проекта – новая технология, цель которой ориентировать учащихся на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность. Разнообразные виды проектов по литературе: дневник наблюдений, коллаж, ролевые игры, репортажи с места событий, сочинения собственного произведения, сценария, изучение творчества и биографии писателя через музеи, литературные стенные газеты, создание сценариев вечеров и праздников, издание газеты «Портрет А.С.Пушкина в литературе»- вырабатывают самостоятельность, умение принимать решение, повышают работоспособность. Так при изучении творчества Н.В.Гоголя предлагаю такие темы проектов: «Помещичьи усадьбы и галерея помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души», «Иллюстрации к поэме Гоголя «Мёртвые души». В 10-11классах - «Русская женщина и её роль в развитии литературы», «Роль женщины в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева», «Малоизвестные страницы биографии А.А.Фета», «Генеалогическое древо рода Пушкиных или Толстых», исследования в музеях А.П.Чехова (усадьба Мелихово), Л.Н.Толстого (усадьба Ясная Поляна). Занимаясь проектной деятельностью уже два года, пришла к выводу, что метод проекта развивает творческое мышление, совершенствует исследовательские навыки, речевые умения, развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения, а это способствует формированию всесторонне развитой личности. (Подробнее см. статью «Метод проекта на уроках литературы»).

  Средства обучения, безусловно, играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. В своей работе я активно использую оборудование кабинета: карточки, раздаточные  материалы, таблицы, схемы, рабочие тетради, аудио- и видеоаппаратуру, интерактивную доску, компьютер. Использование разных видеофрагментов: монолог Чацкого («Горе от ума»), Пугачёв в Белогорской крепости («Капитанская дочка»), убийство старухи- процентщицы Раскольниковым («Преступление и наказание»), князь Андрей в Аустерлицком сражении, первый бал Наташи Ростовой («Война и мир») помогают учащимся глубже проникнуть в содержание произведения и ярче представить характеры и образы главных героев. Аудиотексты и видеофрагменты позволяют реализовать принцип новизны, воздействовать на эмоционально- чувственную сферу учащихся, повышают мотивацию. С большим интересом учащиеся слушают запись стихотворных произведений А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, С. Есенина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета в исполнении профессиональных актёров.

    Постоянно пополняю кабинет русского языка и литературы иллюстративным, наглядным, дидактическим, практическим  материалом. В библиотеке кабинета есть энциклопедии, справочники, орфографические и толковые словари, с помощью которых работаю над формированием навыков самостоятельной работы со справочной литературой. Стенды кабинета - отражение уроков - помогают уяснить главное, запомнить важное. Выставки творческих работ, создание рукописных журналов способствуют  повышению мотивации при изучении русского языка и литературы, а также эстетическому воспитанию подростков. Учащиеся работают над оформлением проектов, сочинений, эссе, литературных газет, рукописных журналов и газет.

С целью повышения интереса учащихся к русскому языку и литературе работаю над разными методическими темами:

2003- 2004 учебный год - Нравственное воспитание на уроках

                                            литературы и русского языка. («Открытый»

                                            урок в 8 А классе для учителей района).

2004- 2005 учебный год- Роль кабинета русского языка и литературы

                                           в повышении интереса к предмету.

2005- 2006 учебный год- Формирование коммуникативных умений в

                                           процессе работы над сочинением по                                                                   картине. (Заочное участие в  VI                                                                            Всероссийской научно-практической                                                              конференции.)

2006 – 2007 учебный год – Метод проекта на уроках литературы

2007 – 2008 учебный год - Расширение лингвистического и                                        культурологического кругозора во внеклассной работе с учащимися.

                    В профессиональной деятельности учителя можно выделить пять уровней: репродуктивный, адаптированный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания и поведение, системно-моделирующий деятельность и отношения. Каждый из этих уровней характеризуется своими особенностями. Долгие годы  работая на первом и втором уровнях, поняла, что наиболее действенным является системно - моделирующий деятельность и отношения. В соответствии с этим учебный процесс конструируется мною как познавательный, воспроизводящий в своём содержании научную картину мира, разворачивающуюся в логике возникновения и развития общественно- исторического опыта, фиксируемого в системе научного знания.

                       Воплощённая в реальную деятельность изложенная концепция дала свои результаты. (Слайд № 2).

                   Десять выпускников гимназии №5, с которыми работала на протяжении пяти лет получили аттестаты особого образца и медали (2003-2004гг. - Ведерникова Екатерина, Самойлова Ксения, Савичев Сергей, Сажин Сергей; 2004-2005гг.- Кудряшова Елизавета, Шардуба Александра, Умярова Александра; 2005-2006гг. - Ланкина Алевтина, Назаренко Катрина, Цыганкова Ольга).

                 Некоторые представили свои работы в альманахе «Юные дарования»

  1.  Цыганкова О.  «Родной мой край»
  1. Юрина В.  «Россия»,

                              «Царство иллюзий»,

                                «Рассвет»,

                                «В память о…»,

                                «Все люди когда-то уходят куда-то»,

                                «Ты посмотри, как мы живем…»

  1.  Дорохов Е. «Помню, ты, лаская нежно…»,

                                «Знала ты, что не всегда»,

                                «Я жду тебя»

Другие ребята стали победителями олимпиад (Степанова Марина заняла третье место в районной олимпиаде по русскому языку в 2004-2005 учебном году) и лауреатами  районных конкурсов творческих работ и художественного чтения (Степанова Марина, третье место в конкурсе сочинений, посвящённых 60-летию Победы в Великой Отечественной войне).

               Результаты работы – хорошее качество знаний по русскому языку и литературе. (Слайд № 4 - 5). В 2007 – 2008 учебном году качество знаний   составило:

                             

Класс/предмет

Русский язык

Литература

5 Г

76 %

82 %

6 Г

61 %

82 %

7 А

86 %

96 %

8 Б

81 %

81 %

                     Научно-исследовательскую работу веду в двух направлениях:  участие во Всероссийской научно-практической конференции в городе Пензе, имею 6 печатных работ (см. папку с материалами аттестации), 2 работы ещё находятся в печати,  ежегодно являюсь научным руководителем учащихся, членов НОУ, которые успешно выступают на общегимназических конференциях с результатами своих исследований, а также имеют  публикации. (Слайд № 6 - 8)

  1.  Муниципальные
  1. Русская женщина и её роль в развитии общества. Сборник статей по итогам I научно-практической конференции Научного общества учащихся. Домодедовской гимназии

            № 5. – Домодедово, 2004

  1. Символика полудрагоценных камней в произведениях русской литературы. Сборник статей по итогам III научно-практической конференции Научного общества учащихся Домодедовской гимназии № 5. Наука. Интеллект. Культура. – Домодедово, 2006

  1. За гранями самоцветов… Сборник статей I научно-практической конференции педагогических работников городского округа Домодедово. Современные педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. – Домодедово, 2007

  1.  Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку... Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Зининой Т.Е. НМС гимназии № 5 и методическим кабинетом Управления образования, муниципальным НМС.  -  Домодедово, 2006

  1. Расширение лингвистического и культурологического кругозора во внеклассной работе с учащимися. Сборник статей II научно-практической конференции педагогических работников городского округа Домодедово. Современные педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. – Домодедово, 2008

     2. Всероссийские

  1. Онимическое пространство с. Кошкарова Сергачского района Нижегородской области: объём, состояние, тенденции развития. Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2004

  1. Формирование коммуникативных умений в процессе работы над сочинением по картине. Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005

  1. Символика полудрагоценных камней в произведениях русской литературы. Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006

  1. Онимическое пространство одного села: объём, состояние, тенденции развития. Доклады и сообщения 6-й российской научно-практической конференции «Российская деревня: история и современность», Нижний Новгород, ноябрь 1997 г./ Всерос. научн. и культ.-просвет. о-во «Энциклопедия российских деревень» и др. В 2 ч. – М.:, 1997

    3. Международные

  1. Метод проекта на уроках литературы. Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сборник материалов  V Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005

 

            Современный учитель не может быть просто урокодателем. Быстрыми темпами развивается общество, появляются новые технологии, меняется ученик, поэтому становится необходимым, чтобы учитель был учителем-исследователем. Эта работа не только совершенствует, но и  помогает на практике.

             На уроках развития речи, выполняя описание картины, поняла, что картина позволяет ученику не только высказать своё личное мнение, но и знакомит его с культурой, историей, традициями, бытом народа, формирует чувство красоты, добра, уважение к родному народу, воспитывает, а также формирует коммуникативные умения. Из данного материала получилась статья «Формирование коммуникативных умений в процессе работы над сочинением по картине».

             Ещё в институте привлекали внимание при чтении художественной литературы драгоценные камни – одно из чудес мироздания. Однажды на уроке обратили внимание на это же и дети. В результате получилась научная работа и статья «Символика полудрагоценных камней в произведениях русской литературы». Сейчас эти материалы использую на уроках в 10-11 классах при изучении произведений А.И. Куприна «Гранатовый браслет», «Суламифь», Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье», И.С. Тургенева «Отцы и дети», Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», «Коробейники» и «Слова о полку Игореве». Позволю себе привести небольшой отрывок из названной статьи.

                 «По народным поверьям, бирюза – это и оберег, охраняющий человека от опасностей и от случайной гибели. Но этим талисманом либо забыл, либо не пожелал воспользоваться во время дуэли А.С. Пушкин, которому ранее Нащокин подарил золотое колечко с бирюзовыми камешками. Смертельно раненный Пушкин подарил его впоследствии Данзасу со словами: «Это – талисман от насильственной смерти».

                  Многие известные писатели и художники считали своим талисманом опал  – камень одиночества, символ разрушительных иллюзий и обманутых надежд. Этот самоцвет часто своим владельцам ничего, кроме слёз, не приносил, опал очень ревнив, способен приворожить человека к себе. Так ли это? «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом»,- читаем в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Важная деталь портрета – «одинокий крупный опал», который подчёркивает аристократизм и утончённую изысканность вкусов Павла Петровича. Опаловые запонки? Почему? Наверное, невольно здесь писатель намекает на душевное состояние героя, любовная история которого завершилась так печально. А также в средние века считали, что «опал рождает злобные подозрения, сеет раздоры…» Тогда понятно, почему Павел Петрович с первой минуты знакомства с Базаровым возненавидел его. По-видимому, это роковое воздействие опала, который усилил агрессию своего хозяина и посеял вражду между героями, окончившуюся дуэлью».

         Слайд № 11 – 12 (награды и благодарности)

         Победитель регионального этапа конкурсного отбора учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2007 год). В связи с этим получила возможность использовать в своей работе новые информационные технологии (компьютерные программы, интерактивную доску и т.д.).

               Учитель, владеющий  информационной культурой, может сформировать её и в учащихся. Поэтому важным условием внедрения ИТ в учебный процесс является подготовка учителя, свободно пользующегося средствами ИТ и методикой их использования. Активность и заинтересованность учителя в овладении ИТ – успешность информатизации образования. В планах на будущее овладение новыми информационными технологиями, в перспективе освоение новых компьютерных программ с целью формирования у учащихся навыков, умений и знаний.

              Деятельность школьного учителя многогранна и безгранична, а словесник ответственен ещё и за духовное развитие поколений, сохранение культурного наследия и исторической памяти, воспитание любви к родному языку.

                               Ржавеет золото и истлевает сталь,

                               Крошится мрамор. К смерти всё готово.

                               Всего прочнее на земле печаль

                               И долговечней -  царственное слово.

                                                                         А.Ахматова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"

Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...

Проверить себя и поверить в себя!

Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...

Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"

Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...

Сохраним себя для себя

Тренинг для педагогов...

"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")

научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...

Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.

Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...