"Психологические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями"
материал

Из опыта работы классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями.

 Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Существует множество аспектов взаимодействия родителей и классного руководителя наиболее важными считаю педагогический и психологический аспекты общения с родителями.

Хочу подробнее остановится именно на психологических аспектах так как обладая определенными знаниями в области психологии можно овладеть сердцами детей и их родителей.

И так я классный руководитель и у меня новый класс.

 Начинаю я всегда с изучения семьи ведь именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не воспримут адекватно учительское слово, не будут добрыми союзниками педагога в воспитании своего чада.

 Анализировав ситуацию, я все чаще прихожу к выводу, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания родители большое количество времени уделяют работе. К тому же, недостаток педагогических знаний в семьях является причиной разрушения ценностных приоритетов ребёнка и негативного влияния на его развитие. В мире, где взрослые заняты решением своих проблем, дети испытывают жесткий дефицит родительского внимания и участия.

И так как я сказала ранее начинаю с изучения родительского сообщества вверенного мне класса используя следующие методы:

  • Наблюдение
  • Анкетирование
  • Анализ
  • Индивидуальные беседы

Далее делю родителей по критерию «включенности» в образовательный процесс.

                 Родители  лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. (это главные помощники классного руководителя)

                    Родители  исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

                   Родители  критические наблюдатели.

                    Равнодушные и живущие по принципу «А вот раньше трава была зеленее»

Далее обращаю внимание на типы темперамента родителей и их особенности.

 Родитель-меланхолик- впечатлительный, склонный все усугублять, замкнутый и чувствительный.

Родитель-сангвиник –энергичный общительный, жизнерадостный.

Родитель-холерик- раздражительный вспыльчивый с быстрой сменой настроения.

Родитель- флегматик –спокойный медлительный, уравновешенный, но плохо приспосабливается к новому.

Исходя из этих принципов строю свое личное общение с родителями.

В современных реалиях общение классного руководителя и родителей, чаще бывает личным в форме бесед и консультаций, но конечно нельзя не отметить важность форм коллективного взаимодействия  - родительских собраний.

К основным элементам подготовки родительского собрания можно отнести следующие:

−выбор темы собрания;

−определение целей родительского собрания;

−изучение научно -методической литературы по рассматриваемой проблеме;

−проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;(провожу анкетирования детей и довожу до сведения родителей на собрании)

−определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов совместной работы его участников;

−разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток для родителей;

Выбор темы : Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности коллектива, закономерностями развития личности ребенка, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования школы и семьи.

Определение целей родительского собрания

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения. Уже при выборе темы педагог отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:

•способствовать повышению педагогической культуры родителей,

пополнению арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье;

•содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского коллектива;

•выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

•пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своим детям;

•подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за год (полугодие).

Изучение научно-методической литературы

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Поэтому и необходимо обратиться к научно-методическим публикациям, изучение которых поможет выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения.

Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов

совместной работы его участников

Можно выделить и кратко охарактеризовать следующие виды родительских собраний:

•организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

•собрания по плану всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения родителей;

•тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного коллектива;

•собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток для родителей

Решение–обязательный элемент родительского собрания. Важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и педагога. В противном случае трудно получить желаемый результат даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей.

Решение может иметь не только «классическую» форму– в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций, памяток для родителей.

  В заключении хочу сказать при всем многообразии форм работы с родителями и детьми, все они будут эффективны только лишь при условии соблюдения восьми постулатов учителя:

1. Уважать.

2. Доверять.

3. Помогать.

4. Учиться.

5. Благодарить.

6. Объяснять.

7. Спрашивать.

8. Любить

Прежде чем скажу о последнем самом главном для меня постулате хочу обратить ваше внимание на два всем известным слова «Педагог» или «Учитель» Какое понятие шире? Конечно с точки зрения семантики слово «Педагог» шире, но, если посмотреть на эти два слова с философской точки зрения, «Учителем» называли Сына-Божьего. А Бог – есть любовь.

Предлагаю помнить об этом  в счастливые и тяжелые минуты учительских будней!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

Взаимодействие классного руководителя с родителями

В данной работе мною рассматриваются стили семейного воспитания,  дисгармония взаимоотношений родителей и ребенка в семье, способы  организации   работы классного руководителя с ро...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)

Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...

Методическая разработка выступления на ШМО "Взаимодействие классного руководителя и родителей"

Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Именно семья ...

Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями"

Презентация на тему :"Современные формы работы классного руководителя с родителями"...