Выступление на родительском собрании в 5 классах "Адаптация"
статья (5 класс)
Просвещение родителей, оценка адаптационного периода пятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании в пятом классе «Адаптация».
Цель: просвещение родителей, оценка адаптационного периода пятиклассников.
Задачи:
- познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста и адаптационного периода;
- познакомить и проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников;
- практические советы по адаптации ребенка к школе.
Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период. Главной задачей является необходимость разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую помощь можно оказать ребятам.
Возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.
Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости.
В этот период наступает интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 —13 лет, у мальчиков — в 13—15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
У взрослых часто возникают трудности при взаимодействии с подростком. Подросток находится в положении между взрослым и ребенком – с одной стороны, он зависим от родителей, а с другой – стремится быть независимым. У него появляется чувство взрослости, он пытается избавиться от опеки родителей. Во взаимоотношениях с взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает иметь серьезные обязанности и поручения.
Подросток — это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Главным в личности подростка является чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей.
«Чувство взрослости» - это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая «взрослость». И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: «Мал еще, чтобы указывать». Такое отношение часто приводит к конфликтам между родителями и подростками. Большую значимость в подростковом возрасте приобретают отношения со сверстниками. Нормы и ценности сверстников, становятся более значимыми, чем нормы и ценности взрослых, если подросток что-либо делает, для него важно одобрение сверстников, а не взрослых. Особенностью детей 11-12 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют курить (в том числе наркотики), ненормативная лексика, у них появляются сомнительные знакомства. Поэтому именно в этот период хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь вместе подумать, какие кружки, студии, факультативы хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.
В 5 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.
Возрастает нагрузка на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней школе — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В этот период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?
Разные требования педагогов предметников.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые работают в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий.
С особенностями адаптационного периода связано и ухудшение успеваемости. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Это мнение ошибочно. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане. А потому задача родителей - больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. Узнайте, к какой из них тянется ваш ребенок.
Ни в коем случае не смешивайте понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивайте личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Сильная зацикленность на учебных проблемах, связанных с "двойками" в большинстве случаев приводит к ухудшению ваших взаимоотношений.
Рекомендации для родителей пятиклассников.
• Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
• Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно.
• Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на проверке выходило иначе, чаще получайте информацию «из первых рук». Учитель скажет вам правду.
• Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Не делайте поспешных выводов. В школе разберитесь с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на родительском собрании
рекомендации психолога как поддержать ребенка во время экзаменов...
Выступление на родительском собрании "Речевое развитие детей"
Материал содержит рекомендации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста, младших школьников. Полезна логопедам, педагогам начальных классов,, воспитателят ДОУ....

Выступление на родительском собрании "Давайте жить без конфликтов"
Конфликты подстерегают нас на каждом шагу, даже в самой идеальной семье одни неизбежны. Из этого следует вывод, что нам нужно учиться не только, как избегать конфликтов, но и решать их. Это поможет ми...

Материал для выступления на родительском собрании "Раны, нанесённые словами. Проблема речевой агрессии."
В последнее время остро стоит вопрос речевой агрессии при общении людей друг с другом. Слово - великое оружие , которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полность...
Выступление на родительском собрании в 8 классах
Выступление на родительском собрании в 8 классах...
выступление на родительском собрании
данный материал содержит статью о типичных ошибках семейного воспитания....
Для выступления на родительском собрании
Как сохранитьродительский авторитет? Наверное этот вопрос в той или иной мере возникал у каждого родителя. Я надеюсь этот материал поможет найти ответ....