Родителям -о детской одарённости
статья

Цветкова Наталья Николаевна
Уважаемые родители! Если вам говорят: «Ваш ребёнок - одарён!», то эта полезная информация из современной психолого-педагогической литературы – для вас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam-o_detskoy_odaryonnosti.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о детской одарённости

Уважаемые родители! Если вам говорят:  «Ваш ребёнок - одарён!», то эта полезная информация из современной психолого-педагогической литературы – для вас.

1.Виды одарённости

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие:

Художественная одаренность

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и

быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

  • отсутствие внимания условностям и авторитетам;
  • большая независимость в суждениях;
  • тонкое чувство юмора;
  • отсутствие внимания к порядку и организации работы;
  • яркий темперамент.

Социальная одаренность

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее выделить общее черты:

  • интеллект выше среднего;
  • умение принимать решение;
  • способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
  • ощущение цели, направления движения;
  • гибкость;
  • чувство ответственности;
  • уверенность в себе и знание себя;
  • настойчивость;
  • энтузиазм;
  • умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

2.Сложности психического развития одаренных детей

Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.

Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.

Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.

3.Специфика одаренности

  1. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Учащиеся начальных классов характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.
  4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка . Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком , для которого не были созданы аналогичные условия.
  5. Оценка конкретного  ребенка  как  одаренного  в значительной мере условна. Не стоит использовать словосочетание

« одаренный ребенок » в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ребенок , привыкший к тому, что он одаренный , на следующих этапах развития может объективно потерять признаки своей исключительности.

Используемая литература:

1.Одаренный ребенок. Научно-практический журнал № 1-5 2005 г.; № 1-5 2006 г.; № 1- 3 2007 г

2.Лейтес Н.С. “Легко ли быть одаренным?” Журнал “Семья и школа” № 6. 1990 г., с. 34

3.Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 1996 г

4.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 г.

5.Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Журнал “Семья и школа”. № 12, 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

определение детской одарённости

Каждый педагог, работающий с одарёнными детьми, может познакомиться с этим документом....

Проблемы детской одарённости

Острота проблемы обучения и развития одаренных детей в школе, вновь осознанная в нашей стране в последние годы, породила широкий интерес к ней как со стороны исследователей, так и педагогов-прак...

Опыт работы учителя английского языка по реализации программы экспериментальной муниципальной площадки «Старт к успеху» по развитию детской одарённости

В статье описывается опыт работы с одарёнными детьми по изучению английского языка в рамках реализации экпериментальной муниципальной площадки "Старт к успеху" по развитию детской одарённости....

Статья о детской одарённости

Что считать детской одарённостью, что талантливостью, а что гениальностью? В статье рассуждается о том, как распознать задатки одарённости или талантливости ребёнка, почему так важно педагагам раскрыт...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Из опыта работы. Развитие детской одарённости в системе дополнительного образования МБОУ СОШ 5 города Белореченска.

В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми в различных сферах деятельности. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и про...