Деловая игра для родителей "Тревожный ребенок в школе"
консультация

профилактика школьной тревожности, создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_dlya_roditeley.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для родителей

Тревожный ребенок в школе

Составил педагог – психолог

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 1» Петропавловск-Камчатского городского округа

Мазурова Инга Владимировна

Цель: профилактика школьной тревожности, создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе

Задачи:

  1. научить распознавать по внешним критериям и поведенческим реакциям состояние тревожности у ребёнка;
  2. научить способам и приемам конструктивного взаимодействия с тревожными детьми.

Участники игры:

Родители

Педагог-психолог

Учитель начальных классов

Правила игры:

  1. В игре нет зрителей, все - участники.
  2. Время обсуждения задания в группе 3 - 5 минут, представитель от каждой группы высказывает мнение группы по вопросу 1 минуту.
  3. Регламент соблюдается всеми участниками.
  4. Ранее сказанное не повторяется.
  5. Уважительное отношение к любым мнениям.

Ход игры:

#1059;пражнение на «Психологическое размораживание» (упражнения энергизаторы) и объявление цели и задач игры.

#1056;аспределение по группам (Упражнение «Расчитайсь!»).

#1047;накомство с правилами игры и ритуал принятие правил.

#1048;гра.

Вступительное слово (психолог): Слово «тревога» известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже и появилось понятие «тревожность». Тревожность это личностная особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, легкости его возникновения. Тревога и тревожность не идентичны. Тревога это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Например: ребёнок волнуется перед выступлениями на празднике или, отвечая у доски, но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в таких же ситуациях он остается спокойным.

Если состояние тревоги проявляется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, в общении с взрослыми, сверстниками) то следует говорить о тревожности. Она не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретно, мы говорим о проявлении страха. Психологи отмечают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. Девочки волнуются больше по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоит насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок девочки переживают о том, что подумает о них мама или педагог, а подружки могут отказаться с ними играть. Мальчики в большей степени боятся, что их накажут или побьют сверстники.

Люди, попадая в какую-либо новую ситуацию, могут испытывать чувство тревожности. Ситуация поступления в школу для детей – новая и непривычная. Она может провоцировать повышение тревожности. Исследования психологов подтверждают: через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности.

Первое задание группам:

В чем заключается положительное и отрицательное значение тревоги для человека?

(+) Мобилизует человека на поиск источника тревоги, предупреждает о возможной опасности.

(-) Может проявиться в беспомощности, неуверенности в себе.

Слово психолога: Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, называемое тревожностью. Тревожность начинает формироваться в детском возрасте при наличии у ребенка множества страхов. Уже в дошкольном возрасте начинается формирование школьной тревожности. Школьная тревожность возникает вследствие столкновения ребёнка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Тревожность может быть свойственна ребёнку также в сфере межличностного общения и других областях. По данным ученных, за последние 10 лет увеличилось число тревожных детей.

Второе задание группам:

Давайте попробуем создать собирательный портрет тревожного ученика. Перечислите признаки высокой тревожности ученика (в поведении, общении, речи, письме).

Предположительный портрет: не уверен в себе, беспокойный, суетливый, раздражительный, утомляемый, трудности с концентрацией, стремиться «закрыться»- садиться подальше от учителя, отгораживается учебником, тетрадью, избегает смотреть в глаза, при ответе сбивается, теряется, краснеет, голос тихий, редко поднимает руку, грызет ногти или ручку, напряжение мышц в области лица, шеи, плеч.

Рефлексия (психолог): Как ведет себя тревожный ученик?

Чаще всего, он не уверен в себе, боится ситуации, в которой нужно себя проявить, выступить публично, затрудняется четко сформулировать свою просьбу, отстоять свое мнение. В некоторых случаях тревожные учащиеся могут вести себя агрессивно - отвечать с раздражением, отказываются выполнять требование, вести себя не соответственно ситуации. Это может происходить, когда внутренний конфликт достигает такого уровня, когда учащийся не может регулировать своё поведение. Достаточно редко тревожные ученики ведут себя уверенно: отстаивают свои интересы спокойно, не ущемляя интересов других.

Третье задание группам: Сейчас группам будут предложены ситуации, в которых описаны разные виды поведения. Вам предстоит определить, какие из них описывают уверенное, какие - агрессивное и неуверенное поведение.

Таблицы предлагаются в качестве раздаточного материала для работы в группе.

Неуверенное поведение

Агрессивное поведение

Уверенное поведение

Спина согнута, взгляд направлен в пол, общается на большой дистанции, голос дрожит, своим видом показывает: я готов принять ваш отказ.

Взаимодействие с людьми с позиции:

« Я плохой – ты хороший»

Говорит громко, кричит, не слушает партнера, резкие движения руками, нередко переходящие в удары, сильное напряжение, глаза смотрят исподлобья.

Взаимодействие с людьми с позиции:

« Я хороший - ты плохой»

Голос спокойный.

Открыта поза ( спина прямая, голова поднята, глаза смотрят на партнёра).

Свободно двигается тело. Взаимодействует с людьми с позиции:

«Я хороший – ты хороший».

Ситуации для обсуждения

  1. Ребенку необходимо написать доклад и он точно не знает, какая ему нужна для этого информация, и где ее можно найти. Ребёнок говорит сам себе: «Я просто глупый, я вообще ничего не знаю: ни как начать, ни что мне делать с этим докладом».
  2. Школьник 3 раза опаздывает на занятия. Учитель говорит: «Когда вы опаздываете на мои уроки, то каждый раз, разбираясь с вами, я отнимаю у класса время. Мне очень мешает, когда вы опаздываете».
  3. Мать наказывает своих детей, если она замечает, что их комната не убрана. Она говорит: «Вы самые отвратительные дети во всем городе. Если бы я знала, что быть матерью такое трудное дело, то я бы никогда не завела детей».

Для закрепления материала можно проиграть ситуации уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Ситуации даны на карточках:

  1. Ситуация: Проходя мимо парты Максима, Олег столкнул его пенал и тетради (предложите варианты реагирования: уверенного, агрессивного, неуверенного).
  2. Ситуация: Миша, играя в салочки, случайно толкнул проходящего мимо одноклассника (предложите варианты реагирования: уверенного, агрессивного, неуверенного).
  3. Ситуация: Выходя из класса, Вася увидел, что два его одноклассника громко спорят и начинают толкаться (предложите варианты реагирования: уверенного, агрессивного, неуверенного).

Слово психолога: Как развивается тревожность? Когда ребёнок находится в ситуации внутриличностного конфликта, который может быть вызван следующими причинами:

  • Негативные требования, предъявляемые ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.
  • Неадекватные, чаще всего завышенные требования.
  • Противоречивые требования со стороны родителей, или противоречия в требованиях между родителями и школой.

Чем можно помочь тревожному ребёнку?

  • Повышение самооценки.
  • Обучение ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  • Снятие мышечного напряжения.

Тревожные ученики часто испытывают мышечное напряжение. Их тело как бы находится в ожидании неожиданности, от которой нужно защититься: несколько согнутая спина, опущенная голова. В состоянии волнения могут совершать навязчивые движения (постукивание ногой, перебирание пальцев и т. д.) Предлагаю выполнить упражнение черепаха, которое покажет, как трудно постоянно находиться в состоянии мышечного напряжения и как приятно почувствовать расслабление. Черепашка от страха прячется в свой панцирь: втяните голову в плечи как можно сильнее, руки между коленей, согните спину, теперь как можно сильнее напрягите мышцы шеи, головы, рук, ног. Побудьте в таком состоянии 30 секунд. А теперь примите обычную позу, расслабьте мышцы.

Чтобы научить ребёнка управлять своим поведением, нужно искренне интересоваться его проблемами и вместе обсуждать их. Ни в коем случае нельзя легковесно относиться к словам ребёнка (разве в твоем возрасте боятся темноты.) Категорически противопоказано сравнивать тревожных учащихся с другими, желательно избегать состязательных видов деятельности.

Повышать самооценку необходимо длительное время. Обращение по имени, похвала даже за незначительные успехи, похвала в присутствии других детей - все это способствует повышению самооценки.

Четвертое задание для групп: Сейчас каждая из групп примет на себя одну из ролей: роль родителя или учителя. Сформулируйте (с позиции выбранной роли) и запишите советы по взаимодействию с тревожным ребёнком.

Ситуация № 1. Таня очень выразительно читает стихи, но очень волнуется, выступая перед аудиторией. Как помочь девочке подготовиться к выступлению на конкурсе чтецов?

Ситуация № 2. Миша стесняется отвечать устно и не выходит отвечать у доски во время урока, хотя на перемене свободно общается со сверстниками. Как поступить учителю?

Ситуация № 3. Мама заметила, что ее 10-летняя дочь стала плохо засыпать, не разрешает выключить свет. Что посоветовать маме?

Итоговое задание и рефлексия занятия

Родителям дается задание: составить памятку для педагогов по взаимодействию с тревожными учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку - деловая игра "Заседание редакционного совета газеты "Русский язык в школе"

Это внеклассное мероприятие по русскому языку проводилось в рамках Недели русского языка и литературы в нашей школе для учащихся 6-11 классов. Мероприятие интересно тем, что все участники этой деловой...

Деловая игра для учителей начального звена "Тревожный ребенок в школе".

Деловая игра для учителей начального звена "Тревожный ребенок  в школе" Цель: профилактика школьной тревожности, создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе Задачи:научить р...

Деловая игра «Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»

Деловая игра«Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»...

Сценарий деловой игры для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха у учащихся спортивной школы»

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы. Современный тренер - это педагог, который должен идти в ногу со временем,...

Деловая игра: «Путь к школе ассертивности как центру формирования самодостаточной личности через педагогическое проектирование»

Деловая игра:«Путь к школе ассертивности как центру формирования самодостаточной личности  через педагогическое проектирование»Когда я был молодым, я планировал изменить весь мир. Ког...