План-конспект родительского собрания учителя-логопеда в 1 классе (конец года) по теме «Что такое дисграфия и как с ней бороться»
консультация
Познакомить родителей с работой учителя-логопеда в школе, со специфическими ошибками при письме у обучающихся, а также методами их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 24.09 КБ |
презентация | 426.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект родительского собрания учителя-логопеда в 1 классе (конец года) по теме «Что такое дисграфия и как с ней бороться»
Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда в школе, со специфическими ошибками при письме у обучающихся, а также методами их устранения.
Задачи:
- ознакомить с системой логопедического сопровождения детей в МАОУ СОШ №1 г.Советский;
- познакомить родителей с термином «дисграфия», его основным содержанием; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии;
- формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи;
- выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей;
- дать родителям информацию о педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Участники родительского собрания: классный руководитель, учитель-логопед, родители учащихся.
План родительского собрания:
- Вступительное слово учителя.
- Теоретическая часть - выступление учителя-логопеда: «Что такое дисграфия?» (понятие, виды ошибок, результаты диагностики письменной речи в классе, ответы на вопросы);
- Практическая часть:
- игра «Словесный мяч» (эмоциональный настрой на работу)
- знакомство с методическими приемами, направленными на коррекцию речевой функции ребенка (мастер-класс (совместное изучение и отработка дидактических игр и упражнений для коррекции дисграфии, обсуждение роли и значимости каждого упражнения, обмен личным родительским опытом, возможность совместного обсуждения и решения проблемы конкретного родителя и т.д.)). - Подведение итогов (рефлексия, обратная связь, знакомство родителей с педагогической литературой по работе с детьми с дисграфией.
- Заключительное слово учителя.
Проведение родительского собрания
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Верхотурцева Елена Владимировна, я являюсь учителем-логопедом. Сегодня я хотела рассказать вам о работе учителя-логопеда в школе и проблемах речи детей.
В последнее время в школах отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности.
К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.
Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладении письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.
Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: “Он просто не старается”. Но на самом деле 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!
Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Симптоматика дисграфии:
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:
1. Искаженное написание букв:
– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;
– добавление лишних элементов;
– смешение букв по акустическому и оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
– зеркальное написание букв.
2. Искажения структуры слова:
– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко
– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)
– добавления и повторение букв, слогов;
3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).
4. Искажения структуры предложения:
– раздельное написание слова;
– слитное написание слов;
– повторения слов.
Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.
Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.
Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.
Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.
Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?
Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения.
Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.
Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.
Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.
Практическая часть – дидактические игры и упражнения
1. Игра-разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу)
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д
Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
2. Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.
(Родителям предлагается выполнить одно задание на выбор):
- Заштрихуй контур;
- Соедини точки;
- Дорисуй вторую половину;
- Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре);
- Игра «Найди выход из лабиринта»;
- Нарисуй так же (по клеточкам).
3. Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)
Это задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.
Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):
- Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
- Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
- Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
4. Физкультминутка.
Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.
Упражнение «Замок».
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог? (пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз).
Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
Упражнение «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
5. Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза.
Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Упражнение «Реши примеры».
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
Упражнение «Сложи по заданным слогам».
Сложи 1-е слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
Сложи
2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать
2 слог 3 слог 3 слог
напугать березы подарили
Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту».
Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее. Отгадай.
6. Расставь точки. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
Подведение итогов
Родителям предлагается подвести итоги практической части, задать вопросы по тем заданиям, которые вызвали трудности или недопонимание, отметить, какая информация показалась особенно полезной, а также дать возможность обменяться опытом развития речи ребенка.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неречевые симптомы Неврологические нарушения Н арушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д . Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения Речевые симптомы Симптомы дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма .
Формы дисграфии : Артикуляторно -акустическая Акустическая оптическая аграмматическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Симптоматика дисграфии
1. Искаженное написание букв: – недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У; – добавление лишних элементов; – смешение букв по акустическому и оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. – зеркальное написание букв. Наиболее распространенные ошибки при дисграфии :
2. Искажения структуры слова: – Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко – недописывание слов. Н: весёлы (весёлый) – добавления и повторение букв, слогов; 3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка). Наиболее распространенные ошибки при дисграфии :
4. Искажения структуры предложения: – раздельное написание слова; – слитное написание слов; – повторения слов. Наиболее распространенные ошибки при дисграфии :
Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь : Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения. Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д. Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления. Как вы можете помочь своему ребенку?
1. Игра-разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу) Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобу с - с лов о - о кно и т. д Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. 2. Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии . Задания должны выполняться ребенком регулярно. Заштрихуй контур; Соедини точки; Дорисуй вторую половину; Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре); Игра «Найди выход из лабиринта»; Нарисуй так же (по клеточкам). Дидактические игры и упражнения, которые помогут справиться с дисграфией
3 . Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза. Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи. Упражнение «Реши примеры». Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение. Пропо-про+это-о Сок-к+ночи-но+ня+ет Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се Дидактические игры и упражнения, которые помогут справиться с дисграфией
Упражнение «Сложи по заданным слогам». Сложи 1-е слоги: Дорога машина Богатый лопата топить Листик товары падчерица Д исграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты. Дидактические игры и упражнения, которые помогут справиться с дисграфией
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по немецкому языку в 6 классе "Времена года"
План-конспект урока по немецкому языку в 6 классе. Тема - "Времена года"...
План-конспект урока естествознания в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "Из чего состоит почва"
Знакомство учащихся с составом почвы и ролью её составных...
План - конспект для родительского собрания
Цель: познакомить родителей учащихся с признаками одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятел...
Родительское собрание Классный руководитель 11 класса - Соловьёва Валентина Александровна Тема: «Что значит эстетически воспитанный человек?»
Цель: Ответить на вопрос вместе с аудиторией: «Что значит эстетически воспитанный человек?» Доказать, что это человек, который способен и умеет воспринимать красоту окружающего мира, котор...
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.
Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...
План-конспект родительского собрания учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность ребенка к школе».
Данная информация предназначена для родителей будущих первоклассников, с целью подготовки ребенка к поступлению в школу....