Артикуляционная гимнастика в домашних условиях
консультация
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_v_domashnih_usloviyah.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.
Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
- подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
- быстрее преодолеть речевые дефекты;
- привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:
- заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
- все упражнения проводятся перед зеркалом;
- все упражнения проводятся в виде игры;
- сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
- для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать». Это такие упражнения:
«Заборчик», «Окошечко», «Трубочка», «Чашечка», «Блинчик», «Иголочка». «Блинчик» - упражнение подготовит артикуляционный аппарат ребёнка к произношению свистящих и шипящих звуков.
Как выполнять: приоткрыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу, края языка должны касаться уголков рта. Подержать язык в таком положении 5–10 секунд. Обратить внимание: язык должен быть неподвижным и полностью расслабленным. Напряжённый язычок свидетельствует о повышенном тонусе.
«Иголочка» - упражнение предназначено для укрепления языка.
Как выполнять: улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять язык и сделать его узким и острым. Повторить движения 6–7 раз. Обратить внимание: кончик языка не должен загибаться кверху или лежать на нижней губе. Язык губами не зажимать.
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
«Часики» - упражнение направлено на развитие боковых мышц языка и координацию движения (право — лево).
Как выполнять: широко открыть рот. Язык передвигать из стороны в сторону, потянув к уголкам рта, изображая часы-ходики. Повторить движение 5–6 раз.
Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«Качели» - упражнение направлено на укрепление мышц языка для верхнего подъёма, подготовка к произношению звуков [р], [р’], [л] и [л’].
Как выполнять: открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка последовательно дотрагиваться до верхней и нижней губы, будто движение идёт от носа до подбородка и обратно. Выполнять упражнение 5–6 раз.
Обратить внимание: работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. Если у малыша не получается выполнять это упражнение, можно предложить ему тянуться языком к верхним и нижним зубам, но рот всё так же должен быть широко открыт. «Лошадка» - упражнение хорошо растягивает подъязычную связку и укрепляет верхний подъём, подготавливает артикуляционный аппарат малыша для произношения звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’], [р] и [р’].
Как выполнять: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем пощёлкать кончиком языка. Рот должен быть открыт широко, чтобы тянулась подъязычная связка.
Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна. «Вкусное варенье» - упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата к произношению звука [ш].
Как выполнять: приоткрыть рот и расслабить язык. Широким языком облизать верхнюю губу. Повторять это движение сверху вниз 8–10 раз.
Обратить внимание: работать должен только язык, без помощи губ и челюсти. Язык должен быть расслабленным и широким, чтобы его боковые края касались уголков губ. «Грибок» - упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата для произношения звуков [р] и [р’].
Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу всей поверхностью и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, чтобы растягивалась подъязычная связка (уздечка). Язык будет похож на грибок. Удерживать язык в таком положении 10 секунд.
Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижиматься к нёбу всей поверхностью. Подъязычная связка натянута, как тонкая ножка гриба.
«Гармошка» - упражнение подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звуков [р] и [р’].
Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижатым к нёбу всей поверхностью. При повторении упражнения малыш должен стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Дятел» - упражнение поможет малышу научиться правильно произносить звук [р]. Звук [д] — основополагающий при постановке звука [р], так как помогает длительно удерживать язык наверху.
Как выполнять: улыбнуться и открыть широко рот, постучать твёрдым кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко и многократно произнести звук [д]. Сначала медленно, затем увеличить темп. Упражнение выполнять 10–15 секунд. Обратить внимание: нижняя челюсть неподвижна, рот всё время открыт, губы в улыбке. Кончик языка напряжён, он не должен подворачиваться, а звук должен быть в виде чёткого удара.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения: «Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите: «Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху». В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.
И здесь самое главное правило — не заставлять. Вы должны играть с малышом в гимнастику, а не заниматься ею. И еще — прекращать занятие до того момента, когда малышу надоест, иначе больше он к этому не вернется.
Учитель-логопед Юлия Владимировна Давыдова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические занятия. Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. № 1.Основные упражнения
Весёлое домашнее задание.Создать соответствующую речевую среду дома – максимально быстро добиться позитивной динамики, устранить проблемы. Из-за большого объёма (9 ...
Гимнастика в домашних условиях
Физическое развитие. Физическая подготовка. Функциональные системы организма. Структура занятий физическими упражнениями....
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях.
Большинство родителей волнует проблема правильного звукопроизношения свих чад. Чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо развивать мышцы артикуляторного аппарат...
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях...
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знаю...
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях....
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях.
Консультация для родителей....