Семинар – практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
методическая разработка

Голубева Елена Петровна

Артикуляционная гимнастика для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по социально – личностному развитию

детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска

Семинар – практикум для родителей:

 «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Подготовила:

учитель-логопед

Голубева Елена Петровна

г. Новочебоксарск

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

- активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;

- сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с первых дней жизни, ребенок проделывает массу разных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием и лепетом. Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка. Эти движения играют роль гимнастики органов артикуляции. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой разных мышц: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Поэтому, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо каждый день, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, или ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, при этом контролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Логопед: Я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

(Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту)

ИГРА «СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА»

(авторы Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.)

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Логопед: Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить.

(Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное их выполнение)

Родители выполняют упражнения:

 «Катание шарика»

 «Пароход гудит»

 «Раскатай тесто»

«Маляр»

«Дятел»

«Улыбочка»

«Дудочка»

«Чашечка»

«Красим потолок»

«Покусывание кончика языка»

«Прогони комарика»

 «Красим нижний заборчик»

«Улыбка-трубочка-квадратик»

«Красим верхний заборчик»

 «Иголочка»

«Грибок»

«Желобок»

«Лопаточка»

«Горка»

«Катушка»

«Гармошка»

«Парус»

«Индюк»

«Лошадка»

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

(Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно)

 «УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ»

 (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см,

веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
  5. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».
  6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
  7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
  8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ

1.        Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

  1. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  2. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  3. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5.        Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу-вверх и сверху вниз.

6.        Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7.        Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

УПРАЖНЕНИЯ С ЧУПА-ЧУПСОМ

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет» Издательство: Карапуз,  год издания: 2003
  2. Костыгина В.  «Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз,  год издания: 2007
  3. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей... « Издательство: Карапуз,  год издания: 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика в домашних условиях

Физическое развитие. Физическая подготовка. Функциональные системы организма. Структура занятий физическими упражнениями....

Практикум для родителей " Артикуляционная гимнастика"

Консультация для родителей о правилах выполнения артикуляционной гимнастики, подробное описание основных упражнений...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знаю...

Семинар -практикум для родителей "Кинезиологические упражнения в домашних условиях" для обучающихся с ОВЗ

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека, через специальные физические упражнения. Кинезиологические упражнения активизируют  познавательную...

Семинар-практикум для родителей «Кинезиологические упражнения в домашних условиях»

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через специальные физические упражнения. Кинезиологические упражнения активизируют  поз...

Семинар – практикум по теме: Артикуляционная гимнастика для дошкольников с ОВЗ, как средство коррекции звукопроизношения

Семинар – практикум  по теме:Артикуляционная гимнастика для дошкольников с ОВЗ, как средство коррекции звукопроизношения...