Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе (памятка для родителей)
консультация (7, 8 класс)

Богданова Татьяна Николаевна

Кризисные ситуации бывают в жизни каждого подростка. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и в силу отсутствия определенного опыта, встречается с кризисными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Его формирующаяся психика очень чувствительна к встречающимся на его пути кризисным ситуациям. Подростки  ранимы, иногда нет нужного опыта и слов, чтобы обратиться за помощью.  Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bogdanova_2024g.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Калининградской области

Государственное автономное учреждение Калининградской области для

обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (ОЦДиК)

Статья «Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе (памятка для родителей)»

                                                                            Богданова Т.Н., педагог-психолог

г. Калининград 2024 год

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе (памятка для родителей)

Кризисные ситуации бывают в жизни каждого подростка. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и в силу отсутствия определенного опыта, встречается с кризисными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Его формирующаяся психика очень чувствительна к встречающимся на его пути кризисным ситуациям. Пытаясь самостоятельно справиться с тревожащими его ситуациями, подросток приобретает опыт их преодоления. Неудачный опыт преодоления подростком кризисных ситуаций может повлечь неудовлетворенность, чувство неуверенности, озлобленность, агрессивность, негативизм, неверие в свое успешное будущее. Любая из формирующихся при этом защитных техник – уход в себя, стремление избежать неприятностей или открытая агрессия, оказывается неблагоприятной для развития личности подростка. Применение собственных способностей и возможностей  может оказаться недостаточной, потому может стать причиной разочарований. А сама кризисная  ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими  людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Умение подростка  справляться с кризисными для него ситуациями является одним из показателей уровня развития его личности. У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Подростки  ранимы, иногда нет нужного опыта и слов, чтобы обратиться за помощью.  Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами. Субъективно переживаемая подростком ситуация как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая его может являться кризисной ситуацией. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения подростка. Проблемы подростков часто кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростка.

Наиболее тяжело кризисные ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

— импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

— перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);

— агрессивное поведение, раздражительность;

— неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;

— нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

— самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

— тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

— Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.

— Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

— Направлять эмоции подростка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

— Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

— Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

— Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.

— При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у подростка был грустный голос или он пришёл из школы расстроенный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.

Основные принципы разговора с подростком, находящимся в кризисном состоянии

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание подростку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать подростку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 

Запомнить:

  1. То, что взрослому кажется пустяком, для подростка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
  2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
  3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним.

Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Литература:

  1. Туманова Е.Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей. СПб., 2001.
  2. Ответы психолога на вопросы родителей о проблемах подростков Выпуск 1.Практическое пособие. Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.
  3. Роджерс К.  Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002
  4. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. М.: Российское педагогическое агентство, 1999.
  5. Камаровская Е.В. Помогите, у ребенка стресс! СПб: Питер, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях"

В памятке "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях" представлены:Основные трудности подростковПорядок поведения педагога при возникновении конфликта во время у...

Памятка для родителей «Что делать в кризисной ситуации».

    Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокрове...

Памятка для подростков "Куда обратиться в кризисной ситуации"

Помощь подросткам в кризисной ситуации....

Памятка для родителей Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка ...

Материалы родительского всеобуча "Кризисные ситуации в жизни ребенка: как пережить их вместе"

Материал раскрывает понятие "Кризисной ситуации", возрастные проявления кризиса. Основные признаки проявления кризисной ситуации и эмоционального неблагополучия. Даны рекомендации родителям ...