Развитие мелкой моторики
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека игровых упражнений для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры и упражнения, которые:
- развивают мелкую моторику рук ребенка;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
Мозаика из пуговиц
Подобрать пуговицы разного цвета и размера. Сначала дети могут выложить узор при помощи взрослого. Затем дети могут придумывать свои варианты узоров. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, бусы, мячик и др.
Можно для выкладывания узора предложить детям шаблоны
Выкладывание при помощи различных материалов спичек, счетных палочек, пробки, камешков, ракушек, фасоли и др.
С помощью спичек, счетных палочек выкладывать различные фигурки, сначала по схеме, затем по памяти, воображению. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
Нанизывание
Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек и т. д.
Выкладывание простых узоров на столе веревочкой
Для этого необходимо взять веревочку длиной 0,5 м выкладывать ее по схеме какого-либо узора, предмета. Суть упражнений заключается в том, что художественный образ следует создать или дополнить с помощью шнурков, нитей разного цвета.
Игровые упражнения со шнурками
«Ручеек» - Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку
«перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
«Косички» - Плетение косичек из шнурков
«Шнуровка» - Продевание шнурков в отверстия
«Бантики» - Завязывание и развязывание бантиков
«Узелки» - Завязывание и развязывание узелков.
Поможем бабушке (Разноцветные клубочки)
Дети разматывают и наматывают разные по толщине и фактуре нитки в клубки.
Прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно
Прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике к шаблонам (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и т. п). Вместо бельевых прищепок можно использовать детские заколки-крабики.
Можно приклеить прищепки к фигуркам (например героев сказки) и предложить детям прикреплять их на специальную подставку или ширму.
Рисование на песке, манной крупе
Тонким равномерным слоем рассыпать по подносу песок, любую мелкую крупу. Ребенку предлагается нарисовать пальчиком какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д. Для особого интереса на дно подноса можно положить зеркало
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".
«Согласно проведенным учеными исследованиям и наблюдениям, стало известно, что систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»
Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....