Методический материал для работы с семьями "Группы риска"
консультация

Зотова Александра Николаевна

В условиях изменения социально-экономической ситуации в стране, проблемы семьи, являясь наиболее важными, требуют внимания всего общества. Это связано с тем, что в настоящее время традиционная семья как основной социальный институт переживает глубокий кризис и нуждается в поддержке и защите.

Социальная неустроенность родителей приводит к психологиче-скому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и по-ступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появ-ляются «трудные» дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichekie_razrabotki_pdlya_roditeley_3.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки для работы с семьями «Группы риска»

Составитель соц.педагог Зотова А.Н.

Мастер-класс (МК)

Мастер-класс - это особая форма демонстрации педагогом своего профессионального мастерства. Это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, это «изюминка», которую можно представить творчески, чтобы было актуально и интересно [7].

В процессе проведения МК идет непосредственное обсуждение основной мысли занятия и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается специалист, ведущий мастер-класс).

Основная цель МК - привлечение внимания родителей к актуальным проблемам воспитания и обучения, способам их решения.

Структура МК:

  1. Постановка проблемы (цели, задачи будущей деятельности), то есть мотивация родителей на деятельность.
  2. Блок учебной информации. Предлагаются пути решения поставленной проблемы (предлагать могут сами родители). Проговариваются основные элементы будущей деятельности.
  3. Практикум. Привлечение слушателей к ходу МК. Обмен идеями, комментарии по ходу деятельности, общение.
  4. Итог. Проговаривается проблема и тот путь, метод, с помощью которого эту проблему получилось решить.

Характерные особенности МК:

  1. Активная деятельность всех участников.
  2. Смена деятельности.
  3. Наглядность.
  4. Соучастие (тесное взаимодействие).
  5. Получение немедленного результата.
  6. Простота, доступность, творчество.
  7. Исполнение различных ролей.
  8. Работа под девизом: «Знаешь сам - научи другого».
  9. Использование новых нетрадиционных форм и методов работы.

Наилучшее применение МК - его использование в качестве яркой, детальной и законченной демонстрации, которая служит моделью для подражания, вдохновляет родителей  на достижение наилучших результатов в воспитании и обучении детей.

Сама  структура каждого мастер-класса предполагает проведение не только практической части. Это целый сценарный ход с персонажами, слайдовыми презентациями, конкурсами, выставками и т. д. (Приложение 1)

Приложений к МК.

Мастер-класс для родителей на тему «Живет повсюду красота!»

Задачи:

  • Продемонстрировать родителям основные элементы системы работы с детьми по мотивированию на здоровый образ жизни.
  • Вызвать интерес и желание проявлять активное участие в совместной реализации программы.
  • Организовать обсуждение мастер-класса, мотивировать родителей на активное участие в разговоре.

Материалы и оборудование

1. Аудиозапись песни «Семь нот здоровья», автор М. Лазарев.

2.Аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир!»

3. Мольберт с магнитами.

4. Картинки: радуга, радуга без красного, зеленого и фиолетового цвета, животные возле костра, полезные фрукты и овощи.

5. Цветные круги: 7 цветов радуги по количеству присутствующих.

6. Небольшие коробочки, обклеенные золотистой бумагой, на дне приклеено зеркальце – по числу присутствующих.

Ход мастер-класса

1. Добрый день, уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Живет повсюду красота!». Проведу его я с Вами. В процессе проведения я буду обращаться к Вам так, как обращаюсь к детям на занятиях здоровья. Занятия здоровья с детьми является ведущей формой работы по мотивированию детей на здоровый образ жизни. Это будет своеобразное итоговое занятие на обобщение знаний о здоровом образе жизни, его составляющих.

2. Сейчас вы увидите вводную часть занятия, которая настраивает детей на предстоящую деятельность, собирает внимание детей, создает положительную эмоциональную атмосферу. Вашему вниманию предлагается психологический настрой. Это известный в кинезиологии прием лобно-затылочной коррекции «Здесь и сейчас». Попробуем сделать его вместе.

Чтоб начать урок здоровья, нужно нам создать условия,

Сделать мысленный настрой приглашаю всех со мной.

Прижмите одну руку ко лбу, другую – к затылку. Предварительно проверьте, какую руку удобнее куда положить.

Глаза закрываем и представляем, здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем, что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас хороший, красивый каждый из вас.

Вы – самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем – Здравствуйте, дети!

3. Следующую часть я бы условно назвала мобилизирующим этапом, когда создается высокий уровень включенности детей в предстоящую деятельность. Сейчас я его продемонстрирую.

Мир прекрасный пред тобой, он веселый и цветной,

Посмотри вокруг и ты, сколько дивной красоты!

- Что вам кажется в этом мире прекрасным и удивительным, красивым и необычным?

(Цветы, деревья, радуга, солнце, подарки, мама и др.)

- Возьмите коробочки, обклеенные золотистой бумагой. (Внутри каждой, на дне приклеено зеркало. Коробки закрыты.)

- В этих коробках самое прекрасное и дорогое, что есть в этом мире, то, что украшает его. Как вы думаете, что там?

- А теперь откройте и посмотрите внутрь.

Родители: Это я.

- Если я такой важный и дорогой, то остальные совсем не важные и не дорогие? Так ли это, уважаемые родители?

- Каждый человек – самое дорогое на нашей планете. Раз каждый знает это, то относится к своим друзьям с еще большим уважением, бережно и осторожно. Вы украшаете этот мир собой и своим отношением к нему. А чтобы мир был еще прекраснее, каким нужно быть?

Родители: Добрым, красивым, умным, трудолюбивым.

- Вы правы. Но самое главное, нужно стараться быть здоровым. Любой человек может много сделать для своего здоровья. Мы с вами в течение года путешествовали по разным планетам, которые были окрашены в цвета радуги. Посмотрите, какая она замечательная. Но что случилось с нашей прекрасной радугой здоровья?

(Демонстрирует радугу, на которой нет красного, зеленого и фиолетового цвета.)

Родители: На ней исчезли некоторые цвета.

- Каких цветов нет на радуге?

Родители: Красный, зеленый и фиолетовый.

- Давайте отправимся на планеты соответствующего цвета и принесем с собой цвет, чтобы раскрасить нашу радугу здоровья. Сделаем мир нашего здоровья снова цветным и прекрасным.

4. После данного этапа мы переходим к основной части занятия, где будет реализовано основное содержание по обобщению представлений детей о здоровье. Я буду использовать задания творческого характера, стимулирующие фантазию детей, словесные методы, актуализирующие информацию, художественное слово, загадки. Также вы увидите практические упражнения оздоровительного характера, вопросы проблемного характера. Тем самым будет обеспечена смена разных видов игр, активизация мыслительной деятельности детей, интегративные связи с оптимальным уровнем сложности.

- Итак, вы пришли на красную планету - планету движения.

(Демонстрирует картинку, где животные танцуют возле костра).

- Почему вокруг красного костра танцуют животные? Чему мы можем научиться у них?

Родители: Разным движениям.

- Какое двигательное качество представляет слон?

Родители: Сила.

- Чему мы можем научиться у змеи?

Родители:  Гибкости.

- А какие упражнения нужно делать, чтобы быть гибкими?

Родители: Мостик, гимнастику, растяжку, березку, спинку выгибать.

Комментарий: особенно важно при работе по развитию движений учить детей расслаблять определенные группы мышц. Это устраняет беспокойство, возбуждение, восстанавливает силы и здоровье, пробуждает творческий потенциал. Это и забота о себе. И помощь самому себе. Это учит детей ощущать и чувствовать свое тело. С целью получения положительных эмоций и приятных ощущений, я использовала такие упражнения, содержание которых интересно детям, соответствует их возможностям и потребностям.

- Упражнение «Тигр»

Напряжение: максимально напрячь и сделать твердыми пальцы рук, подержать их в таком положении. Проверить, достаточно ли стали они твердыми.

Расслабление: свесить кисти руки ослабить пальцы. Сделать их мягкими и слабыми. Вместо коготков - мягкие лапки.

5. Как прекрасна красная планета движения! Отправляемся на зеленую.

Зеленая планета.

Гимнастика: Зеленые ростки прорастают из земли. Давайте представим. Как растет стебелек в зеленой стране. Представьте, что вы маленькое семя, которое лежит в земле. Присядьте и обхватите голову руками. Пригрело солнце и семя стало прорастать. Поднимите голову и раскройте ладони. Это маленький и слабый росток. Солнце греет все сильнее, прошел теплый дождик и росток стал подниматься все выше и выше. И мы поднимаем руки в стороны. Ветер нас раскачивает, солнце улыбается, подставляйте лицо солнцу. Как хорошо и приятно. Какие плоды природы полезны для здоровья?

Чему учили нас жители этой планеты?

Родители: Здоровому питанию.

- Есть такие продукты, которые ничуть не полезны, но их широко рекламируют. А мы давайте сочиним свою рекламу полезных и антирекламу неполезных продуктов.

Реклама:

В мире лучшая награда –…

Фрукты, овощи полезней-…

Молоко полезно всем….

Антиреклама:

Будешь часто есть хот – доги…

Покупаешь кириешки….

Если чипсы вы съедите…

(Придумывают рекламу.)

- Молодцы, такую рекламу предлагаю отправить на телевидение.

6.Отправляемся на планету фиолетового цвета.

Включается музыка.

- Какие звуки вы слышите сейчас?

Родители: Это звуки музыки.

- Какие звуки окружают нас?

Родители: Пение птиц, мяуканье кошки, речь человека.

- Сколько интересных звуков. А какие звуки вам нравятся?

- Как звуки влияют на наше здоровье? А еще звуки могут оздоравливать организм.

- Предлагаю вам сделать звуковую гимнастику.

Упражнение «Ха»

Тренирует голосовые связки и делает голос мелодичнее. Стоя, ладони на животе, губы упругие. После вдоха предельно резкий выдох с выпячиванием живота «Людоед смеется».

Звук [З]

Стимулирует циркуляцию крови в области головы. Стоя, ладонь руки на шее спереди. Делается вдох, затем произносится звук предельно долго и негромко.

Звук [С]

Релаксация и расслабление дыхательных мышц. Звук произносится тихо, ровно, как можно дольше. Как песочек перекатывается волной.

- Теперь мы возвращаемся обратно. Посмотрим, что случилось с радугой.

Ставит картинку радуги.

- Мы собрали все волшебные цвета здоровья. Как прекрасен мир здоровья, цвета, доброты. Мы с вами украшаем его. Ведь только здоровые люди могут видеть всю красоту цветного, удивительного мира, пользоваться волшебными силами природы для своего здоровья. Мы видели, что движение, звуки, питание может быть лекарством. Но еще есть целебное воздействие цвета. Когда вы смотрите на цвет, он начинает оказывать на вас воздействие.

Нет ничего случайного на свете, все отражается в тонах и цвете.

Сам по себе цвет что-то выражает. Попробуем узнать, что цвет скрывает?

- Выбирайте те ноты, которые нравятся вам, попробуем представить, что хочет сказать нам цвет.

Предполагаемые ответы.

- Сегодня я представила вашему вниманию занятие по формированию у детей мотивации на здоровый образ жизни. Такие же или подобные упражнения вы можете выполнять вместе со своими детьми дома.

Звучит музыка. Родители слушают и подпевают песне «Семь нот здоровья» Автор слов и музыки М.Л.Лазарев.

- Как прекрасен мир природы, мир цветов, полей, лугов,

  Все прекрасно, только чтобы каждый в мире был здоров!

- Если вы встанете в ряд, то получится музыкальная радуга, а если вы встанете в круг, то получится цветок здоровья.

Все присутствующие становятся вместе и поднимают ноты. Звучит музыка «Как прекрасен этот мир!»

2.Тренинг для родителей «Счастливая семья»

Задачи: 

  1. Оказание психолого-педагогической помощи родителям.
  2. Снятие чувства напряжения и тревоги.

Структура занятия:

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Материалы: ластик, бумага, ручки, краски, спокойная музыка, ватман.

Ход занятия

  1. Упражнение «Ластик».  

Ведущий прячет в помещении ластик (на видном месте). Участникам необходимо найти его и, не подавая вида, сообщить об этом ведущему на ухо, а затем сесть в круг. Обратная связь.

  1. Упражнение «Привет».

Участники встают лицом в круг. Водящий ходит за спинами других касается кого-нибудь. Затем он должен оббежать весь круг, а тот, кого коснулись, бежит в противоположном направлении. Когда они встретятся на противоположной стороне круга, им необходимо поздороваться, обратившись по имени (напр. «Привет, Ирина!»). Затем они стремятся добежать до свободного места. Тот, кто не успел, становится водящим.

  1. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».

Инструкция: разделите лист бумаги на две части. В первой части составьте список положительных качеств ребенка. Во второй опишите те качества ребенка, которые вам не нравятся в нем. Сравните эти два списка.

Посмотрите на список нежелательных качеств ребенка, подумайте какие качества можно изменить, какие нельзя, какие зависят от вас, вашего отношения к ребенку, а какие нет.

Попытайтесь посмотреть на негативные качества по-другому, найдите в них что-нибудь положительное. Например, вы написали, что ребенок очень медлителен. Что можно найти положительного в этом качестве? Оборотной стороной медлительности, возможно, является то, что ребенок все выполняет без спешки и качественно.

Часто отвержение ребенка связано с тем, что самого родителя отвергали в детстве. Задача родителя принять, полюбить самого себя.

  1. Упражнение «Я – ребенок».

Инструкция: выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства. Каким вы видите себя – ребенка? Он сидит, стоит… обратитесь к нему, скажите ласковые слова, посоветуйте ему что-нибудь. Будьте ему таким родителем, какого вы сами хотели бы иметь. Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребенка, которым вы были. Приласкайте, побаюкайте ее.

Данное упражнение следует проводить только опытному тренеру и только в зрелой группе, т.к. оно вызывает сильные переживания, которые не всегда могут быть поняты и приняты менее зрелой группой. Ведущий группы должен быть подготовлен к тому, чтобы помочь членам группы справиться с эмоциями.

Общение в нашей культуре поведения очень оценочно. Вспомните, сколько ярлыков мы навешиваем, говоря о ком-то: «он глупый», «она ничего не умеет делать хорошо» и.т.д. Однако, для психологического благополучия ребенка важно, чтобы общение с ним было безоценочным.

  1. Упражнение «Безоценочное восприятие».

Участники в парах по очереди описывают друг друга в течение 5 мин. Все характеристики должны носить безоценочный характер. Обратная связь в парах.

Затем родителям необходимо переключить внимание на своего ребенка и постараться посмотреть на него совершенно новым взглядом.

Обсуждение:

  • Замечаете что-нибудь новое?
  • Что вы склонны оценивать в своем ребенке, может быть вы найдете то, за что постоянно его критикуете?
  1. Упражнение «Я забочусь …».

Инструкция: представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых чувствуете ответственность. Составьте свой список. Озвучивание списков. Обсуждение:

  •  «Включил(а) ли я себя в этот список?»

Многие родители вкладывают много сил и энергии в заботу о людях и с готовностью распространяют эту заботу на кого угодно, за исключением самих себя. Разве не очевидно, что это является непосильной ношей для внутреннего «Я» любого человека?

Можно сказать, что у нас есть еще один ребенок, которому мы уделяли мало внимания. Этот ребенок – ваше собственное внутреннее «Я». Не кажется ли вам, что в каком-то смысле вы похожи на мачеху из сказки, ведь вы обращаетесь с вашим внутреннем ребенком как с Золушкой? Проверьте, насколько подходит для вас такого рода идея: «Я не должен(на) посвящать всего себя кому-либо еще. Я в долгу, прежде всего, перед самим(ой) собой».

  • Какие чувства вызывают у вас следующие утверждения?

 Я имею право:

- побыть в одиночестве;

- на уважительное обращение;

- быть счастливым(ой);

- свободно распоряжаться своим временим.

  • Кто несет ответственность за то, чтобы я обладал(а) этими правами? Примерьте на себя также идею: «Я должен(на) предоставить эти права своему внутреннему Я».

Нужно, чтобы вы вернули самих себя – ваши нужды, потребности и переживания – в ситуацию общения с ребенком. Для этого надо научиться думать и говорить на языке вашего внутреннего «Я», т.е. на языке положительных Я-высказываний.

  1. Упражнение «Я-высказывание».

Инструкция: прямо сейчас сформулируйте несколько я-мыслей. Закончите каждое из предложений тремя различными способами, просто для того, чтобы почувствовать вызываемые ими ощущения:

  • Я чувствую себя…возбужденным (преисполненным надежды, озадаченным, голодным, раздосадованным).
  • Я хочу…(иметь больше хороших друзей, отдохнуть, уважительного отношения к себе).
  • Я собираюсь… (пойти спать, поехать на отдых, заботиться о себе).

Возьмите за правило каждый день на следующей неделе составлять и произносить вслух, по крайней мере, по три таких предложения: я чувствую, я люблю, я хочу.

В ситуации общения с ребенком старайтесь ориентироваться на собственные ощущения. Ваш внутренний сигнальщик подскажет, что вам сказать и что сделать. Например, подросток включил очень громкую музыку. Наиболее распространенная реакция будет: «Выключи сейчас же. Можно оглохнуть!» вы выражаете свое недовольство, но не осознаете, почему вас не устраивает эта громкая музыка. Прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Может быть, вы устали и хотели тишины? Скажите об этом: «Я устала и хочу побыть в тишине».

  1. Упражнение «Передай сигнал».

Участники с закрытыми глазами встают в круг, в затылок друг к другу и по очереди передают какое-либо движение. Оно должно вернуться к участнику и тогда следующий по очереди передает другое движение.

  1. Арт-терапия «Мой ребенок».

Инструкция: вспомните ваши ощущения, с которыми  вы ожидали своего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства вашей техники. Для вас главное – совершенствование ваших ощущений и чувств.

Каким вы видите вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Участники приступают к рисованию. Затем родители комментируют свои работы.

Психолог подводит итог: «Каким бы он ни был, он все равно РЕБЕНОК, ваш ребенок. Он нуждается в вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были прекрасны. Желаю вам успехов на этом пути».

  1. Музыкальная релаксация.

Инструкция: займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от ваших проблем. Сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая. Она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь. Ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Все тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны, сильны (3 раза). Ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза)…и вы отдохнули…открывайте глаза…как вы себя чувствуете?

  1. Работа по подгруппам: «Права родителей и детей».

Участники делятся на подгруппы, одна из которых  формулирует права ребенка, а другая – права родителя. Далее происходит взаимное предъявление этих прав друг другу и утверждение всего списка при взаимном согласии. Принятые права фиксируются на листе ватмана.

  1. Рефлексия занятия. Прощание.

Литература

  1. Астоянц М.С. Профилактика безнадзорности: по-прежнему в режиме «ско- рой помощи»? // Журнал исследований социальной политики. Т. 7. № 2, 2009.
  2. Василькова Ю.В. Cоциальный педагог. Педагогический опыт и методы работы. - М.: OZON,, 2010
  3. Галагузова А.М. Социальная педагогика. Курс лекций. – М.: OZON, 2001.
  4. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М.: OZON, 2000.
  5. Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы. Доклад Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.- М., 2011.
  6. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем / Фонд поддержки детей, находящихся в ТЖС. - М., 2010.
  7. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  8. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.
  9. Илюшина М.И., Артемова О.В. Инновационные игровые технологии в работе с замещающими семьями. – Калуга, РПА «Креатив», 2013.
  10. Иосипенко С.Ю. Принципы и педагогические условия развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении // Европейский журнал социальных наук. - Рига. № 1, 2012.
  11. Козырева Л. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения. М.,«Просвещение», 2005.
  12. Культура взаимодействия детей и взрослых. Под ред. Александровой Е.А. и Крыловой Н.Б. – М.: Тобольский государственный педагогический институт: 2009.
  13. Лозовская Е.Г., Фалеева Ю.В. Технология социальной реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении.  // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003.
  14. Лозовская Е.Г., Фалалеева Ю.В. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении.- Волгоград, 2005.
  15. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы. – С-Пб, «Речь», 2005.
  16. Панфилова А.П. «Инновационные педагогические технологии». – Москва: Издательский центр «Академия», 2009.
  17. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.
  18. Рыкун А.Ю., Южанинов К.М. Профилактика социального сиротства. // Журнал исследований социальной политики, том 7, № 2, 2009.
  19. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.
  20. Хромова И.В. Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении // Электронный портал «Дом детского творчества им. В. Дубинина», 2012.
  21. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  22. Ярская-Смирнова Е., Романов П., Антонова В., Бирюкова С. Благополучие и неблагополучие в концептуальном аппарате семейной политики и защиты детства в современной России. - М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2014.

23.Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. – Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. – 268 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к работе кружка по астрономии в школе

Это рабочая программа с каледарно-тематическим планированием к кружку по астрономии, расчитанная на 2 часа в неделю....

Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.

Материал в помощь для создания портфолио учителя....

Методический материал по работе с песней на уроке

в работе представлены примеры   по работе работе с песнями Yellow submarine  https://www.youtube.com/watch?v=m2uTFF_3MaA , Everytjing at once   https://www.youtube.com/wa...

Методический материал по работе с несовершеннолетними и их родителями

Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у подростков...

Методический материал по работе со старшими вожатыми

Данный материал поможет старшим вожатым, работающим в школах. А также методистам, возглавляющим методические объединения старших вожатых....

Методический материал "Методика работы над сочинением на уроках русского языка"

Методический материал опубликован на сайте www.proshkolu.ru...

Методический материал. Воспитательная работа при занятиях каратэ.

Одной из основных задач ДЮСШ является обеспечение условий для личностного развития занимающегося.Воспитательная работа – это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей...