Лекторий для родителей "Буду говорить правильно".
презентация к уроку

Евлашкина Виктория Анатольевна

Советы для родителей дошкольников. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительский лекторий Буду писать грамотно

Слайд 2

Речевое развитие детей 6-7 лет: 1.Звукопроизношение. 2.Фонематический слух. 3.Формирование навыков звукового анализа. 4.Словарный запас. 5. Грамматический строй речи. 6. Связная сечь.

Слайд 3

Причины нарушений произношения

Слайд 4

Речевой аппарат

Слайд 5

Речевое дыхание

Слайд 6

Игры на развитие речевого дыхания, формирование длительного выдоха.

Слайд 7

Игра «Кораблик»

Слайд 8

Игра «Султанчик».

Слайд 9

«Вертушка», «Футбол», «Свеча», «Бабочки»

Слайд 10

Дутьё на язычок.

Слайд 11

Произнесение слогов, слов на выдохе.

Слайд 12

Артикуляция. Органы артикуляции.

Слайд 13

Артикуляционная гимнастика

Слайд 14

Фонематический слух. 1 уровень- физический слух- первичные поля височной коры левого и правого полушария. 2 уровень- неречевой слух- обеспечивает воспроизведение природных, музыкальных шумов и звуков. Локализуется во вторичных полях височной зоны. 3 уровень – речевой, фонетический слух. Способность воспринимать звуки речи, обеспечивается работой вторичных полей височной зоны левого полушария. Фонематический слух реализуется третичными полями, наиболее сложный по организации.

Слайд 15

Речевые зоны головного мозга.

Слайд 16

Упражнения для развития фонематического слуха

Слайд 17

Игры «Похлопаем», «Узнай, что звенит?», «Поймай звук», «Поймай слог».

Слайд 18

«Что лишнее?». « па-па-па-ба-па» « фа-фа- ва -фа-фа» Канава-канава-канава-какао Кот-ком-кот-кот Будка-буква-будка-будка Минута-монета-минута-минута

Слайд 19

«Слушай и выбирай», «Верно-неверно ».

Слайд 20

«Шутки-минутки», « Чистоговорки » Ба-ба-ба - у дороги два стол... (ба). За-за-за - уходи домой, ко... (за). Ти-ти-ти - на Луну ле ... ( ти ). те-те-те - сядем в темно... (те). Лю-лю-лю - лук зеленый я по... ( лю ). Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

Слайд 21

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Родительский лекторий.

Подготовила yчитель-логопед Евлашкина В.А.

БУДУ ПИСАТЬ ГРАМОТНО.

 Как предотвратить школьные ошибки еще в дошкольном возрасте? Как заложить фундамент грамотности? Чем родители могyт помочь ребенкy ? На что стоит обратить внимание родителям бyдyщих первоклассников? Такие вопросы задают внимательные мамы и папы шестилеток и семилеток перед постyплением в школy.

2 слайд.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.  Становление речи завершилось, и ее дальнейшее развитие заключается в совершенствовании и yсложнении yже сложившихся речевых форм.

Уровень развития речи ребенка (без речевой патологии) в основном определяется правильностью речи окрyжающих его людей.

Для полноценного развития речи  очень важно читать ребенкy книги, рассказывать сказки и действительные жизненные истории.

Просмотр телепередач и прослyшивание аyдиозаписей никакого положительной роли в развитии речи не играют.

ЗвукопроизношениеК шести годам у детей должно сложиться полноценное произношение всех звyков речи. Работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Не исправленное вовремя произношение звyков может провоцировать нарyшения чтения и письма.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Поговорим сегодня о двyх взаимосвязанных  категориях развития: звyкопроизношении и фонематическом слyхе.

3 слайд.

 Нарyшение произношения может быть вызвано разными причинами.

-нарyшение произношения, возникающее, на первый взгляд, без видимых причин (простая дислалия). На самом деле, причины есть, их надо выявить и  yстранить.

- нарyшения произношения, вызванные анатомическими причинами- короткая yздечка языка, неправильный прикyс, высокое нёбо (механическая дислалия).

- нарyшения произношения, вызванные неврологической патологией (дизартрия и стёртая форма дизартрии). При этих нарyшениях в мышцах речевого аппарата возникают парезы (частичная обездвиженность) мышц. Ребенок не может в полном объёме действовать своими органами речи.

4 слайд.

Как устроен речевой аппарат?

- Дыхательные мышцы. Для речи необходимо диафрагмальное (брюшное) дыхание или нижнереберное. Дыхание верхней частью груди затрудняет речь.

- Голосовые складки. Они располагаются в гортани. Их дрожание создает звук голоса.

- Собственно органы речи : язык, губы, верхние и нижние резцы, за резцами альвеолы, твердое нёбо, мягкое нёбо. На конце мягкого нёба находится маленький язычок-увула, вибрация его даёт грассирующий Р, от которого «владельцам» тяжело избавиться.

Для формирования нормативного произношения важен правильный прикус: при сомкнутых коренных зубах верхние резцы находятся чуть впереди нижних, в той или иной мере их прикрывая.

Для правильного произношения у ребенка должны сформированы: речевой (фонематический)  слух, речевое дыхание и артикуляция.

5 слайд.

Речевое дыхание- что это?

Звуки речи произносятся на выдохе. Речевой выдох –это выдох, «нацеленный»  в определенное место ротовой полости, плавный и длительный.

Речевой выдох у ребенка может быть нарушен, и не достигать точки произнесения звука, либо неправильно направлен. В этом случае возникает искажение звука, неполноценный звук.

Выдох может быть неравномерным, толчкообразным. Тогда речь ребенка звучит то громче, то тише. Бывает торопливое произнесение фраз, без паузы на вдохе- речь «взахлёб».

Поскольку большинство звуков русского языка «переднеязычные», произносятся передней частью языка, струя воздуха должна подаваться прямок выходу изо рта- в самые зубы. Как научить ребенка плавному, целенаправленному речевому выдоху?

  6 , 7,8,9,10  слайд

Игры на развитие речевого дыхания, формирование длительного выдоха.

Мыльные пузыри.

Игра «Султанчик»

Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.

Игра «Шарик» - на формирование произвольного ротового выдоха.

Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Игра «Пёрышко»

Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.

Игра «Ветерок»

Игра «Бабочка, лети» - на продолжительность ротового выдоха.

Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.

Игра «Загони мяч в ворота»

На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют,

перекатывая по столу.

Игра «Кораблик»

Игра «Задуй свечу»

Игра «Угадай по запаху» - на формирование носового вдоха.

Игра «Пузырьки» - формирование предпосылок комбинированного типа дыхания

(вдох носом, выдох ртом).

Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля.

Ребёнок учится контролировать силу выдоха.

Игра «Катись, карандаш» - развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.

Дуть на карандаш, находящийся на столе.

11 слайд.

Произнесение определённого количества слов на одном выдохе.

Показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:

6 – 7 лет    -     5 – 7 слов

Можно произносить чистоговорки, короткие предложения, или просто пропевать гласные на выдохе: АУОИЭ.

12 СЛАЙД

Артикуляция- это совокупность работы органов речи при произношении звуков.   От неё зависит чистота, мелодичность и разборчивость речи. Как добиться правильной артикуляции?

13 слайд. Поможет артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений, улучшают подвижность органов артикуляции, увеличивают объем и силу движений, вырабатывает точность позы, необходимой для произнесения звуков. Проводится ежедневно, по 3-5 минут.  Выполняется гимнастика сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений. В комплексе упражнений обязательно должны присутствовать:

-движения языка вверх-вниз: положить язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать губы, обмазанные, например, вареньем, двигая язык по кругу.

- движения языка вправо-влево, к уголкам губ.

-подъём языка на альвеолы за верхними зубами с энергичным произнесением звука Д.

- движения губ: смыкание-размыкание, вытягивание трубочкой вперёд, растягивание в улыбку.

14 слайд.

Ещё одно условие нормативного произношения звуков, а далее и правильного письма и чтения- это речевой (фонематический) слух. Это способность различать звуки родного языка, отличать их от неречевых звуков и дифференцировать между собой.

I уровень-физический слух- способность слышать, обеспечивается первичными полями височной коры левого и правого полушария.

II уровень-неречевой слух, обеспечивает воспроизведение природных, музыкальных шумов и звуков, локализуется во вторичных полях височной зоны.

III уровень- фонематический слух, способность различать звуки речи, обеспечивается работой вторичных полей височной зоны левого полушария. Фонематический слух реализуется третичными полями, наиболее сложный  по организации.

15. слайд

Фонематический слух, фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до четырех, а на пятом году жизни формируется звуковой анализ, то есть способность устанавливать есть ли нужный звук в слове, а так же порядок звуков. Эта способность необходима для обучения чтению и письму.

16 слайд.

Упражнения для развития фонематического слуха:

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.


Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Игра «Поймай звук». Хлопни, когда услышишь, звук С, или Ш, или Ж, или любой другой.

Поймай звук в слове: когда услышите У – хлопните в ладоши. Слова для игры: уголь, астра, орден, Аня, Уля, удочка, армия, овцы, устрица.                                                                                                                                                       
Игра «Поймай слог». Взрослый  произносит слоговые цепочки, а ребенок хлопает в ладоши, топает, поднимает руку и т.д., когда услышит слог с заданным звуком.

Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый  произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Из четырёх слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава-канава-канава-какао

Кот-ком-кот-кот

Будка-буква-будка-будка

Минута-монета-минута-минута

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком раскладываются картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. 
Игра «Шутки – минутки».

Взрослый читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Пример:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

Упражнение «Чистоговорки». Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
Ба-ба-ба - у дороги два стол... (ба).
За-за-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ти-ти - на Луну ле... (ти).
те-те-те - сядем в темно... (те).
Лю-лю-лю - лук зеленый я по... (лю).

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы.о, .ук, ку.ак).


Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).
                                                                            Ты не бойся - это гусь,
                                                                            Я сама его... (боюсь).

Фонематические потешки.

И упражнения на звуковой анализ:

Попросите ребенка назвать звуки по порядку, помогите ему в случае затруднения.

 Строгая последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ)

Не берите слова с гласными буквами Я ЕЁ Ю Я, не берите слова, где в конце слова согласные оглушаются. (гриб, флаг, глаз).

Вначале ребенок действует с фишками и квадратиками. Ребёнку нужны вспомогательные средства, внешняя опора. Гласные обозначаются красными квадратиками, согласные твёрдые-синими, мягкие согласные- зелёными.

.Порядок слов для звукового анализа                                                                                                                 -слова из двух гласных (ау, уа)                                                                                                                               -слова из двух звуков (ум, он)                                                                                                                                 -слова из трех звуков  (дом, мак, пол, нос, сын, рак)

-слова из двух открытых слогов (ма-ма,лу-на, но-ты, ли-са, му-ха,ва-за, гу-си, шу-ба)                                                                                               слова из одного слога со стечением согласных  (волк, март, зубр, мост, зонт, парк, бант)                                                                                                                                                                   -слова из одного слога со стечением согласных(слон, внук, стук, стул, стол, план, шкаф )                                                                      

Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в данном слове? Какой первый звук? Второй? И т.д.) Слова: мак – 3, шуба – 4, парк – 4, , палка – 5, вОрОна – 6.                                                                                                                              

Называние слов по звукам. (Произнеси название данного предмета по звукам ). Предметы:  рука, книга, карандаш.

4.Образование новых слов (работа со словами-паронимами) с помощью «наращивания» звуков в начало слова.(Какой звук надо добавить к слову «дочка», чтобы получилось новое слово – «удочка»?    Рот-крот,          Оля – Коля,         мех – смех,        челка – пчелка,         Аня – Ваня,        осы – косы, игры – тигры,    дочка – удочка,   еда – беда,          лён – клён,               мель – шмель. Добавляем звук в конец слова: пар - парк,        бок – бокс,         вол – волк,               стол – столб, лис – лист, шар –шарф, метр – метро.

5.Образование новых слов путем замены в слове  первого звука  на какой-либо другой звук. Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук? -  сом, бочка – дочка,              жилет – билет,          валет – балет,                                                                                            зубы – губы,                 сила – Мила,                 тело – дело

Все эти упражнения помогут вашему ребенку быть успешным в школе, и легче освоить школьную программу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)"Говори правильно"

Некоторые орфоэпические правила в системе норм ударения, подлежащие проверке на едином государственном экзамене по русскому языку....

Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".

Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...

Говорим правильно

Статья  о правильном  произношении слов...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Говори правильно!!! (Часть 1)

Учителя математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся-верным употреблением терминов,склонением числительных и т.п.Примеры и пояснения презентации помогут учащимся 5 класса в о...

Говори правильно!!! (Часть 2)

Учителя математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся-верным употреблением терминов,склонением числительных и т.п.Примеры и пояснения в презентации помогут учащимся 6 класса в...

«Учимся говорить правильно и красиво»

Проект«Учимся говорить правильно и красиво»Цель:·         Воспитание культуры общения·         Создание благоприят...