Программа работы с родителями
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями «Сотрудничество»
Пояснительная записка
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания. В Примерной основной образовательной программе говорится о повышении педагогической культуры родителей (законных представителей), и это направление рассматривается как одно из ключевых направлений в воспитательной работе.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности классного руководителя. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
В настоящее время современное общество переживает противоречивое и сложное состояние:
- во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
- изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми).
- изменилось качество самой семьи (увеличивается процент детей, растущих
в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является). - серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей).
Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия
и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность
и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании
и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей»,
– утверждает В.А. Сухомлинский.
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
- -потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
- с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
- со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
- с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Цель программы - максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи программы
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их
в жизнедеятельность классного коллектива - организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
- тесный контакт с родителями,
- взаимопонимание общих проблем,
- участие в жизни класса и школы.
- просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
- позитивные ценностные ориентации обучающихся.
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основана на:
- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;
- систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Практическая работа педагогов с родителями учащихся реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Психолого-педагогическое просвещение. Значительное место в работе с родителями школа отводит психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Педагогический коллектив школы стремится к тому, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы психолого – педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями
учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивации учения;
- моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство
с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Работа классного руководителя с родителями
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей, и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи, школы и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды. Основными направлениями в работе классного руководителя с родителями следует считать:
- педагогическое просвещение родителей;
- коррекцию семейного воспитания;
- совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей;
- защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:
- организацию секций, кружков, клубов, студий;
- совместные творческие дела;
- помощь в укреплении материально
- технической базы;
- работу органов самоуправления;
- шефство над неблагополучными семьями, подростками.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями в старшем звене служат – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Методы диагностики
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение;
- беседу;
- тестирование;
- анкетирование;
- деловые игры;
- материалы детского творчества и творчества родителей
Виды диагностики:
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:
- предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);
- оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
- итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы)
Тематика психолого-педагогического лектория для родителей
(законных представителей) обучающихся (проводится в течение года)
Тематика занятий с родителями старшеклассников
1. Роль традиций в семье
2. Ложные потребности ребенка и пути их преодоления
3. Формирование личности старшеклассника на современном этапе
4. Интересы профессиональной деятельности. Рынок труда
План работы с родителями
№ | Наименование работы | Периодичность, время |
1 | Проводить классные родительские собрания, предварительно определив тематику | 1 раз в четверть |
2 | Привлекать классные родительские комитеты для работы с трудными учащимися и неблагополучными семьями. | постоянно в течение года |
3 | Организовать работу лектория для родителей трудных учащихся и неблагополучных семей по следующих темам: | в течение учебного года |
4 | Провести анкетирование родителей по вопросам воспитания. | в течение учебного года |
5 | Постоянно вести работу с родителями по профилактике преступлений, употребления алкоголя, наркотиков через индивидуальные беседы, лекции, привлекая работников здравоохранения и правоохранительных органов. | в течение года |
6 | Активнее привлекать родителей к жизни класса во внеурочное время. | в течение года |
Тематика занятий, ориентированных на воспитание у школьников семейных нравственных ценностей
Тематика | Название | Формы проведения |
По воспитанию гуманных ценностей в семье | «Моя семья – моя опора», «Я и семья», «Уважение к старшим», «Я и моя семья», «Наша домашняя коллекция», «Загляните в семейный альбом» | Беседы, практикумы, ролевые игры. |
По воспитанию нравственно-трудовых ценностей в семье | «Профессия моих родителей», «Мои права и обязанности по дому», «Уклад семейной жизни – уклад общечеловеческий», «Кем быть – каким быть?». | Диалог, встречи с родителями, дискуссия. |
По воспитанию социально-гражданских ценностей в семье. | «Традиции нашей семьи», «Человек и его судьба», «О мужественности и женственности», «Как стать счастливым» | Психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
программа работы с родителями
программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....
Программа работы с родителями "Мостик"
Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....