Влияние похвалы на самооценку
статья (10 класс)

Меркулова Лариса Михайловна

 Не храни ключи от настроения у других.И тогда минуты радости у тебя никто не украдет.

Если говорить образно, у каждого из нас внутри есть двигатель. Он потребляет топливо, и на выходе мы получаем мощность движения. От того, какое топливо двигатель потребляет и насколько хорошо он работает, зависит то, как стабильно мы по жизни движемся.

Этот двигатель — наша личность. Много факторов влияет на то, какими мы в итоге становимся в личностном плане. Состояние физического здоровья, психическая часть, образ жизни и окружение, наследственность и воспитание — все эти факторы определяют работу и характеристики нашего двигателя, то есть параметров нашей личности.

Личность человека — сформированная динамичная структура сознания, с помощью которой мы живём и взаимодействуем с окружающим нас миром. Как настоящий автомобильный движок, личность несёт нас вперёд, помогает познавать себя и создавать нужные нам социальные роли и связи. Также условия её устройства могут тормозить наше развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_pohvaly_na_samootsenku.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние похвалы на самооценку.  

 Не храни ключи от настроения у других.И тогда минуты радости у тебя никто не украдет.

Если говорить образно, у каждого из нас внутри есть двигатель. Он потребляет топливо, и на выходе мы получаем мощность движения. От того, какое топливо двигатель потребляет и насколько хорошо он работает, зависит то, как стабильно мы по жизни движемся.

Этот двигатель — наша личность. Много факторов влияет на то, какими мы в итоге становимся в личностном плане. Состояние физического здоровья, психическая часть, образ жизни и окружение, наследственность и воспитание — все эти факторы определяют работу и характеристики нашего двигателя, то есть параметров нашей личности.

Личность человека — сформированная динамичная структура сознания, с помощью которой мы живём и взаимодействуем с окружающим нас миром. Как настоящий автомобильный движок, личность несёт нас вперёд, помогает познавать себя и создавать нужные нам социальные роли и связи. Также условия её устройства могут тормозить наше развитие.

Базовый каркас личности формируется с детства. Наше сознание в процессе формирования личности отражает в себе всё то, что видит вокруг, проживает внутри себя и формирует личностный ответ, который выражается через оценочные суждения. Например, первая встреча с собакой в детстве может вызвать как радость, так и страх. Первое эмоциональное впечатление способно сформировать дальнейшее отношение к этим животным и оценочные суждения, которые приобретут устойчивый характер.

Оценочное знание о себе называется самооценкой. Её формирование происходит на основе эмоциональных переживаний и практического опыта. От того, как мы оцениваем себя, зависит практически вся наша жизнь.

Самооценка складывается последовательно и комплексно. Одним из влияющих на неё факторов является похвала.

Похвала — форма социального взаимодействия. Выражает признание, заверение или восхищение. Передаётся как устно, так и языком тела. Похвала — форма обращения, выражение признательности и даже восхищения.

Какое влияние на личность человека и его самооценку способна оказать похвала?               На первый взгляд, ответ очевиден. Похвала влияет на человека позитивно: подбадривает и создаёт благоприятное внутреннее ощущение, укрепляет уверенность в себе.

Самооценка — это значимость, общая характеристика себя как личности, а также более узкая оценка отдельных сторон своей  личности, деятельности, поведения.

Так, мы знаем, что мы, в общем, нормальный и позитивный человек. Но вместе с этим бывает, что некоторые вещи выводят нас из себя, и тогда нам сложно сдержать себя от проявления нелицеприятных сторон своей личности, которые сами мы оцениваем как негативные. Например, это может быть чрезмерная вспыльчивость и несдержанность на язык.

Вокруг основной значимости, того, как мы себя представляем, формируется наше базовое поведение. Например, исходя из собственной оценки своей, в общем, нормальности мы выбираем соответствующий нам коллектив и деятельность. А с чертами личности, которые являются как бы нежелательными приложениями к нашей общей нормальности, обратимся к психологу. Разумеется, если считаем, что они нам мешают нормально себя чувствовать и взаимодействовать с другими людьми. Скажем, если это спонтанная вспыльчивость и раздражение.

Общая самооценка отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. Частная самооценка характеризует отношение человека к различным частям своей личности, поступкам и успешности в отдельных видах деятельности. Например, как раз наша вспыльчивость и раздражительность могут быть тем, что снижает самооценку.

Самооценку на уровне эмоционального восприятия себя можно ещё определить как «я-бытие». В зависимости от состояния «я-бытия», самооценку можно характеризовать с разных сторон:

  • высокая, средняя или низкая;
  • по реалистичности: адекватная или неадекватная (завышенная или заниженная);
  • по устойчивости: стабильная или нестабильная.

Основа базового отношения к себе, базовой самооценки, однозначно закладывается в семье. Принимаю ли я себя таким, каков я есть, или нет. Доволен я собой или в большей мере имею к себе претензии. Подобное отношения и претензии к себе мы впитываем через отношения родителей между собой и через то, как они воспитывают нас. Их ожидания и претензии становятся частью нашей личности.

Учителя в школе, сверстники и взрослые близкого круга нашего общения также помогают заработать или потерять социальные очки в восприятии самого себя. Лояльные или критические заметки в отношении нас формируют наши убеждения и влияют на самооценку. Впоследствии всё это в комплексе существенно определяет нашу судьбу.

От качества самооценки зависит то, насколько легки мы на подъём, насколько уверены в себе и настойчивы. Или, наоборот, насколько робки и мнительны.

Мотивационная сфера личности, доверие к себе и другим, творческая активность, смелость, коммуникабельность и другие качества тоже базируются на нашей самооценке.

Самооценка может быть устойчивой, а может под влиянием разных факторов расти или опускаться.

Одним из факторов влияния на самооценку как раз является похвала. Сама похвала способна самооценку повысить. А вот ожидание похвалы, как и любое другое ожидание, может развить тревогу или даже страх ожидаемое не получить и не достичь. Тогда вместо радости получим огорчение. Особенно, если речь идёт о возможной похвале от значимых для нас людей.

Получается, сама похвала имеет позитивную коннотацию, а вот желание и привычка её получать несут риски и душевное напряжение, которое напрочь убивает весь энтузиазм. Плюс к этому, стремление действовать ради чьей-то похвалы может сильно навредить самостоятельности и умению брать ответственность на себя.

ПОХВАЛА ИЛИ ПРИСУТСТВИЕ?

Исходя из вышеперечисленного, похвалу как элемент мотивации нельзя назвать однозначно полезной. Её применение может сыграть положительную роль в поддержке предметного интереса и развитии личности в целом, а может оказать негативное влияние, сделав человека зависимым от неё. Это означает, что к использованию похвалы надо подходить вдумчиво и ответственно.

Но что действительно человеку важно, когда мы подбадриваем его похвалой? Какую цель мы хотим похвалой достичь, и есть ли лучший способ этого добиться?

Когда мы хвалим человека, вероятнее всего, мы хотим, чтобы он смог преодолеть — что-то такое, что требует повышенных усилий и вызывает некоторое напряжение. Например, ребёнку сложно терпеть. Если он справляется с задачей, мы награждаем его похвалой. Так мы выказываем ему наше расположение, когда он справился.  А насколько близки мы к нему в момент до нашей похвалы, когда он делает усилие? Объясним, что имеем в виду.

Новое может вызывать страх и тревогу. А похвала как вишенка на торте: прежде чем до неё дойти, надо проделать определённый путь, прежде всего внутри себя. Необходимо суметь собраться и сделать усилие. Особенно, если вы находитесь перед получением нового опыта. Вот в такие моменты жизни человек часто испытывает чувство внутреннего одиночества. Да, вокруг могут быть люди, но в моменте есть только внутреннее ощущение себя и то, что нужно сделать. «Я» человека в отражении этого нового может быть как никогда одиноко. И нет никакого понимания, на что можно опереться. Это рождает в душе человека ранее совершенно незнакомую для него гамму переживаний.

Вспомним пример первой встречи с собакой в детстве. На вас смотрит живое существо, и вроде бы оно безопасно, а вроде бы и нет. Мы не понимаем, чего ожидать от лохматого четвероногого. Взрослые, видя, как мы робко мнёмся, начинают нас всячески подбадривать и хвалить, подталкивая к тому, чтобы мы подошли и погладили собаку. Но понимают ли они, что испытывает ребёнок в момент этой встречи? Осознают ли, насколько ему именно сейчас важно их присутствие в его внутренних переживаниях? Насколько ему важно почувствовать именно в этот момент, чтобы взрослый сказал: я рядом, я с тобой. Насколько нужен рядом тот, кто даст ощущение опоры при этом новом контакте. Тот, кто не будет манить похвалой на другом конце этого мысленного преодоления, а пройдёт вместе с ребёнком путь нового переживания и получения опыта. Важного опыта, который окажет влияние на будущую уверенность и самооценку этого ребёнка.

Именно присутствие повышает самооценку ребенка, давая понять, что он заслуживает внимание и мысли взрослого человека. Взрослый его полноценно признаёт, и самосознание ребенка развивается в своей полноте ощущений.

Если присутствия недостаёт, это часто приводит к тому, что ребёнок готов делать что-то только тогда, когда рядом с ним тот, кто похвалит. А значит, ребёнок будет мотивирован делать для кого-то, но не для себя самого. Важным для его собственной жизни тогда может стать кто-то другой, но не он сам. Когда этот другой рядом есть, жизнь человека наполнена смыслом, но смысл теряется, когда человек остаётся наедине с собой.

Таким образом, присутствие помогает ребёнку в важном акте самопознания, а похвала может нарушить этот процесс

 

Не похвала, а умение присутствовать — вот настоящее искусство в развитии личности!                                                                                                                                    Напоследок стоит сказать, что взрослый человек внутреннее присутствие способен сформировать для себя сам. Это значит раскрыть для себя мир духовного, научиться духовной жизни, войти душой в контакт с более тонкими слоями восприятия жизни. Кто-то находит для себя душевную дружбу в религии, кто-то — в искусстве или на пути служения людям. На самом деле все эти разные пути ведут к одному — к ощущению единения с духовной сутью жизни. Такое переживание присутствия положительно влияет на самооценку, а значит, и на психологическом здоровье человека сказывается позитивно.

НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Чтобы прийти к такому духовному присутствию в своей жизни, есть много способов. Мы тоже предлагаем один из них. Ощущение присутствия и единения с жизнью можно развить с помощью упражнений суфийской практики.

Любопытный факт: когда дервиши в своем духовном братстве садятся вместе делать зикр, то иногда ведущий обращается к другим участникам круга: «Внимание! Присутствие».

Призыв уходит корнями в древнюю историю. Смысл в том, что дервиши настраивают своё сердце на соединение с полем божественного присутствия. Здесь и сейчас. Целью дервишей является развитие у себя скрытых духовных способностей, а практика присутствия настраивает на соприкосновение с духовным миром.

В современной психологической практике умение терапевта присутствовать во время сессии в контакте с клиентом — важный навык, наработке которого уделяется большое внимание. Без него невозможно отрабатывать качественную терапию с клиентом.

Успехов вам, и присутствия в своей жизни для своего здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания "Влияние родителей на самооценку подростка.ppt"

Данная презентация , поможет дать урок по обществознанию в 5 классе по учебнику Кравченко....

Влияние самооценки на успешность обучения

Презентация о влиянии самооценки на успешность обучения...

Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы

Золотые правила учительской похвалы ...

Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы

Похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. Молодые учителя не всегда знают, как правильно и эффективно похвалить ученика. Надеемся, что им помогут 10 золотых правил учительской по...

Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы

Золотые правила учительской похвалы...

Влияние самооценки на межличностные отношения в коллективе

Данная работа посвящена изучению влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе. Также в работе описаны ход и результаты эмпирического исследования уровня самооц...

Влияние семьи на формирование самооценки ребенка

Стиль семейного воспитания – характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной ман...