Влияние самооценки на межличностные отношения в коллективе
методическая разработка по психологии на тему

Шачкова Екатерина Алексеевна

Данная работа посвящена изучению влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе. Также в работе описаны ход и результаты эмпирического исследования уровня самооценки и межличностных отношений младших подростков, и представлены рекомендации по повышению уровня самооценки и улучшению межличностных отношений младших подростков в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра математики и физики

Научно-исследовательская работа по курсовой работе на тему: «Влияние самооценки на межличностные отношения в коллективе».

                                                                   Подготовила и провела:

                                                        студентка 4 курса

                                                                                         физико-математического факультета

                                                                                      профиль «Математика», «Физика»

                                                                                  Шачкова Екатерина Алексеевна.

Преподаватель: Усцева М. Н.

                                                                 

Орехово-Зуево

2017 год

                    "Влияние самооценки на межличностные отношения в коллективе"

1.1 Организация и проведение исследования

Цель организации и проведения исследования: выявить влияние самооценки младших подростков на межличностные отношения в детском коллективе.

База исследования: МОУ Лицей, г.Орехово-Зуево.

В исследовании принимало участие 28 школьников 6 «Г» класса в возрасте 12-13 лет, из них 16 девочек и 12 мальчиков.

Методики исследования:

1) тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва (цель: определение уровня самооценки личности), (сводная таблица, №1);

2) методика  изучения уровней учебного и личного взаимодействия между учениками (сводная таблица, №2);

3) тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» (сводная таблица, №3).

Стоит отметить, что исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

1. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования

1.2.1.

      В результате проведенного исследования с применением методики С. В. Ковалева было получено следующее.

    У50% учащихся преобладает низкий уровень самооценки, что может говорить о наличии социальных фобий (боязнь людей, боязнь публичных выступлений, боязнь успеха). Подросткам с низкой неуверенностью в себе, ранимость, обидчивость, отовсюду ждут насмешек и оскорблений. Такое мироощущение приводит к одиночеству и порождает массу неоправданных комплексов, формируя образ неудачника. Чаще всего подросткам, с низким уровнем самооценки, старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости, критически воспринимают замечания в свой адрес, очень часто не могут реализовать себя как творческий потенциал личности, стараются не вступать в контакт с одноклассниками, друзьями, учителями, нередко они стараются быть в качестве изолированного ученика, в классе  очень трудно идут на контакт с окружающими. Как правило, у подростков с низким уровнем самооценки проявляется: подавленное состояние или ощущение безнадежности, постоянное ощущение скуки, отсутствие мотивации, проявляется негативное отношение к самому себе, большую часть времени подростки с низкой самооценкой чувствуют себя усталыми.

У 42, 86 % опрошенных выявлен средний (оптимальный) уровень самооценки, которому присущи такие характеристики, как необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередкую недооценку себя и своих способностей без каких - либо на то оснований. При оптимальной, адекватной самооценке подростки правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремится реально

смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно достичь в том или ином деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому относятся другие люди. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком больной переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности. Подросткам с такой самооценкой свойственно жить в согласии с

собой, знают себя и могут себе доверять, умеют находить выход из трудной ситуации, как личного характера, так и во взаимоотношении с людьми такая самооценка является самой наилучшей для человека.

        У 7, 14% учащихся выявлен высокий уровень самооценки, при котором подросток, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других людей и адекватно оценивает свои действия. Подросток, обладающий высоким уровнем самооценки, заслуженно ценит, уважает себя и полностью доволен собой. Если высокая самооценка пластично меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и

снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей. Также стоит отметить, что высокая самооценка может привести к тому, что подросток начинает переоценивать свои возможности, зачастую у подростка начинают возникать необоснованные претензии к окружающим его людям. Подросток может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.

1.2.2.

       Методика  изучения уровней учебного и личного взаимодействия между учениками предназначена для определения уровня взаимодействия между учащимися. По данной методике было выявлено следующее: 71, 4 % учащихся считают, что уровень взаимодействий между учащимися практически идеальный, 28, 6% учащихся считают, что в классе преобладает хорошая обстановка, ровные отношения между одноклассниками.

1.2.3.

       В результате проведенного исследования с применением методики (В.Ф. Ряховского) «Оценка уровня общительности» были получены следующие результаты.

Можно считать, что 32 % учащихся весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Они любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Однако им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

У 25 % опрошенных - нормальная коммуникабельность. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми  людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают  раздражение.

У 3 % учащихся коммуникабельность носит болезненный характер. Такие люди говорливы, многословны. Вольно или невольно они часто бывают причиной разного рода конфликтов в окружении других людей. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бывают необъективны. Серьезная работа не для них.

18% опрошенных  чересчур общительны. Они всегда в курсе всех дел. Эти люди любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать испуг. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца.

Ещё о 18% можно сказать, что они достаточно общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Но эти недостатки исправимы.

         По исследованиям связи самооценки школьника с межличностными отношениями в коллективе можно сделать следующие выводы:

‒ общая самооценка испытуемых младших подростков находится ниже пределов нормы (низкий уровень), но в коллективе есть дети с высоким и средним уровнем самооценки;

‒ младшие подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том, что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке ребёнок менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой.

В дальнейшем я планирую проанализировать влияние самооценки на коммуникативные и организаторские способности учащихся, и установить степень взаимосвязи между ними.

2. 1 Сводная таблица

Код имени

№1

№2

№3

Валерия А.

7

42

5

Николай С.

24

60

7

Никита М.

26

55

8

Виталий С.

31

51

9

Анна Р.

32

48

11

Ксения С.

33

50

9

Александр А.

33

38

9

Ангелина К.

34

32

1

Алёна И.

35

34

1

Ксения Д.

39

49

8

Александра К.

39

37

11

Захар Е.

39

41

15

Арина К.

41

35

10

Ольга Г.

42

46

14

Анастасия И.

46

40

6

Сергей М.

49

59

9

Ангелина Г.

51

56

18

Дмитрий С.

54

43

19

Арсений Д.

55

51

19

Полина В.

58

34

20

Елена С.

59

44

11

Елизавета К.

62

49

22

Александр Б.

67

48

14

Александр М.

68

47

15

Мария Б.

69

47

15

Анастасия С.

74

39

16

Сергей Ф.

75

48

21

Даниил М.

81

54

12

1.3 Рекомендации по повышению уровня самооценки и улучшению межличностных отношений в коллективе

Поскольку в данном коллективе присутствуют учащиеся с заниженной самооценкой, нужно обращать внимание на то, чтобы другие ученики не подавляли их. Нужно помочь таким ученикам понять, что они такие же, как и остальные сверстники, повышать их самооценку. Важным компонентом в формировании адекватной самооценки у подростков является определенная программа управлений и тренингов, которые можно проводить как в индивидуальном порядке, так и учебном процессе, в качестве совместной деятельности учителя и школьного психолога. Чтобы повысить самооценку, нужно повышать уровень любви к себе или принятия себя. «Психологи рассматривают принятие себя, любовь к себе как основу того сложного психологического образования, которое называется Я-концепцией и включает всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему его многочисленных самооценок (т. е. эмоционального отношения и оценки различных сторон своей личности) и те формы поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками».

После выводов, сделанных на основе результатов исследования, можно дать следующие рекомендации:

 1. Необходимо изучать систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

2. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

3. Внедрять и использовать в учебном процессе разработанные программы, рекомендуемые для работы учителя, воспитателя и школьного- психолога с детьми 10-12 лет в условиях общеобразовательной школы, которые позволили бы научно обосновать и отобрать содержание, формы, методы организации мероприятий, направленных на развитие уровня самооценки и повышение социального статуса подростков в межличностных отношениях среди сверстников.

Подобные программы предназначены для работы воспитателя, школьного психолога или учителя с детьми 10-12 лет (5-7 классы) и имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим: возможностям, способностям, а с другой - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении проблем, затруднений, принятии решений.                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков

Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков...

Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»

Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...

Научно-исследовательская работа "Влияние самооценки на развитие межличностных отношений в подростковом возрасте"

Влияние самооценки на развитие межличностные отношения в подростковом возрасте. В работе представлены результаты школьного исследования о том, как представления о своей внешности, качествах влияют на ...

Межличностные отношения в коллективе подростков

Отношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако их значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького ребенка человек постепенно превращается ...

Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе

Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный д...

Определение самооценки и межличностных отношений учащихся в коллективе хора мальчиков со 2- по 8 классы.

Межличностные отношения детей в коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у учащегося реализуется пот...

-ТЕМА: межличностные отношения в коллективе подростков

quot;Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взросло...