Влияние самооценки на межличностные отношения в коллективе
методическая разработка по психологии на тему
Данная работа посвящена изучению влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе. Также в работе описаны ход и результаты эмпирического исследования уровня самооценки и межличностных отношений младших подростков, и представлены рекомендации по повышению уровня самооценки и улучшению межличностных отношений младших подростков в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_samootsenki_na_mezhlichnostnye_otnosheniya_v_kollektive.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра математики и физики
Научно-исследовательская работа по курсовой работе на тему: «Влияние самооценки на межличностные отношения в коллективе».
Подготовила и провела:
студентка 4 курса
физико-математического факультета
профиль «Математика», «Физика»
Шачкова Екатерина Алексеевна.
Преподаватель: Усцева М. Н.
Орехово-Зуево
2017 год
"Влияние самооценки на межличностные отношения в коллективе"
1.1 Организация и проведение исследования
Цель организации и проведения исследования: выявить влияние самооценки младших подростков на межличностные отношения в детском коллективе.
База исследования: МОУ Лицей, г.Орехово-Зуево.
В исследовании принимало участие 28 школьников 6 «Г» класса в возрасте 12-13 лет, из них 16 девочек и 12 мальчиков.
Методики исследования:
1) тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва (цель: определение уровня самооценки личности), (сводная таблица, №1);
2) методика изучения уровней учебного и личного взаимодействия между учениками (сводная таблица, №2);
3) тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности» (сводная таблица, №3).
Стоит отметить, что исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.
1. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования
1.2.1.
В результате проведенного исследования с применением методики С. В. Ковалева было получено следующее.
У50% учащихся преобладает низкий уровень самооценки, что может говорить о наличии социальных фобий (боязнь людей, боязнь публичных выступлений, боязнь успеха). Подросткам с низкой неуверенностью в себе, ранимость, обидчивость, отовсюду ждут насмешек и оскорблений. Такое мироощущение приводит к одиночеству и порождает массу неоправданных комплексов, формируя образ неудачника. Чаще всего подросткам, с низким уровнем самооценки, старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости, критически воспринимают замечания в свой адрес, очень часто не могут реализовать себя как творческий потенциал личности, стараются не вступать в контакт с одноклассниками, друзьями, учителями, нередко они стараются быть в качестве изолированного ученика, в классе очень трудно идут на контакт с окружающими. Как правило, у подростков с низким уровнем самооценки проявляется: подавленное состояние или ощущение безнадежности, постоянное ощущение скуки, отсутствие мотивации, проявляется негативное отношение к самому себе, большую часть времени подростки с низкой самооценкой чувствуют себя усталыми.
У 42, 86 % опрошенных выявлен средний (оптимальный) уровень самооценки, которому присущи такие характеристики, как необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередкую недооценку себя и своих способностей без каких - либо на то оснований. При оптимальной, адекватной самооценке подростки правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремится реально
смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно достичь в том или ином деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому относятся другие люди. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком больной переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности. Подросткам с такой самооценкой свойственно жить в согласии с
собой, знают себя и могут себе доверять, умеют находить выход из трудной ситуации, как личного характера, так и во взаимоотношении с людьми такая самооценка является самой наилучшей для человека.
У 7, 14% учащихся выявлен высокий уровень самооценки, при котором подросток, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других людей и адекватно оценивает свои действия. Подросток, обладающий высоким уровнем самооценки, заслуженно ценит, уважает себя и полностью доволен собой. Если высокая самооценка пластично меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и
снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей. Также стоит отметить, что высокая самооценка может привести к тому, что подросток начинает переоценивать свои возможности, зачастую у подростка начинают возникать необоснованные претензии к окружающим его людям. Подросток может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.
1.2.2.
Методика изучения уровней учебного и личного взаимодействия между учениками предназначена для определения уровня взаимодействия между учащимися. По данной методике было выявлено следующее: 71, 4 % учащихся считают, что уровень взаимодействий между учащимися практически идеальный, 28, 6% учащихся считают, что в классе преобладает хорошая обстановка, ровные отношения между одноклассниками.
1.2.3.
В результате проведенного исследования с применением методики (В.Ф. Ряховского) «Оценка уровня общительности» были получены следующие результаты.
Можно считать, что 32 % учащихся весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Они любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Однако им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.
У 25 % опрошенных - нормальная коммуникабельность. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают раздражение.
У 3 % учащихся коммуникабельность носит болезненный характер. Такие люди говорливы, многословны. Вольно или невольно они часто бывают причиной разного рода конфликтов в окружении других людей. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бывают необъективны. Серьезная работа не для них.
18% опрошенных чересчур общительны. Они всегда в курсе всех дел. Эти люди любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать испуг. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца.
Ещё о 18% можно сказать, что они достаточно общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Но эти недостатки исправимы.
По исследованиям связи самооценки школьника с межличностными отношениями в коллективе можно сделать следующие выводы:
‒ общая самооценка испытуемых младших подростков находится ниже пределов нормы (низкий уровень), но в коллективе есть дети с высоким и средним уровнем самооценки;
‒ младшие подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том, что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке ребёнок менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой.
В дальнейшем я планирую проанализировать влияние самооценки на коммуникативные и организаторские способности учащихся, и установить степень взаимосвязи между ними.
2. 1 Сводная таблица
Код имени | №1 | №2 | №3 |
Валерия А. | 7 | 42 | 5 |
Николай С. | 24 | 60 | 7 |
Никита М. | 26 | 55 | 8 |
Виталий С. | 31 | 51 | 9 |
Анна Р. | 32 | 48 | 11 |
Ксения С. | 33 | 50 | 9 |
Александр А. | 33 | 38 | 9 |
Ангелина К. | 34 | 32 | 1 |
Алёна И. | 35 | 34 | 1 |
Ксения Д. | 39 | 49 | 8 |
Александра К. | 39 | 37 | 11 |
Захар Е. | 39 | 41 | 15 |
Арина К. | 41 | 35 | 10 |
Ольга Г. | 42 | 46 | 14 |
Анастасия И. | 46 | 40 | 6 |
Сергей М. | 49 | 59 | 9 |
Ангелина Г. | 51 | 56 | 18 |
Дмитрий С. | 54 | 43 | 19 |
Арсений Д. | 55 | 51 | 19 |
Полина В. | 58 | 34 | 20 |
Елена С. | 59 | 44 | 11 |
Елизавета К. | 62 | 49 | 22 |
Александр Б. | 67 | 48 | 14 |
Александр М. | 68 | 47 | 15 |
Мария Б. | 69 | 47 | 15 |
Анастасия С. | 74 | 39 | 16 |
Сергей Ф. | 75 | 48 | 21 |
Даниил М. | 81 | 54 | 12 |
1.3 Рекомендации по повышению уровня самооценки и улучшению межличностных отношений в коллективе
Поскольку в данном коллективе присутствуют учащиеся с заниженной самооценкой, нужно обращать внимание на то, чтобы другие ученики не подавляли их. Нужно помочь таким ученикам понять, что они такие же, как и остальные сверстники, повышать их самооценку. Важным компонентом в формировании адекватной самооценки у подростков является определенная программа управлений и тренингов, которые можно проводить как в индивидуальном порядке, так и учебном процессе, в качестве совместной деятельности учителя и школьного психолога. Чтобы повысить самооценку, нужно повышать уровень любви к себе или принятия себя. «Психологи рассматривают принятие себя, любовь к себе как основу того сложного психологического образования, которое называется Я-концепцией и включает всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему его многочисленных самооценок (т. е. эмоционального отношения и оценки различных сторон своей личности) и те формы поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками».
После выводов, сделанных на основе результатов исследования, можно дать следующие рекомендации:
1. Необходимо изучать систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
2. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
3. Внедрять и использовать в учебном процессе разработанные программы, рекомендуемые для работы учителя, воспитателя и школьного- психолога с детьми 10-12 лет в условиях общеобразовательной школы, которые позволили бы научно обосновать и отобрать содержание, формы, методы организации мероприятий, направленных на развитие уровня самооценки и повышение социального статуса подростков в межличностных отношениях среди сверстников.
Подобные программы предназначены для работы воспитателя, школьного психолога или учителя с детьми 10-12 лет (5-7 классы) и имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим: возможностям, способностям, а с другой - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении проблем, затруднений, принятии решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков
Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков...
Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»
Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...
Научно-исследовательская работа "Влияние самооценки на развитие межличностных отношений в подростковом возрасте"
Влияние самооценки на развитие межличностные отношения в подростковом возрасте. В работе представлены результаты школьного исследования о том, как представления о своей внешности, качествах влияют на ...
Межличностные отношения в коллективе подростков
Отношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако их значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького ребенка человек постепенно превращается ...
Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе
Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный д...
Определение самооценки и межличностных отношений учащихся в коллективе хора мальчиков со 2- по 8 классы.
Межличностные отношения детей в коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у учащегося реализуется пот...
-ТЕМА: межличностные отношения в коллективе подростков
quot;Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взросло...