Проект для старшей группы «Моя родословная».
проект

Шилина Ольга Владимировна

Проект для старшей группы «Моя родословная».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_starshey_gruppy_moya_rodoslovnaya.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для старшей группы «Моя родословная».

Актуальность темы:

Неуважение к своим предкам есть первый

признак дикости и безнравственности.

А. С. Пушкин

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. В том, что знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией, нет никаких сомнений. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого - девятого колена. История каждого рода является составной частью истории Отечества. Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг, знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание.

Термин «родословие» использовался в России с IX в. и до начала XX в. ; современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная».

К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. Поэтому одной из важнейших задач считаю формирование у детей интереса к истории семьи, своей родословной, семейным традициям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Тип проекта: информационный, открытый, коллективный, среднесрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель.

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей.

Замысел проекта : Если работа по ознакомлению с родословной будет проводиться в системе, и детям будет прививаться интерес к семье, ее истории, традициям и обычаям, то это будет способствовать воспитанию нравственных качеств личности и патриотизма, развитию навыков культуры общения детей, сплочению детско-родительского коллектива.

Цель проекта : Познакомить детей со своей родословной.

Задачи проекта :

1. Обобщать и расширять знания детей о семье.

2.Формировать представления детей о родственных отношениях, родословной, семейных традициях и обычаях.

3. Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем членам семьи.

4.Формировать у детей навыки исследовательской деятельности, инициативность в поиске ответов на поставленные вопросы, развивать творческие способности, познавательную активность, самостоятельность, коммуникативные навыки.

5. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками (способствовать желанию детей делиться с взрослыми и сверстниками разнообразными впечатлениями); развивать культуру речи (формировать умения вести диалог с взрослыми и сверстниками, поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, формировать умения составлять рассказы, воспитывать культуру речевого общения.

6. Привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности, обогатить их педагогическими знаниями, сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса, создать радостную атмосферу совместной с ребенком деятельности.

7. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по теме.

Длительность проекта : 2 недели.

Возраст детей: 5-6 лет.

Обеспечение проекта :

• материально-техническое:

-аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор,

-материалы для продуктивной и игровой деятельности;

• учебно-методическое:

-детская художественная литература,

-дидактические игры,

-произведения изобразительного искусства,

-музыкальные произведения,

-конспекты бесед, сценарии развлечений,

-методическая литература,

-мультимедийные презентации.

Ожидаемые результаты:

1. У детей сформированы интегративные качества:

- проявляют интерес к проектной деятельности, используют различные источники информации для достижения поставленной цели, проявляют устойчивый интерес к разным видам детской деятельности;

- делятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории и традициях семьи, о профессиях и увлечениях членов своей семьи, называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, сочиняют истории, рассказы, стихи о своей семье;

- имеют представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях.

2. Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами.

3. Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

4. Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о своей родословной, истории семьи, воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи, гордости за принадлежность к своему роду.

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта :

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

3. Работа над проектом.

4. Подготовка презентации.

Перспективный план по реализации проекта.

Образовательная область Формы и методы работы с детьми

Познание Беседы«Семейные традиции»«Моя семья»«Папа может все, что угодно»«В гостях у дедушки с бабушкой»«Кто это такие – родные?»«Воспитание уважения к людям старшего поколения»«Бабушку свою очень я люблю!»;

Ситуативный разговор«Моя семья», «Сколько я в слове «семья»?», «Ветви и корни»«В гости к бабушке»«Права и обязанности в семье»«Традиции нашей семьи»«Калейдоскоп дней рождения членов семьи»;

Создание детских дизайнерских проектов (из бумаги и картона) : «Мой дом»«Красивая мебель в моем доме»«Дачный домик»;

Мастерская по изготовлению генеалогического древа «Моя родословная»;

Коммуникация Составление творческих рассказов на темы«Моя семья»«Выходной день в моей семье»«Мои близкие»«Лето на даче»«Семейное путешествие»«Мир семейных увлечений»«Как я помогаю дома», «Я буду мамой (папой)», «Здравствуй, мамочка моя!»«Много у бабушки с нами хлопот»«Мой любимый папочка»«Летний отдых нашей семьи», «У меня братишка (сестренка) есть», «Наша дружная семья»«Мои домашние питомцы»;

Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Семья»;

Беседы по картинам: И. Репина «Стрекоза», О. Ренуара «Мадам Шарпантье со своими детьми», А. Ван Дейка «Семейный портрет», Я. Колокольникова-Воронина «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестного художника «Портрет семьи Затолокиных», З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутовой «Семья», В. Перова «Рыбная ловля», Ф. Кащеева «Башкирский кумыс»«Утро. Семья»«У колыбели»«Письмо».

Чтение художественной литературой Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений: С. Баруздина «Мамина работа», Р. Гамзатова «Мой дедушка», В. Драгунского «Моя сестренка Ксения», Н. Носова «И я помогаю», Э. Мошковской «Про бабушку», В. Осеевой «Сыновья», Т. Белозерова «Бабушка и внучка», Е. Благининой «Бабушка-забота», Л. Воронковой «Бабушкины дела»;

Чтение и заучивание стихотворений: Я. Акима «Моя родня», Т. Боковой «Папа», Т. Шорыгиной «Дедушка», Г. Гумерова «Буду, как мама», Е. Благининой «Посидим в тишине», Т. Давлетбердиной «Маме», Ф. Рахимкуловой «Дедушка», Д. Булгаковой «Спасибо, дедушка»;

Пересказ рассказов и сказок: В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», Ш. Перро «Красная Шапочка», Т. Шорыгиной «Родные вещи»;

Чтение сказок«Дикие лебеди»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка»;

Выборочное чтение произведений: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», И. Одоевского «Городок в табакерке», Л. Толстого «рассказы для маленьких»;

Социализация Сюжетно-ролевые игры«Дом»«Семья», «Семья (рождение брата или сестры)», «В гости к бабушке», «Моя мама врач (учитель, продавец и т. д.)», «Мебельный салон»«Одежда для дома»«Юрта»«Летнее путешествие»;

Дидактические игры«Собери семью вместе»«Портрет»«Моя квартира»«Грязи нет и пыли нет!»«Разложи фото»«На кого я похож»«Как зовут?»;

Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеевой «Обычная старушка»сказок«Репка»«Гуси-лебеди»«Красная шапочка»;

Художественное творчество Аппликация«Портрет мамы», выполнение поздравительных открыток к праздникам – Дню защитника Отечества, Дню 8 Марта, Дню пожилых людей;

Рисование«Лучший в мире папа»«Портрет моей мамы»«Моя семья»«Здравствуй, это я!»«Мы на отдыхе»«Мой дом»«Герб и флаг моей семьи»«Генеалогическое древо моей семьи»;

Лепка«Розы в подарок маме»«Мой папа-спортсмен»«Бабушка и дедушка»«Семейный портрет»;

Изготовление сувениров для членов семьи, составление букетов, икебан, панно, коллажей из природного материала.

Музыка Слушание произведений П. Чайковского «Детский альбом»;

Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику«Песенка о бабушке» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Наша мама» (муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотсткой, «Песенка про бабушку» (муз. и сл. А. Абелян, «Дедушка» (муз. Ф. Рахимкуловой, сл. Д. Хасаншина, «Мама» (муз. А. Бакалова, сл. С. Вигдорова, «Бабушки» (сл. И. Шаферана, муз. Е. Птичкина, «Наша бабушка» (сл. В. Викторовой, муз. Е. Тиличеевой, «Песня о бабушке» (сл. и муз. Е. Шаламоновой, «Вальс для мамы» (сл. Г. Курбатовой, муз. О. Егоровой, «Мой папа» (сл. В. Гудимова, муз. О. Девочкиной, «Как папа» (сл. В. Суслова, муз. Л. Семенова, «Бабушка моя» (муз. и сл. Л. Куклиной, «Про бабушку» (муз. и сл. Л. Вахрушевой, «Песенка маме» (сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой, «Самая лучшая мама» (сл. В. Борисова, муз. С. Алексеевой, «Лучше папы друга нет» (сл. и муз. Т. Пляцковского, муз. Б. Савельева, «Мама» (сл. и муз. Т. Петровой, «Хорошо рядом с мамой» (сл. Т. Волгиной, муз. А Филиппенко)

Праздники«День матери»«Праздник наречения именем – Исем биреу байрамы»«Праздник родословной – Шежере байрам»«Праздник мамы»«День защитника Отечества».

Физическая культура Межсемейные соревнования«Папа, мама, я – спортивная семья»

Формы работы с родителями

1. Семинар-практикум «Как составить свою родословную»;

2. Родительский университет «Отец – воспитатель»;

3. Родительское собрание «В каждом доме свои традиции»;

4. Семейные праздники «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я»«Вместе весело»«Мы с моею бабушкой лучшие друзья»«Игрушка моего детства»;

5. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр, праздников;

6. Конкурс пословиц и поговорок о семье и семейном воспитании;

7. Семейные проекты «Мое имя»«Генеалогическое древо семьи»«Моя родословная»«Герб семьи»«Семейный портрет»«Загляните в семейный альбом»«Что в имени тебе моем?»;

8. Оформление альбома «Моя родословная»;

9. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома»;

10. Выставка поделок детей и взрослых на темы«Руками бабушек и дедушек»«Вместе с папой, вместе с мамой»;

11. Выставка коллективных рисунков детей и родителей на тему «Моя семья»;

12. Фотовыставка «Наша дружная семейка»«Как наша семья провела лето»;

13. Выпуск семейных газет «Самый счастливый день в семье»;

14. Семейные мини-спектакли.

Список используемой литературы.

1. Горшенине В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

2. Елжова Н. В. работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008-08-25 Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – М. :Айрис-пресс, 2008.

5. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А.

Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2010.

7. Ривина Е. Родословная в детском саду : история и образ семьи. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 2007.

8. Свирская Л. Работа с семьейнеобязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?»

«Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь.В наш век передовых технологий и открытий, мы перестаём ценить и беречь хлеб. Он стал нашей ...

Тематический проект в старшей группе для детей с ЗПР на тему "Посуда"

Тематический проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на тему «Посуда»...

Итоговое занятие по теме проекта в старшей группе: «Русские народные игрушки»

Показать  разнообразие игрушек через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных...

Презентация проекта в старшей группе: "Русская народная игрушка"

В презентации представлен фотоотчёт по работе над проектом в старшей группе: "Русская народная игрушка"...

Проект для старшей группы «Моя родословная».

Проект для старшей группы «Моя родословная»....

Проект в старшей группе «Моя родословная»

Семья остается самой важной и необходимой средой для сохранения и передачи ценностей от старшего поколения к младшему....