Играем и развиваемся
консультация

Кузнецова Татьяна Владимировна

Представлены игры и упражнения на развитие речи и ВПФ у детей дошкольного возраста, в екоторые родители могут поиграть с детьми дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igraem_i_razvivaemsya.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ

(игры на тему «ЗИМУШКА-ЗИМА» для детей 5-7 лет)

        Прихода зимы всегда с нетерпением ждут и дети, и взрослые. Если за окошком все покрыто белоснежным снегом и на улице морозец, то самое время отправится на зимнюю прогулку.

 Зимние развлечения для детей на улице - увлекательны и разнообразны: это и различные игры на снегу, и лепка снеговика (снежной бабы), и возведение снежной крепости, и игры в снежки, и веселое катание с горки на санках. А возвратившись с прогулки домой можно поиграть в спокойные, но не менее увлекательные игры, которые будут развивать у Вашего ребенка сообразительность, речь, внимание и мышление. Во что же можно поиграть? Можно предложить ребенку игру «Какой? Какая?».

        Цель: развитие умения подбирать слова-признаки к предметам.

        Ход игры: придя с прогулки попросите ребенка вспомнить:

снег какой?         (белый, пушистый, легкий и т.д.);

лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.);

мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый и т.д.);

зима какая?         (холодная, морозная, снежная и т.д.)

Игра «Пересчет снежинок»

        Цель: развитие мелкой моторики, умение работать ножницами, развитие счетных навыков (счет до 5-ти) и речи.

        Ход игры: вместе с ребенком вырежьте из бумаги снежинки, а затем пересчитайте их: «Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок».

        

Игра «Отгадай загадку».

Цель: развитие мышления, речи ребенка.

Ход игры: предложите ребенку отгадать загадки (если ребенок еще затрудняется отгадывать загадки без опоры на картинки, то заранее приготовьте картинки-отгадки).

  1. Когда зимой мороз и стужа,

     Покрыты им и пруд, и лужа. (ЛЕД)

  1.  На дворе горой,

А в доме водой. (СНЕГ)

  1. Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку, и Оксанку.

 По дорожке катят ... (САНКИ)

  1. Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.   (МОРОЗ)

  1. Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (СНЕГОВИК)

  1. Что вниз головой растет? (СОСУЛЬКА)

        

        Игра «Прогноз погоды».

        Цель: развитие грамматического строя речи.

        Ход игры: предложите ребенку рассказать какая будет погода если:

- какая погода, если на улице снег - ….. (снежная);

 -  какая погода, если на улице холод -    ....... (холодная);

-  какая погода, если на улице мороз -  ......... (морозная);

- какая погода, если на улице ветер - ........ (ветреная);

 - какая погода, если на улице стужа - ….. (студеная)

        Игра «Скажи, что сделала?»

        Цель: развивать умение образовывать слова с приставкой ЗА.

        Ход игры: взрослый произносит начало предложения, а ребенок образовывает слова с приставкой ЗА.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки… – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

  

         Игра «Доскажи словечко».

        Цель: развитие слухового внимания.

        Ход игры: взрослый говорит: «Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай поиграем со словом «снег». Затем читает стихотворение, а ребенок добавляет слова, связанные со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (снег.)»

        Игра «Найди лишнее слово».

        Цель: развитие слухового внимания, мышления и речи.

        Ход игры: взрослый произносит слова из каждого ряда, а ребенок должен услышать и назвать «лишнее» слово и объяснить свой выбор.

1.  «Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

2.  «Снег, снегирь, снасти, снеговик».

3.  «Холод, хороший, холодильник, холодок». 

4.  «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

        Игровое упражнение «Закончи предложение». 

        Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.
        
Ход игры: предложение ребенку сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад).
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной ...
Зимой катаются на санках, а летом ...
Зимой лес спит, а весной ...
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом ...
Зимой деревья белые, а осенью ...
Зимой растут сугробы, а летом растут ...
Зимой лепят снеговика, а летом ...
Зимой насекомые прячутся, а летом ...

          Игра «А что вчера?» 

        Цель: употребление глаголов в прошедшем времени.

        Ход игры: предложите ребенку, что было вчера, употребив глаголы в прошедшем времени.
Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел).
Сегодня снег падает, а вчера ... (падал).
Сегодня снег сверкает, а вчера ... (сверкал).
Сегодня снег тает, а вчера ...
Сегодня снег хрустит, а вчера ...
Сегодня снег идет, а вчера ...
Сегодня снег ложится, а вчера ...
Сегодня снег кружится, а вчера ...

        Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребенку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры (на улице и дома) будут в жизни малыша одними из самых приятных воспоминаний. Главное — показать пример, привлечь ребенка к игре и делать все с удовольствием и улыбкой на лице.

        

Список используемой литературы:

1. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2011.

2.  Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., «Просвещение» 1988.

        Материал подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК, в г. Гусеве Т.В. Кузнецова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности "Играй, двигайся, развивайся"

Занятие имеет целью продолжать формировать знания и представления о правилах подвижных игр, о необходимости соблюдения правил безопасности при занятиях физическими упражнениями; Содействов...

Проект "С пальчиками играем речь развиваем"

Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением руки, по средствам пальчиковой гимнастики, масс, игр, упражнений. Развитие графо моторных навыков....

Презентация "Играем пальчиками - развиваем речь"

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы, он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью....

Играя пальчиками, развиваем речь

Играя пальчиками, развиваем речь...

"В ИГРЫ ИГРАЕМ – ВНИМАНИЕ РАЗВИВАЕМ". (Рекомендации для родителей.)

Методические рекомендации социального педагога для родителей, чьи дети учатся в школе....

Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"

Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"...

Буклет для родителей "В игры играем - память развиваем"

В своей работе использую памятки для родителей в виде буклетов....