Родительское собрание "Стиль семейного воспитания"
методическая разработка

Морозова Марина Александровна

Цель: дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания, способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_-_stil_semeynogo_vospitaniya.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №16 «Росинка»

Выступление педагога-психолога на родительском собрание

в средней группе

Тема: «Стили семейного воспитания.»

Выступление подготовила:

педагог-психолог Морозова Марина Александровна

        

г. Гуково 2023

Цель: дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания, способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания.

Оборудование: презентация.

Ход мероприятия:

Слайд № 1- № 2

  1. Вступительное слово педагога-психолога.

Здравствуйте, уважаемые родители! Начать мне нашу встречу хотелось бы с восточной мудрости:

Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека.

Уважаемые родители, семейное воспитание является одной из важнейших составляющих формирования личности ребенка. В современном мире, где существует множество различных стилей и подходов к воспитанию, родители часто задаются вопросом о том, какой стиль выбрать для своего ребенка. Поэтому в данной статье мы рассмотрим различные типы семейного воспитания и их особенности.
Важно понимать, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Идеальный стиль семейного воспитания не существует, и родители должны выбирать тот подход, который наиболее соответствует потребностям и характеру их ребенка. Сегодня мы рассмотрим все основные типы семейного воспитания, а также я дам рекомендации по выбору наиболее эффективного подхода для каждой конкретной семьи.
На что влияет стиль семейного воспитания?
Стиль семейного воспитания имеет огромное влияние на развитие и поведение детей. Он определяет, как родители взаимодействуют с ребенком, какие ценности и нормы они передают ему. Адекватный стиль воспитания способствует формированию у детей положительных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, социальная компетентность. Согласно
 

исследованиям, дети из семей с авторитарным стилем воспитания часто проявляют агрессивное поведение и имеют низкую самооценку. В то время как дети из семей с демократическим стилем воспитания обладают высокой социализационной компетентностью и лучше адаптируются к бществу. Поэтому выбор стиля семейного воспитания играет ключевую роль в формировании личности ребенка и его будущего успеха.

  1. Мини-лекция «Стили семейного воспитания»

 Итак, какие же существуют стили воспитания:

Слайд № 3

  • Авторитарный стиль
  • Либерально-попустительский стиль
  • Гиперопекающий стиль
  • Отчуждённый стиль
  • Хаотический стиль
  • Демократический стиль

Сейчас я более подробно расскажу про каждый из этих стилей, а вы попробуйте для себя по описанию определить какой стиль воспитания преобладает в вашей семье.

Слайд № 4

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными.   Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.  При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей.  В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.

Слайд № 5

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка. Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.  В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.

Слайд № 6

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.

Слайд № 7

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.   У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

Слайд № 8

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

Слайд № 9

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности.  Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

  1. Комментарий психолога

Удалось ли вам определить доминирующий в вашей семье стиль воспитания? (ответы родителей). Отлично! Если — это демократический стиль, то по мнению психологов он является наиболее эффективным стилем семейного воспитания. Если какой-то другой, то – это сигнал для вас, чтобы задуматься над той системой воспитания, которая есть вашей семье сейчас и возможно что-то поменять. А сейчас я предлагаю немного потренироваться.

  1. Практическая часть родительского собрания.
  1. Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявления у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и т. д.), хотя реально ничего такого у ребенка не наблюдалось.
  2. Родители понимают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.
  3. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу и лучшее решение любых проблем, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.
  4. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворяются.
  5. Анкетирование родителей – «Преобладающий стиль воспитания в вашей семье»

Текст анкеты:

1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В. Абсолютно с этим согласен.

2. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел другой ребенок?

А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

3. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

4. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

В. Расстроюсь.

5. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Стараюсь.

Б. Безусловно.

В. Надеюсь.

Обработка результатов:

Стиль поведения                     Номера вопросов

       1                                 2                     345

Авторитетный               А                  АААА

Авторитарный               Б                  ББББ

Либеральный               В                  ББББ

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

  1. Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация 1.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это, и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

  1. В чем состоит педагогический просчёт матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация 2.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

Ситуация 3.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:

  1. Как дальше может развиться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

5. Завершение родительского собрания – чтение стихотворения Себастьяна Бранта «О дурном родительском примере»

Себастьян Брант

 О ДУРНОМ

РОДИТЕЛЬСКОМ

ПРИМЕРЕ

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Теперь вести себя прилично

Не в моде стало, и обычно

И женский пол, себя позоря,

Стал срамословить в разговоре.

Мужья - пример для жён своих,

А дети учатся у них.

Когда родители умны

И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

  1. Заключительные слова педагога-психолога.

По-моему, у нас отлично получилось. Я желаю, чтобы в вашей семье царила гармония и взаимопонимание. Ну, а, если вдруг возникнут сложности или появятся вопросы вы всегда можете обратиться ко мне за консультацией.

Список использованной литературы и Интернет – ресурсов:

  1. Рябкова В.Н. Родительское собрание по теме: "Нравственные отношения в семье и в детском саду" – Интернет - сайт «Фестиваль педагогических идей» - режим прямого доступа (http://festival.1september.ru/articles/312240/)
  2. Брант С. Корабль дураков. Избранные сатиры – режим прямого доступа (http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm)
  3. Смирнова Е.С. Родительское собрание «Стили воспитания в семье» (https://multiurok.ru/blog/teksty-vystuplenii-pedagoga-psikhologa-na-roditelskikh-sobraniiakh-stili-vospitaniia-v-seme.ht


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семейное воспитание и здоровье наших детей"

Родительское собрание на тему «Семейное воспитание и здоровье наших детей»Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.Задачи: Получение родите...

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Родительское собрание "Семейное воспитание"

В данном материале находится комплексная  разработка родительского собрания...

Родительское собрание «Семейное воспитание подростков»

Родительское собрание «Семейное воспитание подростков»...

Родительское собрание "Семейное воспитание"

laquo;Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя»Л. Толстой...

Родительское собрание "Семейное воспитание и здоровье наших детей"

Родительское собрание "Семейное воспитание и здоровье наших детей"...