Рекомендации родителям для подготовки детей к экзаменам
консультация (9 класс)
Можно долго рассуждать о «+» и «-» современных экзаменов, но от них нам никуда не деться и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат и свести к минимуму вредные последствия. Что влияет на успешность сдачи экзамена? Выделяют три группы готовности, которые влияют на успешность сдачи экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации родителям для подготовки детей к экзаменам | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ЭКЗАМЕНАМ.
Можно долго рассуждать о «+» и «-» современных экзаменов, но от них нам никуда не деться и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат и свести к минимуму вредные последствия. И сегодня немного о том, как этого достичь. Но перед тем как перечислять полезные рекомендации, хотелось бы сказать о том, что влияет на успешность сдачи экзамена
Выделяют три группы готовности, которые влияют на успешность сдачи экзамена /слайд 2/.
Предметная (познавательная) готовность: знания по предмету, умения и навыки, позволяющие пользоваться этими знаниями.
Трудности связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Что делать? Осваивать навыки работы с тестами, выработать индивидуальную стратегию деятельности с учетом способностей.
Информационная (процессуальная) готовность:
Знание о том:
• как будет проходить экзамен (особенности процедуры)
• на что нужно обратить внимание при подготовке к экзамену
• что можно, что нельзя
Проблемы, связаны с самой процедурой экзамена. Что делать? Знакомство с процедурой экзамена, навыки работы с тестовыми материалами, умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми.
Психологическая (личностная) готовность
1. Владение методами саморегуляции негативных состояний (работа с эмоциями, дыхательные упражнения)
2. Организация труда и отдыха (соблюдение режима дня для успешного усвоения материала в процессе подготовки к экзамену)
3. Определение для себя степени значимости результатов экзамена:
• Высокая значимость приводит к лишним переживаниям
• Низкая значимость провоцирует тактику «откладывание на потом»
• Средняя значимость – «золотая середина» – продуктивная позиция, обеспечивающая успешную подготовку и сдачу экзамена
Особенности восприятия учеником ситуации экзамена, его реакциями и состоянием. Что делать? Адекватная самооценка своих знаний, умений и способностей, собственное представление об экзамене, оптимальный уровень тревоги.
Итак, важную роль в подготовке детей к экзамену играет позиция и стратегия поведения их родителей /слайд 3/. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей, может эмоционально "сорваться" /смотрим на слайд, обсуждаем/.
Основные причины переживаний выпускников /слайд 4/
- Ожидания окружающих «Я боюсь не оправдать ожиданий…»
- Незнакомая ситуация «Я боюсь растеряться…»
- Психофизические и личностные особенности «Вдруг мне станет плохо…»
- Опасения и тревоги «Наверняка, мне достанется то, что я не учил…»
- Мои возможности «Мне не дано понять логарифмы…»
Основные причины переживаний выпускников: как помочь своему ребёнку?
- Мои возможности «Мне не дано понять логарифмы…» /слайд 5/
1. Обеспечьте ресурс для занятий.
- сборники тестовых заданий, интернет ресурсов, консультации
Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных видов работ.
2. Позаботьтесь о мотивации
- Что мне нужно от экзамена: только сдать и получить оценку, а потом все забыть, или этот материал мне хотелось бы усвоить прочно и надолго?
- Какой результат для меня желателен, и какой приемлем?
- Как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету?
3. Вместе спланируйте, как можно быстрее закрыть «пробелы незнания»
- Помогите распределить темы подготовки по дням, в составлении плана или расписания рабочего времени на период экзамена.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
- Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д
4. Помогите поверить в себя
• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)
• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)
• Демонстрируйте свою любовь и принятие
- Незнакомая ситуация «Я боюсь растеряться…» /слайд 6/
Что нужно знать вашему ребёнку?
МЕСТО, ВРЕМЯ, УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА
для этого заранее:
1. Проговорите с ребёнком все особенности организации и проведения экзамена
2. Обсудите с ребёнком, что он может делать, а от чего стоит воздержаться во время экзамена
3. Совместно с ребёнком продумайте алгоритмы поведения в разных ситуациях
4. Вместе решите, что он обязательно возьмёт с собой на экзамен, чтобы чувствовать себя комфортнее
- Ожидания окружающих «Я боюсь не оправдать ожиданий…» /слайд 7/
Создайте благоприятную психологическую атмосферу:
• Контролируйте своё эмоциональное состояние, сохраняйте спокойствие, ведь тревогами и страхами легко «заразить» самого ребенка
• Разделяйте переживания подростка, используя технику «Я-высказывание»
• Воздерживайтесь от запугивания и угроз, излишняя тревожность не позволяет ребенку продуктивно готовиться
• Воздерживайтесь от критики ребёнка во время подготовки к экзамену, от сравнений с другими
• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)
• Показывайте детям, что не зависимо от результата, вы их любите и вместе найдёте выход из любой ситуации
• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)
- Психофизические особенности «Вдруг мне станет плохо» /слайд 8/
1. Помогите ребёнку наладить режим своего дня
• Обсудите с ним необходимость регулярного продолжительного сна
• Решите вопрос о каждодневной, регулярной подготовке к экзамену (обозначьте время, темы для изучения, результативность работы)
• Обеспечьте возможность общения с друзьями (для ребёнка это - огромный ресурс)
• Позвольте ребёнку выделить время для любимых занятий
2. Обеспечьте ребёнку сбалансированное и вкусное питание – приём пищи должен стать дополнительным моментом отдыха и удовольствия.
- Личностные особенности «Вдруг мне станет плохо» /слайд 9/
1. Позаботьтесь о мотивации
• Уменьшите давление и контроль (хотеть должны не вы, а ваш ребёнок)
• Обсудите, что будет потом, после сдачи экзамена (сформируйте позитивный образ будущего)
2. Помогите поверить в себя
• Вспомните опыт прошлых побед (соревнования, олимпиады, экзамены и т.д.)
• Оказывая поддержку, используйте позитивные формулировки (без НЕ)
• Демонстрируйте свою любовь и принятие
3. Разделяйте переживания подростка, используя технику «Я-высказывание»
- Опасения и тревоги «Наверняка, мне достанется то, что я не учил…» /слайд 10/
ТРЕВОГА – это боязнь неопределенного, а значит ребёнок:
1. не знает, что надо делать
2. не понимает, к кому и за какой помощью обратиться
3. тратит силы на негативные переживания
КАК ПОМОЧЬ?
1. Мотивируйте ребёнка на обсуждение тех вопросов, которые его тревожат
2. Задайте уточняющие вопросы, чтобы у ребёнка «в голове» появилась чёткая «картинка сложной ситуации»
3. Проговорите варианты решения ситуации
4. Помогите спланировать действия по решению ситуации
5. Обсудите варианты помощи
6. Наблюдайте за самочувствием ребёнка.
- Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Признаки стресса:
- - физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения, резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера.
- - эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам
- - поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, касание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОГОЙ, НЕОБХОДИМО КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ОПАСЕНИЯ РЕБЁНКА
Что может помочь успешно пройти итоговое собеседование? /слайд 11/
Высказывать собственное мнение
Читать книги вслух
Записывать собственную речь на диктофон и после проработать проблемные моменты
Анализировать речь ведущих с точки зрения интонации и темпа и т.д.
Что почитать?
Людмила Петрановская «Что делать, если ждет экзамен?»
Учащимся книга поможет выучить материал и показать свои знания во время сдачи экзаменов, а родителям – правильно поддержать своего ребенка в этом важном жизненном испытании. Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно поможет ребёнку быть успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по подготовке детей к экзаменам.
Помощь родителей ребенку в период подготовки к экзаменам...
Памятка для родителей для подготовки детей к экзаменам.
В помощь родителям для подготовки детей к экзаменам....
Рекомендации родителям при подготовке детей к экзаменам.
В материале даются рекомендации родителям в период подготовки детей к экзаменам....
Памятка родителям по подготовке детей к экзаменам
Очень важно родителям знать, о чем думает их чадо накануне экзаменов. Правильно построенные отношения, полноценная еда, здоровый сон помогут преодолеть трудности перед экзаменами. В ...
Рекомендации для родителей по подготовке детей к экзаменам
Перечень рекомендаций для родителей, как правильно распределить силы ребенка чтобы он сдал экзамены....
Советы родителям по подготовке детей к экзаменам
Советы психолога родителям по созданию условий к подготовке детей к экзаменам...
Рекомендации родителям для подготовки детей к экзаменам (презентация)
Можно долго рассуждать о «+» и «-» современных экзаменов, но от них нам никуда не деться и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат и свес...