Родительское собрание на тему «Проблема взаимодействия семьи и детского сада»
материал
Цель:
- ознакомить с проблемами взаимодействия работы детского сада и семьи, способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- дать характеристику семье как педагогической системе;
- выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов детского сада с семьями;
- охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_0.docx | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | |
| 412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru |
Родительское собрание на тему
«Проблема взаимодействия семьи и детского сада»
Подготовил: социальный педагог Мурка Е.Н.
педагог-психолог Земскова Е.В.
Балашов 2014
Цель:
- ознакомить с проблемами взаимодействия работы детского сада и семьи, способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- дать характеристику семье как педагогической системе;
- выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов детского сада с семьями;
- охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования
Оборудование: проектор, ноутбук, ватман, ножницы, цветная бумага, клей.
План
- Вступительные слова
- Презентация на тему «Проблема взаимоотношения семьи и детского сада»
- Презентация анализа анкетирования взаимодействия родителей и детского сада
- Видео интервьюирование воспитанников детского сада
- Коллаж «Детский сад моей мечты»
- Раздача памяток
- Заключительные слова и решение общеродительского собрания.
Ход мероприятия
- Вступительные слова
Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем родительском собрании. Тема нашего собрания «Проблема взаимодействия семьи и детского сада». И сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы: Что такое семья? Какая существует классификация современных родителей? Какие есть формы, принципы общения педагогов с родителями в детском саду? Причины отсутствия взаимодействия семьи и педагогов и как можно этого избежать?
Цель нашего родительского собрания, это ознакомить с проблемами взаимодействия работы детского сада и семьи, способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи которые мы сегодня поставили
- дать характеристику семье как педагогической системе;
- выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов детского сада с семьями;
- охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования
- Презентация на тему «Проблема взаимоотношения семьи и детского сада»
Главным в работе любого детского сада являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Семья – объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семье. (юридическое определение).
«Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения» (социологическое определение Харчев А.Г.российский социолог )
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит его будущее.
- семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребёнка;
- семья влияет на формирование психологического пола ребенка;
- семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка;
- семья имеет важное значение в овладении человеком социальных норм, определяющих исполнение им семейных ролей;
- в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации;
- семья играет большую роль в процессе социальной адаптации.
Условная классификация современных родителей
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим
- хороший присмотр и уход за ребенком;
- полноценное развитие;
- оздоровление;
- обучение и воспитание;
- организация интересного досуга
Задача воспитателя – организовать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике).
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками не хотят лишать ребенка:
- полноценного общения;
- игр со сверстниками;
- развития и обучения.
Задача воспитателя – не допустить, чтобы эта родительская группа
осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их
педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами ждут от детского сада:
- интересного общения со сверстниками;
- получения навыков поведения в коллективе;
- соблюдения правильного режима дня;
- обучения и развития
Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Формы общения педагога с родителями в детском саду
Традиционные формы :
- коллективные (групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.)
- индивидуальные (педагогические беседы с родителями)
- наглядно-информационные (аудио-видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотовыставки, стенды, ширмы, папки-передвижки)
Нетрадиционные формы общения с родителями
Наименование | Цель использования этой формы | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные:
| Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Принципы взаимодействия педагога с родителями
- Доброжелательный стиль общения.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не наставничество
- Тщательная подготовка
- Динамичность
Система работы с родителями
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность детского сада | Создание благоприятных условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения | Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др. |
Причины отсутствия взаимодействия детского сада с семьей
- Барьеры понимания
- Барьеры отношения
Оптимизация общения детского сада и семьи
- организации образовательного процесса;
- создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
- организации современной социально – развивающей среды в группах;
- оказания дополнительных услуг;
- разработке планирования разных видов на всех уровнях:
- общесадовых планов;
- самостоятельной деятельности детей;
- совместной деятельности детей;
- разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
- привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью МАДОУ.
3. Презентация анализа анкетирования взаимодействия родителей и детского сада
Уважаемые родители в течение октября месяца в детском саду проходило анкетирование которое затронуло тему взаимодействия детского сада и семьи. Родителям предлагалась ответить на 13 вопросов. Всего в анкетировании принимали участия 85 родителей, анкета была анонимной. Сейчас нам бы хотелось предоставить Вашему вниманию результаты данного анкетирования (презентация).
1.Удовлетворяет ли вас уровень и содержание образовательной работы с детьми в МАДОУ?
Удовлетворяет 86%
Воздержались 14%
2 .Удовлетворены ли Вы:
Воспитанием ребенка в детском саду 80%
Отношением ребенка с педагогами 70%
Отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду 42%
Вашими отношениями с воспитателями 63%
Воздержались 5%
3. Удовлетворены ли Вы режимом работы детского сада?
Да 88%
Нет 1%
Воздержались 11%
4.Вы получаете информацию о МАДОУ:
Из наглядной информации учреждения 35%
Со слов других родителей 5%
От воспитателя 95%
На собрании 58%
От заведующего 14%
Воздержались 2%
5. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада? Устраивает ли она Вас?
Да, знакома, устраивает 93%
Нет, не знакома 5%
Воздержались 2%
6. Сталкиваетесь ли Вы с проблемой отказа ребенка идти в детский сад? По какой причине?
Да 38%
Нет 52%
Воздержались 10%
7.Кто помогает вам в преодолении трудностей в воспитании? Рассчитываете ли Вы на помощь детского сада?
Да 66%
Нет 27%
Воздержались 7%
8. Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ваш ребенок:
Высоко 14%
Низко 4%
Удовлетворительно 49%
Не задумывались 15%
Затрудняюсь ответить 18%
9. Решаются ли Ваши проблемы специалистами детского сада?
Да 18%
Нет 38%
Воздержались 44%
10. Как Вы относитесь к родительскому образованию? Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, родительских клубов?
Да 72%
Нет 14%
Воздержались 14%
11. Хотите ли Вы, чтобы в МАДОУ функционировали дополнительные кружки и секции? (какие, на платной или бесплатной основе)
Да 76%
Нет 12%
Воздержались 12%
12. Какие трудности Вы испытываете во взаимодействии с воспитателями детского сада?
Не испытывают трудности 65%
Испытывают трудности 5%
Воздержались 30%
13.Что может, на Ваш взгляд, способствовать сотрудничеству семьи и детского сада?
Взаимопонимание и уважение 22%
Совместная деятельность 5%
Желание 2%
Воздержались 61%
Затруднились с ответом 10%
Если подводить итог то, судя по анкетированию просматривается положительная тенденция во взаимодействии педагогов и родителей, большинство родителей хотят принимать активное участие в жизни детского сада и вам не безразлично как реализуется воспитательный процесс в детском саду.
4. Видео интервьюирование воспитанников детского сада
Как вы уже поняли, существует множество форм и методов работы, как с детьми, так и с их родителями, сейчас мы бы хотели показать вам одну из них форм, это интервью воспитанников детского сада, которое проходило при непринуждённой беседе и дети отвечали на простые вопросы: Как тебя зовут? Как называется садик в который ты ходишь? Как называется твоя группа? У тебя есть друзья в группе? Нравится ли тебе как кормят в детском садике? Что больше всего тебе нравится из еды в детском садике? Где работают твои родители? Какой подарок ты хочешь получить на новый год? Приятного просмотра (видеоролик).
5. Коллаж «Детский сад моей мечты»
А теперь мы бы хотели предложить Вам создать коллаж «Детский сад моей мечты», который займёт почётное место в нашем саду и мы и ваши дети будут любоваться им.
6. Раздача памяток
В закреплении нашей темы мы хотели бы Вам раздать памятки, которые помогут Вам в воспитании ваших детей.
7. Заключительные слова общеродительского собрания.
Нам очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Спасибо за внимание!
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме:"Проблемы компьютерной зависимости"
Данное собрание проводится с родителями учащихся 11 класса.Цель собрания: способствовать формированию понимания родителями опасности и "заболеваний" детей компьютером....
Родительское собрание по теме "Проблемы и подходы в воспитании".
Выяснение типов отношений между детьми и родителями в семьях учащихся класса и корректировка (при необходимости) отношения между детьми и родителями в семье....
Родительское собрание по теме "Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации"
Родительское собрание для родителей учеников 9 класса...
разработка родительского собрания на тему " Проблемы подросткового возраста"
В данной разработке содержится лекция по теме, анкета для родителей и тренинг совместно с детьми....
Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...
Выступление на родительском собрании по теме:"Проблемы детей в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем"
Выступление на родительском собрании по теме:"Проблемы детей в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем"...
Статья о взаимодействии семьи и детского сада как условие развитий музыкальных способностей детей
Что может быть важнее родительского воспитания - правильно, взаимодействие детского сада и семьи...