«Поощрение и наказание в семье»
материал
Цель: объяснить родителям и лицам их заменяющих, о том, что такое поощрение, наказание и убеждение, как метод семейного воспитания;
- рассказать о плюсах и минусах каждого метода воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pooshchrenie_i_nakazanie_v_seme.docx | 60.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | |
412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru |
Доклад на родительском собрании
на тему «Поощрение и наказание в семье»
Подготовил: социальный педагог Мурка Е.Н.
г. Балашов – 2020 г.
Цель: объяснить родителям и лицам их заменяющих, о том, что такое поощрение, наказание и убеждение, как метод семейного воспитания;
- рассказать о плюсах и минусах каждого метода воспитания.
Тема моего выступления «Поощрение и наказание ребёнка в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. « Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения. В этом и заключается основной психолого – педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…
Поощрение ребенка, за что то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»
Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.
Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.
В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:
- Вы можете ошибаться.
- Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
- Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:
- Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
- Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
- После наказания проступок должен быть «предан забвению» . О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.
- Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
- Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
- Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
Главным методом воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
В заключение своего выступления мне хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных, на мой взгляд, советов « как поощрять ребёнка в семье»
1.Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
3. Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.
- Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.
Уважаемые родители, предлагаю вам провести тест “Какой вы родитель?”.
Отметьте те фразы, | Баллы |
Сколько раз тебе повторять? | 2 |
Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
Не зная, что бы я без тебя делала. | 1 |
И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
Ну, на кого ты похож(а)? | 2 |
Я в твое время! | 2 |
Ты моя опора и помощник (ца)! | 1 |
Ну, что за друзья у тебя? | 2 |
О чем ты только думаешь? | 2 |
Какая ты у меня умница! | 1 |
А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
У всех дети как дети, а ты … | 0 |
Какой ты у меня сообразительный! | 1 |
Подсчитайте общее количество баллов.
5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.
7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поощрение и наказание в семье
Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....
Беседа о поощрении и наказании в семье
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...
Меры поощрения и наказания в семье
Родительское собрание...
Памятка для родителей о поощрениях и наказаниях в семье
Памятка содержит педагогические требования к поощрению и наказанию, советы, как поощрять ребенка в семье, как услышать своего ребенка....
"Поощрение и наказание в семье"
Доклад для родителей общеобразовательной школы...
Беседа "Поощрение и наказание в семье"
В данной статье рассмотрены особенности применения поощрений и наказаний. Здесь можно найти ответы на вопросы: "За что можно поощрять детей? Как поощрять детей? Всегда и нужно наказывать детей? ...
"Поощрение и наказание в семье"
Педагогический практикум раскрывает проблему наказаний и поощрений ребенка в семье....