Игры для формирования слоговой структуры
консультация
Формирование у детей грамматически правильной речи – одна из самых важных задач в работе по обучению ребёнка родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovaya_struktura_slova.docx | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры для развития слоговой структуры слова»
Формирование у детей грамматически правильной речи – одна из самых важных задач в работе по обучению ребёнка родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.
Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку справиться с этим нарушением? Просто поиграть!
Работа над ритмом
Ребенку предлагаются различные способы воспроизведения ритма:
- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике
(сколько точек на карточке);
- сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять
карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
Игра «Отхлопай слово»
Оказывается, любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.
Игра «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?
Игра «Сколько слогов в слове»
Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов). Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
Игра «Разложи игрушки» Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.
Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
Деление слов на слоги:
-произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни);
сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
- ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует взрослый).
Игра «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный лиса (разложить картинки на нужный «этаж» дома).
«Путаница»
Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов
Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...
Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
Перспективное планирование учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников...
Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова
Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....
Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...
Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет
Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....
Консультация для воспитателей "Игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР"
Описание игр для развития слоговой которые могут использовать воспитатели в работе с детьми с ОНР....
игра "Четвертый лишний" в рамках формирования слоговой структуры слова
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на материале выделения лишней картинки по принципу разного количества слогов....