Влияние индивидуальных особенностей ребёнка на обучение, поведение, общение
консультация (8 класс)
Сообщение учителя-дефектолога на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_uchitelya.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя-дефектолога Овсянкиной О. В.
на родительском собрании в 8и классе
Тема: Влияние индивидуальных особенностей ребёнка
на обучение, поведение, общение.
Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Познавая индивидуальные особенности, понимая взаимосвязь физического, нравственного и умственного формирования необходимо подобрать «ключик», искать подход, чтобы своевременно выявить те или иные характерные черты своих детей.
Личность человека не является застывшей окаменелостью: помимо изменений, связанными с возрастными периодами и этапами формирования структуры «Я», она обладает определённым индивидуально очерченным диапазоном изменчивости, которая проявляется под воздействием контакта человека с окружением.
Итак, социально обусловленные индивидуальные особенности личности динамичны и, как правило, могут сравнительно легко изменяться. Задача воспитания заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании положительных сторон. Особенности, порождённые преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудноизменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. От темперамента зависит динамика психической жизни человека, его общая активность и эмоциональность.
Выявление характерных черт ребёнка требуют времени и регулярного наблюдения. Для этого следует вести учёт реакций ребёнка на различные события.
Желательно, чтобы школа и семья работали в едином направлении, внушая детям одни и те же ценности, стандарты поведения. Тогда у ребёнка будет достаточная база для нравственной, эмоциональной эволюции – умения сопереживать, выражать свою любовь, сдерживать агрессию.
К индивидуальным особенностям относятся и такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение.
Каждому ребёнку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих детей).
Психическое развитие детей происходит неравномерно. В нём наблюдается периоды относительно медленных, постепенных изменений, когда ребёнок на протяжении длительного времени сохраняет одни те же основные черты психологического облика и периоды гораздо более резких, скачкообразных изменений, связанных с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психических черт, подчас делающих ребёнка буквально неузнаваемым для окружающих. Эти скачкообразные переходы называются кризисами развития.
Возникающая потребность детей в сотрудничестве со взрослым, интерес к ближайшему предметному окружению связаны с тем, что учитывая возрастающие возможности ребёнка, взрослые меняют характер общения с ним, переходят к общению по поводу тех или иных предметов и действий. От ребёнка начинают требовать известной самостоятельности в обслуживании себя, что не возможно без усвоения способов употребления предметов. Возникшие потребности приобщиться к действиям и взаимоотношениям взрослых людей, выход интересов за пределы непосредственного окружения и вместе с тем направленность интересов на сам процесс деятельности (а не на результат). С одной стороны, от ребёнка начинаем ожидать понимания человеческих поступков, различения добра и зла, сознательного выполнения правил поведения. С другой стороны, все жизненные потребности ребёнка удовлетворяются взрослыми, серьёзных обязанностей он не несёт, к результатам его действий взрослые не предъявляют сколько-нибудь значительных требований.
Зависимость психических черт, характерных для каждого возрастного этапа развития, от места, занимаемого ребёнком в обществе, не может, однако, сама по себе объяснить перехода ребёнка с одного этапа на другой. Этому переходу предшествуют появление неудовлетворённости ребёнком тем местом, которое он занимает среди других людей, и стремление это изменить. Наступает момент, когда развитие, происходящее внутри данного этапа, приводит к тому, что возросшие возможности ребёнка – его знания, умения, психические качества – вступают в противоречие со старым образом жизни, старыми видами деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. Ребёнок чувствует свои новые возможности и теряет интерес к недавно привлекавшей его деятельности. Он начинает стремиться к новым взаимоотношениям с взрослыми. Это противоречие и выражается в виде кризиса: старое уже не устраивает ребёнка, а новое ещё не сложилось. В это время в воспитании ребёнка возникают известные трудности: он отрицательно реагирует на требования взрослых, может проявить упрямство, негативизм. Насколько велики эти трудности и как долго они длятся, в значительной мере зависит от взрослых. Мы должны во время обнаружить и учесть стремление ребёнка к новому виду деятельности и взаимоотношений и помочь ему.
Учитывать индивидуально-психологические особенности в процессе воспитания – значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, но и активно вмешиваться в развитие детей – поддерживать намечающиеся положительные качества и перестраивать отрицательные. При этом не стоит предъявлять ребёнку повышенные требования. Постоянное давление делает ребёнка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. В своей жизни дети должны реализовать не наши мечты, а свои способности.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребёнку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Функцией семьи с детьми старшего школьного возраста является постоянная передача ответственности и свободы действий ребёнку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости между разными поколениями в семье, воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, взрослой женщины, жены, матери), понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Прежде всего взрослые должны сами изменить своё отношение к ребёнку: предоставить ему больше самостоятельности, признать его возросшие возможности и дать образцы того нового вида деятельности, в котором эти возможности могут быть реализованы.
Противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности, являются движущими силами психического развития.
Если бы эти противоречия не возникали, оказался бы невозможным переход одного этапа физического развития на другой, и ребёнок должен был бы остановиться на достигнутом уровне, так как у него не было бы стимула двигаться дальше, усваивать то, чему его учат взрослые.
В психическом развитии детей наблюдаются существенные различия. Эти различия касаются, прежде всего, темпа психического развития. Наряду с различиями в темпе развития у детей обнаруживаются и увеличиваются с возрастом различия в индивидуально-психических качествах – интересах, чертах характера, способностях.
Коррекционная работа в школе и взаимодействие с детьми проводится при личностно-ориентированном подходе систематически, с поэтапным усложнением учебного материала, с учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребёнка имеет обратную связь с индивидуальной программой.
Первый принцип нашей деятельности – это принцип индивидуализации. Необходимо учитывать индивидуальные различия, чтобы обеспечить адекватные возможности развития каждому ребёнку.
Для того, чтобы воздействовать на ребёнка необходимо знать, что такое мотив.
Мотив – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив – одно из ключевых понятий теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив – это определённая потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность – это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт. Например, жажда – это потребность, желание утолить жажду – это мотив, бутылка с водой, к которой человек тянется – это цель.
Интерес – один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека.
Для формирования активности у детей можно использовать словесное внушение.
Кроме того положительный эффект обеспечивает:
- ситуация личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или домики)
- степень сложности задачи (лёгкая или интересная)
- число задач, примеров(сколько задач берёшься решить одну или две)
Итак, метод эмоционального взаимодействия, предложенные приёмы будут способствовать развитию мотивационных факторов деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский лектории на тему "Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения "
Родительский лектории на тему "Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения "...
Учет индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике
В статье отражен опыт работы учителя по учету индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике...
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, КРИЗИС, АГРЕССИВНЫЙ, МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ, ФАНТАЗЕР, УТОМЛЯЕМЫЙ, ТРЕВОЖНЫЙ, СО СТРАХАМИ РЕБЁНОК, АДАПТАЦИЯ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15079201","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"108","width":"480"}}]]...
Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка
Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка...
Индивидуальные особенности ребёнка в вокальной работе детского хорового коллектива
В материале описывается влияние индивидуальных особенностей ребёнка на развитие его певческих навыков....