Конспект родительского собрания в школе на тему: «Психологические особенности и варианты детской агрессивности»
план-конспект занятия (6 класс)

Повышенная агрессивность детей и подростков является одной из наиболее характерных проблем в современном обществе. Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям, учителям, психологам, психотерапевтам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Рассмотрим варианты проявления детской агрессивности и как правильно вести себя родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_5_klass.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся"

Конспект родительского собрания в школе на тему:

 «Психологические особенности и варианты детской агрессивности»

Автор: Ивашко Оксана Леонидовна,

Воспитатель

Г. Троицк

Конспект родительского собрания в школе на тему «Психологические особенности и варианты детской агрессивности»

Участники: педагог-психолог, родители 5-8 классов, администрация школы, классные руководители.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
План мероприятия:
1. Организационный этап:
- разработка рекомендаций для родителей;
2. Проведение собрания:
- приветствие, вступительное слово;
- Причины детской агрессии;
- Факторы, влияющие на формирование детской агрессивности;
- Варианты проявления детской агрессивности
- Как правильно вести себя с агрессивным ребенком
- Как правильно вести себя с агрессивным подростком
- Методические рекомендации для родителей
- Тест «Все ли в порядке с моим ребенком?»
3. Подведение итогов собрания:
- рефлексия;
- обмен мнениями.

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые родители, педагоги ! Тема нашей встречи: «Психологические особенности и варианты детской агрессивности».

«Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения
своей способности любить,
он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется
от собственной душевной боли»
Эрих Фромм.

Повышенная агрессивность детей и подростков является одной из наиболее характерных проблем в современном обществе. Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям, учителям, психологам, психотерапевтам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. Смена места жительства;
3. Адаптация к новым социальным условиям (смена школы, новый классный коллектив и т.д.)
4. кризисом семейного воспитания (недостаток внимания своим детям, в связи с занятостью родителей);
5. невниманием взрослых к нервно-психическому состоянию детей;
6. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (удары, побои) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у школьников, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, близкими значимыми людьми – родителями.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

Причины детской агрессии:
• стремление привлечь к себе внимание, как взрослых, так и сверстников;
• стремление получить желанный результат;
• защита и месть, на основе низкого уровеня самооценки, когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора;
• освободиться от социальной нагрузки – желание освободить себя от участия в общественной жизни, чтобы получить время для собственных развлечений (например, компьютерные игры);
• влияние «толпы» - социальное заражение агрессивными эмоциями.
• сниженный уровень саморегуляции;
• нарушения в отношениях со сверстниками (социальная дезадаптация);
• средства массовой информации и пр.

Факторы, влияющие на формирование детской агрессивности:
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
- Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

- Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к формированию «детского госпитализма», т.е. появляется чувство одиночества, замкнутость, погружение в себя, отсутствие желания общаться с родными людьми, соблюдать семейные традиции, законы.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:
1. оно следует немедленно за проступком;
2. объяснено ребенку;
3. оно суровое, но не жесткое;
4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. Важно помнить, что ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.

Варианты проявления детской агрессивности:
1. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ - желание использовать физическую силу против другого лица.
2.ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ - выражение негативных чувств через ссоры, крик, сквернословия в адрес других людей.
3. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ - агрессия, которая направлена на другое лицо через сплетни, злобные шутки.
4. НЕГАТИВИЗМ - оппозиционная манера поведения, направленная против авторитета.
5. РАЗДРАЖЕНИЕ - готовность к раздражению при малейшем возбуждении, вспыльчивость, резкость, грубость.
6. ОБИДА - зависть и неприятное отношение к окружающим, обусловленное чувством гнева на весь мир за действенные или мнимые страдания.
7. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
8. УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ, ЧУВСТВО ВИНЫ - влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества).

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей и подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?
Мальчики:
А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки и пр.). Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью.
Девочки:
А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью.
Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания.

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком:
1. Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях психо-эмоционального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, повышенной эмоциональной возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», - «пожми руку» и т.п.).

Как правильно вести себя с агрессивным подростком:
Подросток может бунтовать, например, выражая свое категорическое несогласие с определенными действиями окружающих. В этом случае он бунтует, потому что не имеет других средств выразить свое несогласие, либо они исчерпаны.

Что делать его близким?
Во-первых, учиться слушать подростка, пытаться понять его потребности, страхи, мотивацию, учится вместе с ним доверять друг другу.
Во-вторых, помочь ему расширить поведенческий репертуар, попытаться показать с максимальной деликатностью, что кроме бунта существует много других способов реагирования, в том числе конструктивных (умение договариваться, находить компромиссные решения).

Взрослым важно помнить, что в детстве родители, воспитатели, учителя являются непререкаемыми авторитетами для ребенка, именно на их мнение и оценки он ориентируется. В подростковом возрасте все меняется. Молодой человек уже приобрел некоторый опыт и пытается на основе своих суждений выносить оценки событиям, самостоятельно принимать решения. Кроме того, у подростка за пределами семьи появляются референтные группы, на оценки которых он ориентируется. Мнения взрослых становятся менее значимыми. Если окружающие не учитывают этих изменений, продолжают общаться с подростком как с несмышленышем, они угрожают его самооценке. Подросток пытается ее уберечь путем обесценивания в своем сознании травмирующих его взрослых. В результате мы получаем идеальную почву для агрессии и конфликта.

Как реагировать родителям на хамство, грубость и непослушание подростка?
Психологи рекомендуют в ответ на хамство или грубость спокойно и уверенно отметить, что в таком тоне разговаривать с родителями непозволительно, и предложить подростку некоторое время побыть одному в комнате, чтобы успокоиться. Это один из способов выйти из «горячей» фазы конфликта. А вот обсуждать, что именно привело к конфликту, какие при этом переживания возникли у родителей, какие у подростка, как разрешить возникшее недопонимание – следует позже, на фоне спокойного эмоционального состояния всех заинтересованных сторон.

Предлагаем вашему вниманию, видеоролик, в котором представлены две ситуации разрешения конфликта, а именно: диструктивный способ, который не дает положительного результата конфликтующим сторонам и конструктивный, который разрешает конфликт с помощью договора и нахождения компромисса.

Методические рекомендации для родителей:
1. Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

2. Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

3. Необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

4. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем.

5. Избегайте практики физического наказания.

6. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания». Преимущества «Я-посланий» очевидны: они действуют менее угрожающе, чем «Ты-послания», и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар».
Примеры «Я-послания»:
• Я думаю, что твой поступок не совсем правильный….
• Я недоволен тем, как ты поступил…
• Мне не нравится, что ты меня обманываешь….
• Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
• Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

Примеры «Ты-послания»:
• Ты поступил плохо.
• Ты не смеешь.
• Ты должен.
• Почему ты получил двойку.
• Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.

7. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

Способы открыть ребёнку свою любовь:
В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Ребенок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим.

Три способа открыть ребёнку свою любовь:
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал проявлять агрессию. Прикосновения и доброжелательный контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка.
3. Взгляд
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Тест
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда», «иногда», «часто» или «очень часто».
Мой ребенок:
1. Выходит из себя
2. Спорит со взрослыми
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
7. Злобен и нетерпим к критике
8. Недоброжелателен или мстителен

Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, следует внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его.

«Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребёнку, каких бы то не было условий, ищите компромиссы.
4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания на тему: " Агрессивность детей и ее причины"

Конспект родительского собрания о проблеме агрессивности детей и ее причинах...

Конспект родительского собрания в 11 классе "Возрастные особенности детей юношеского возраста".

Собрание посвящено психологическим особенностям детей, уже вышедших из подросткового возраста, но ещё не ставших взрослыми. Что волнует их больше всего? Всегда ли мы, родители, правильно понимаем их п...

Конспект родительского собрания на тему "Детская агрессия и как с ней бороться".

Практические рекомендации  родителям по воспитанию детей...

Презентация к родительскому собранию по теме "Психологические возрастные особенности подростка"

Психологические возрастные особенности подростка.Цель: сгладить острые углы во взаимоотношениях родителей и детей-подростков.Задачи: познакомить родителей с особенностями подросткового периода; вырабо...

Родительское собрание по теме "Психологические возрастные особенности подростка"

- Уважаемые папы и мамы! Ваши дети вступили в один из самых интересных, бурных и сложных этапов своей жизни - отрочество. Сегодня мы поразмышляем о некоторых психологических особенностях подросткового...

Конспект родительского собрания: "Детская агрессия"

Цель и задачи:- обсудить с родителями причины детской агрессии, её  влияние на поведение ребёнка;-формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.Вопро...

Конспект родительское собрания в детском саду на тему: «Ребенок и компьютер»

Конспект родительское собрания в детском садуна тему: «Ребенок и компьютер»Уважаемый родители! Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информ...