Конспект родительского собрания для школьников 5-7 класса на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
план-конспект занятия (7 класс)
В настоящее время переход к рыночной экономике меняет систему человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно не растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vospitanii_nravstvennyh_tsennostey.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся"
Родительское собрание – практикум
«Роль семьи в воспитании нравственных ценностей»
Автор: Ивашко Оксана Леонидовна,
Воспитатель
Г. Троицк
Родительское собрание – практикум
«Роль семьи в воспитании нравственных ценностей»
Форма проведения собрания: собрание - практикум
Цель: сплочение родительского коллектива в решении задач нравственного воспитания детей.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей.
2.Помочь родителям находить оптимальные решения в проблемных ситуациях.
3. Осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.
Ожидаемый результат:
∙ Повысится уровень педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания
∙ Применение полученных знаний в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях в семье.
I. Подготовительный этап
1. Приготовить цитаты о нравственном воспитании, написать их на доске.
(«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества». (Т. Рузвельт)
«Характер и нравственное поведение - это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». (Э. Фромм)
«Усилие есть необходимое условие нравственного самосовершенствования». (Л. Толстой)
«Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери» (Василий Сухомлинский).
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»
(Антон Семенович Макаренко).
2. Разработать педагогические ситуации для обсуждения.
3. Приготовить текст беседы.
Слайд
Ход собрания.
Слайд
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
–Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.
Слайд
Дети чувствуют атмосферу в семье - добрую, спокойную или нервную, напряженную.
Чтобы выбрать правильный путь воспитания своего ребенка, надо знать к какому результату вы хотите прийти. От нас с Вами зависит, каким он будет.
Слайд
Представьте себе, что солнышко – это душа ребенка, а лучики – качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по-вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? Напишите, пожалуйста на лучиках.
- Итак, каким же Вы хотели видеть своего ребенка? (родители озвучивают)
Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.
Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы.
Как Вы считаете, на какую тему мы сегодня поговорим?
Слайд
Сегодня мы с Вами поговорим на тему «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей».
Формирование нравственных ценностей личности - это активная деятельность самого ребенка, его ближайшего окружения.
Слайд
Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с самим ребёнком – беседу, дискуссию, игры, чтение
Слайд
Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Если в семье придерживаются высоких моральных принципов, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.
- Хорошо, когда папа говорит: «Пойду помогу бабушке-соседке вскопать огород, а то ей помочь некому» - и берет с собой сына.
-Плохо, когда мама говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я не хочу с ней разговаривать».
Слайд
Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, кто дежурил в классе, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Как помогали дома по хозяйству? Какие дела можно было бы сделать лучше? Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось? Как надо поступать в будущем в этой ситуации? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? И т. д.
Слайд
Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день.
Эти беседы и дискуссии учат детей ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести.
Слайд
А детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.
Следующий подход к воспитанию нравственности – чтение. Не только детские сказки, но и литературные произведения других жанров показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.
Слайд
Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.
Практическая часть
Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю выполнить упражнения.
Упражнение «Семейный устав»
Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами.
Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя частицу «НЕ».
Пример: Не спеши во время еды. (Будем есть медленно)
(Коллективная работа)
- Не разговаривай так громко. (Давай поговорим тише)
- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге)
- Нельзя идти на улицу раздетым. (Нужно одеваться, так как на улице холодно)
- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Для того чтобы взять чужую вещь нужно спросить разрешения)
- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки надо убирать на место)
- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой)
-Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах говорим спокойно и тихо.)
- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно)
Следующее упражнение «Жизненные ситуации»
Работа в паре.
Уважаемые родители, сейчас мы поработаем в парах.
Я предлагаю выбрать сердечко, на котором напечатана жизненная ситуация. Подумайте и скажите: «Как бы Вы поступили в этой ситуации?»
Ситуации:
- Вы обратились к ребенку с просьбой что-либо сделать. И получили отказ. Ваша реакция?
2. Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?
3. Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мама в качестве наказания поручает им вымыть пол. Права ли она? Как поступили бы Вы?
4. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какова ваша реакция?
5. Мой сын постоянно разбрасывает все: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет. Не слушается. Как быть в такой ситуации?
На экране появляется ситуации.
- Уважаемые родители, кто работал над этой ситуацией? Как бы Вы поступили?
Ответы на вопросы:
Слайд.
1. Вы обратились к ребенку с просьбой что-либо сделать. И получили отказ. Ваша реакция?
(Аргументировать свою просьбу и спросить причину отказа).
Слайд.
2. Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?
(Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к друг другу, к детям, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо).
Слайд.
3. Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мама в качестве наказания поручает им вымыть пол. Права ли она? Как поступили бы Вы?
(Наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили).
Слайд.
4. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какова ваша реакция?
(Разобрать ситуацию, выяснить, что думает ребенок по поводу драки, почему она произошла, как он относится к задире, есть ли у задиры хорошие качества, как ему помочь наладить отношения между ребятами.)
Слайд.
5. Мой сын постоянно разбрасывает все: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет. Не слушается. Как быть в такой ситуации?
(Если ребенок чем-то уже занят, указать время, через которое он это должен сделать обязательно. До тех пор пока не выполнит требование родителя не позволять заниматься другими делами.)
Итог
Закончить наш мастер-класс хочется словами Василия Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас, родителей, зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Домашнее задание
Включить выступление на 10 секунд.
Уважаемые родители, дома я прошу Вас посмотреть выступление профессора Московской духовной академии, Осипова Алексея Ильича.
(Мысли, послушание, уважение к старшим, культура поведения лежат в основе нравственного воспитания.)
Рефлексия
Дерево
Уважаемые родители, выберите один листик и приклейте его на дерево.
- Зелёный листик– мастер – класс был для Вас полезен, побольше таких занятий (собраний)
- Жёлтый листик– понравилось, но не всё, интересно;
- Красный листик – собрание не понравилось, скучно.
Спасибо за совместную плодотворную деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация родительского собрания "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"
познакомить родителей с их ролью в нравственном воспитании своих детей...
Родительское собрание "Проблемы семейного досуга. Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"
Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного окружения. Об этом и пойдет речь в предоставленном материале....
Роль родителей в нравственном воспитании своих детей
Материал ля родителей...
Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Родительское собрание, наряду с классным часом и коллективным творческим делом, относится к числу основных форм работы педагога с юными и взрослыми членами классного сообщества. А это означает, что от...
Презентация к родительскому собранию «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Цель:Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.Задачи:показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;формировать культуру общения родителей и дете...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"
В данной работе рассматриваются стили семейного воспитания и роль семьи в нравственном воспитании школьников,...
Родительское собрание "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"
Материал поможет родителям правильно строить отношения с детьми, воспитывать высокие нравственные качества ребёнка...