Родительское собрание на тему: "Профилактика девиантного поведения"
классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Профилактика девиантного поведения подростков.
Форма проведения – лекция с элементами беседы.
Цель: определение методов предупреждения девиантного поведения подростков.
Задачи:
- Определить особенности подросткового возраста.
- Дать характеристику девиантного поведения.
- Осуществить диагностику детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению.
- Предложить родителям рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков.
Ход собрания :
Проблема: осознание подростком качеств своей личности, чётко выраженное стремление к самоутверждению, стремление определить своё место в жизни и среде окружающих людей нередко сопровождается девиантным поведением.
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.
Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.
Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.
В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной
взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
В подростковом возрасте самооценка неустойчива, то и дело колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого; подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством- третьего для него не существует, подросток должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным… а если он вынужден признать, что хоть что- нибудь у него не так, не на высшем уровне, то мнение о себе падает сразу и по всем пунктам.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение определяется биологическими и социальными факторами.
Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.
Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.
Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение подростка».
Родители самостоятельно анализируют результаты анкеты (если по четырём или более пунктам есть положительные ответы, можно говорить о склонности подростка к отклоняющемуся поведению).
Характеристика семей, вызывающих асоциальное поведение:
семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые
заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;
семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;
семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка;
семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным
воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребёнку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Анализ родителями анкет своих детей. Как правильно общаться с подростком?
Каждый родитель в праве сам выбирать стиль общения со своим ребенком.
Так, одна категория родителей не принуждает ребенка к каким-либо
действиям во время разговора, а другая – уверена, что добиться результата от общения можно исключительно путем применения разного рода требований к ребенку. В первом варианте между родителями и детьми складываются
дружеские взаимоотношения, так как общение родителей со своими детьми основывается на советах, просьбах, шутках. А во втором случае формируется приказной характер общения, выражающийся в строгом тоне, излишней
резкости и грубости, непрекращающихся требованиях и постоянном запугивании.
Стиль общения родителей со своими детьми оказывает непосредственное влияние на формирование нравственного воспитания ребенка.
Общение, которое формируется на основе взаимоуважения, доверия позволяет развивать у детей чувство максимальной самостоятельности, чувство собственного достоинства и доброжелательность к окружающим людям. Приказной стиль развивает у детей привычку подчиняться
окружающим, не проявлять собственную инициативу, наблюдается скрытость, а порой и жестокость.
Отрицательные эффекты от воспитания в пределах семьи могут быть не только результатом сложных отношений между членами семьи, но и при неравномерном разрастании доброжелательных эмоциональных контактов. Необходимо найти «золотую середину» при общении родителей с детьми, не стоит одаривать своих детей родительской любовью в неограниченном количестве, так как это может привести к эгоизму со стороны детей. В то же время не стоит быть слишком грубыми по отношению к ним.
Функция общения заключается в том, что общающиеся стороны могут получать и давать оценки другой стороне. Но основе полученных оценок человек способен в наилучшей степени познавать себя и формировать личную самооценку. Следует помнить, что оценки предъявляемые родителями, учителями, воспитателями очень сильно влияют на самооценку личности ребенка. В первую очередь на формирование отношения к себе играет общение ребенка со своими родителями. Очень важно обеспечить такое общение родителей с детьми, которое не будет мешать ребенку, а напротив, будет позволять производить адекватную оценку способностей и возможностей личности.
Родителям не стоит быть сильно критичными в плане морального и физического воспитания.
Помните, каждый ребенок уникален – не стоит его приравнивать, а тем более сравнивать с другими детьми. Правильный стиль общения является залогом успешного становления личности. Будем же к подростку внимательны и добры.
Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение».
- Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
- Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
- Побеги из дома
- Грубость, сквернословие 4)Употребление алкоголя, пьянство 5)Курение
6)Раннее начало половой жизни 7)Хулиганство
8)Унижение других 9)Воровство
10)Неподчинение, критика взрослых 11)Ношение «вызывающей» одежды 12)Отрицательное отношение к учёбе 13)Драки, нанесение телесных повреждений 14)Употребление наркотиков
15)Что-то ещё
- Какие из них Вы считаете наиболее распространёнными среди сверстников ваших детей (назовите соответствующие номера ответов из первого вопроса)?
- Сколько, примерно, времени в день Ваш ребёнок (или Ваши дети) предоставлен самому себе?
- Не более 1 часа
- 2-3 часа
- 4-5 часов
- 6-8 часов
- Более 8 часов
- Затрудняюсь ответить
- Что обычно делает Ваш ребёнок в свободное от учёбы время?
- Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняюшегося от нормы поведения?
- Стремление получить сильные впечатления
- Заболевания ребёнка
- К какому из специалистов Вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у Вашего ребёнка появились проблемы в поведении?
- Классному руководителю
- Психологу
- Психотерапевту
- Инспектору по делам несовершеннолетних
- Врачам
- Справились бы самостоятельно
- К кому-то ещё
- Затрудняюсь ответить
- Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребёнок может попасть в плохую компанию?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Если Вы опасаетесь, что вызывает Ваши опасения?
Анкета для обучающихся.
- Как ты проводишь свободное от уроков время:
А. провожу с друзьями на улице
Б. участвую в вечеринках и дискотеках
В. занимаюсь в спортивных секциях и кружках
- Назовите любимый жанр кино и литературы:
А. боевики Б. детективы В. триллеры Г. мистика
Д. фантастика
З. мультфильмы
- Помощь в разрешении трудных ситуаций будешь искать у
А. родителей Б. друзей
В. классного руководителя
- Какие виды насилия ты испытывал:
А. избиение
Б. издевательства В. оскорбление
Г. вымогательство денег и вещей Д. другие виды насилия
Е. не испытывал насилия
- От кого исходит насилие:
А. от чужих ребят
Б. от одноклассников В. от взрослых
Г. от родителей Д. ни от кого
- О своей беде ты готов рассказать:
А. друзьям Б. родителям В. учителям
Г. правоохранительным органам Д. никому не скажу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.
Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....
Статья на тему: "Профилактика девиантного поведения младших школьников"
Индивидуальная помощь девиантному ребенку в классе - это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодей...
Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.
Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”....
участие в Региональном методическом объединении 25. 01. 2024 года по теме "Профилактика девиантного поведения: проблемы и перспективы"
Преемственность в образовании. «Опыт взаимодействия школы и колледжа как один из путей профилактики употребления психоактивных веществ» ...
Презентация на тему: "Профилактика формирования девиантных форм поведения подростков".
Презентация предназначена для педагогического коллектива. Дается понятие о девиантном поведении, его факторах. Предоставляются результаты психологической диагностики обучающихся, результаты коррекцион...