Родительское собрание на тему: "Профилактика девиантного поведения"
классный час

Дятлова Дарья Алексеевна
Важно помнить, что подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь — формируется личность. Молодые люди осваивают различные социальные роли и активно включаются в жизнь общества, ожидая поддержки от взрослых наставников или от своих же сверстников. Нельзя не заметить конфликт интересов, скрытность или явную агрессию. Необходимо своевременно озвучить проблему и подобрать оптимальные пути её решения.​​

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Профилактика девиантного поведения подростков.

Форма проведения – лекция с элементами беседы.

Цель: определение методов предупреждения девиантного поведения подростков.

Задачи:

  1. Определить особенности подросткового возраста.
  2. Дать характеристику девиантного поведения.
  3. Осуществить диагностику детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению.
  4. Предложить родителям рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков.

Ход собрания :

Проблема: осознание подростком качеств своей личности, чётко выраженное стремление к самоутверждению, стремление определить своё место в жизни и среде окружающих людей нередко сопровождается девиантным поведением.

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.

Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной

взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

В подростковом возрасте самооценка неустойчива, то и дело колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого; подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством- третьего для него не существует, подросток должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным… а если он вынужден признать, что хоть что- нибудь у него не так, не на высшем уровне, то мнение о себе падает сразу и по всем пунктам.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение определяется биологическими и социальными факторами.

Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.

Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.

Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение подростка».

Родители самостоятельно анализируют результаты анкеты (если по четырём или более пунктам есть положительные ответы, можно говорить о склонности подростка к отклоняющемуся поведению).

Характеристика семей, вызывающих асоциальное поведение:

семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые

заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;

семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка;

семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным

воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребёнку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Анализ родителями анкет своих детей. Как правильно общаться с подростком?

Каждый родитель в праве сам выбирать стиль общения со своим ребенком.

Так, одна категория родителей не принуждает ребенка к каким-либо

действиям во время разговора, а другая – уверена, что добиться результата от общения можно исключительно путем применения разного рода требований к ребенку. В первом варианте между родителями и детьми складываются

дружеские взаимоотношения, так как общение родителей со своими детьми основывается на советах, просьбах, шутках. А во втором случае формируется приказной характер общения, выражающийся в строгом тоне, излишней

резкости и грубости, непрекращающихся требованиях и постоянном запугивании.

Стиль общения родителей со своими детьми оказывает непосредственное влияние на формирование нравственного воспитания ребенка.

Общение, которое формируется на основе взаимоуважения, доверия позволяет развивать у детей чувство максимальной самостоятельности, чувство собственного достоинства и доброжелательность к окружающим людям. Приказной стиль развивает у детей привычку подчиняться

окружающим, не проявлять собственную инициативу, наблюдается скрытость, а порой и жестокость.

Отрицательные эффекты от воспитания в пределах семьи могут быть не только результатом сложных отношений между членами семьи, но и при неравномерном разрастании доброжелательных эмоциональных контактов. Необходимо найти «золотую середину» при общении родителей с детьми, не стоит одаривать своих детей родительской любовью в неограниченном количестве, так как это может привести к эгоизму со стороны детей. В то же время не стоит быть слишком грубыми по отношению к ним.

Функция общения заключается в том, что общающиеся стороны могут получать и давать оценки другой стороне. Но основе полученных оценок человек способен в наилучшей степени познавать себя и формировать личную самооценку. Следует помнить, что оценки предъявляемые родителями, учителями, воспитателями очень сильно влияют на самооценку личности ребенка. В первую очередь на формирование отношения к себе играет общение ребенка со своими родителями. Очень важно обеспечить такое общение родителей с детьми, которое не будет мешать ребенку, а напротив, будет позволять производить адекватную оценку способностей и возможностей личности.

Родителям не стоит быть сильно критичными в плане морального и физического воспитания.

Помните, каждый ребенок уникален – не стоит его приравнивать, а тем более сравнивать с другими детьми. Правильный стиль общения является залогом успешного становления личности. Будем же к подростку внимательны и добры.

Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение».

  1. Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
  1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
  2. Побеги из дома
  3. Грубость, сквернословие 4)Употребление алкоголя, пьянство 5)Курение

6)Раннее начало половой жизни 7)Хулиганство

8)Унижение других 9)Воровство

10)Неподчинение, критика взрослых 11)Ношение «вызывающей» одежды 12)Отрицательное отношение к учёбе 13)Драки, нанесение телесных повреждений 14)Употребление наркотиков

15)Что-то ещё

  1. Какие из них Вы считаете наиболее распространёнными среди сверстников ваших детей (назовите соответствующие номера ответов из первого вопроса)?

  1. Сколько, примерно, времени в день Ваш ребёнок (или Ваши дети) предоставлен самому себе?
  • Не более 1 часа
  • 2-3 часа
  • 4-5 часов
  • 6-8 часов
  • Более 8 часов
  • Затрудняюсь ответить
  1. Что обычно делает Ваш ребёнок в свободное от учёбы время?
  2. Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняюшегося от нормы поведения?
  • Стремление получить сильные впечатления
  • Заболевания ребёнка
  1. К какому из специалистов Вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у Вашего ребёнка появились проблемы в поведении?
  • Классному руководителю
  • Психологу
  • Психотерапевту
  • Инспектору по делам несовершеннолетних
  • Врачам
  • Справились бы самостоятельно
  • К кому-то ещё
  • Затрудняюсь ответить
  1. Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребёнок может попасть в плохую компанию?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Если Вы опасаетесь, что вызывает Ваши опасения?

Анкета для обучающихся.

  1. Как ты проводишь свободное от уроков время:

А. провожу с друзьями на улице

Б. участвую в вечеринках и дискотеках

В. занимаюсь в спортивных секциях и кружках

  1. Назовите любимый жанр кино и литературы:

А. боевики Б. детективы В. триллеры Г. мистика

Д. фантастика

З. мультфильмы

  1. Помощь в разрешении трудных ситуаций будешь искать у

А. родителей Б. друзей

В. классного руководителя

  1. Какие виды насилия ты испытывал:

А. избиение

Б. издевательства В. оскорбление

Г. вымогательство денег и вещей Д. другие виды насилия

Е. не испытывал насилия

  1. От кого исходит насилие:

А. от чужих ребят

Б. от одноклассников В. от взрослых

Г. от родителей Д. ни от кого

  1. О своей беде ты готов рассказать:

А. друзьям Б. родителям В. учителям

Г. правоохранительным органам Д. никому не скажу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.

Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....

Статья на тему: "Профилактика девиантного поведения младших школьников"

Индивидуальная помощь девиантному ребенку в классе - это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодей...

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”....

участие в Региональном методическом объединении 25. 01. 2024 года по теме "Профилактика девиантного поведения: проблемы и перспективы"

Преемственность в образовании. «Опыт взаимодействия школы и колледжа как один из путей профилактики употребления психоактивных веществ» ...

Презентация на тему: "Профилактика формирования девиантных форм поведения подростков".

Презентация предназначена для педагогического коллектива. Дается понятие о девиантном поведении, его факторах. Предоставляются результаты психологической диагностики обучающихся, результаты коррекцион...