Родительское собрание "Внимание подросток!" для родителей обучающихся 7 класса.
методическая разработка (7 класс)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
"Внимание: подросток!"
для родителей учащихся 7-х классов.
Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.
Задачи:
- ознакомить с психологическими особенностями подросткового возраста;
- обратить внимание родителей на собственное поведение в период взросления подростков;
- научить эффективному взаимодействию с детьми.
Форма работы: деловая игра.
Участники: родители детей; классный руководитель; педагог-психолог.
Время проведения: 40 мин.
- Вступление.
Сегодня пообщаемся на тему подросткового возраста. Я дам, пожалуй, самое короткое определение этого понятия.
Подростковый возраст - это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась.
- Упражнение «Почувствуй себя подростком».
Сейчас я предлагаю Вам почувствовать себя в роли подростка.
Поставить рядом 2 стула – большой и маленький. Поспросить кого-нибудь из участников одновременно усидеть на них. Один стул олицетворяет детство, другой - взрослую жизнь. Спросить об ощущениях.
Говорят, что подросток это человек, сидящий на 2-х стульях. А теперь представьте, каково сидеть одновременно на двух стульях - одном большом, другом - маленьком, детском стульчике. Не очень удобно получается. И налицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в легкомысленное и беззаботное детство.
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать об особенностях подросткового возраста, о том, в чем нуждается подросток (знать его потребности) и как же себя вести с ним.
- Упражнение «Каким бывает подросток?»
Назовите ваше имя и прилагательное к слову подросток. Каким бывает подросток: нескладный, трудный, угловатый, грубый, неуклюжий, талантливый, замкнутый, весёлый, влюблённый, искренний, дерзкий и т.д.
- Четыре угла.
Предлагаю Вам упражнение 4 угла. Я задаю группе вопрос и даю 4 альтернативных варианта ответа на него. 4 угла комнаты представляют различные варианты ответов на этот вопрос. Участницы отвечают на вопрос, занимая место в соответствующем углу с нужным им ответом. Обсуждаем, не перебивая, не вступая в дискуссию. Просто высказываем своё мнение и не делаем выводов. Правило стоп.
Вопрос: Ребенок вывел вас из себя (постоянно в телефоне или компьютере). Ваша обычная реакция.
- Вы сохраняете самообладание;
- Покажете свое недовольство;
- Накричите и накажете.
- Открытый угол / иной вариант
Вопрос: Если вы совершили ошибку по отношению к ребенку, то:
- Признаете это и извинитесь;
- Скажете, что ошиблись;
- Сделаете вид, что вы правы;
- Открытый угол / иной вариант.
Вопрос: Знаете ли вы психологические особенности переходного возраста.
- Да, знаю
- Нет, не знаю.
- Знаю, но мало.
- Открытый угол / иной вариант
5. Психологические особенности переходного возраста.
Начнем сначала. Что нужно обязательно знать.
Границы возраста – от 11-12 до 15-17 лет.
«Переходный» - это САМЫЙ тяжелый возраст в жизни человека, который нельзя сравнить ни с одним больше возрастным кризисом. Ни в детстве, ни в старости – ни в 30, ни в 40, ни в 85 у человека не бывает такой трудной жизни. Прочему?
Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Это время интенсивного, но очень неравномерного роста.
Физиологическая революция.
Эндокринная система начинает активно вырабатывать огромное количество гормонов. Гормоны роста и половые гормоны поступают в кровь. Происходит резкое увеличение роста и веса. У девочек раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, и только потом удлиняются руки, ноги - и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.
Начинается половое созревание: появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.
Гормональная буря приводит к резким переменам в настроении - смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками.
Психологические новообразования возраста – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.
Особенности развития личностной сферы: повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого; эмоциональная неустойчивость, агрессивность;
Наступает кризис подросткового возраста. Кризис — это не специально придуманное подростками мероприятие, цель которого свести родителей с ума. Это период, в котором должны уйти в прошлое детские модели поведения: зависимость, послушание и опора на взрослых.
В течение ближайших 2-3 лет ребенку предстоит выполнить несколько важных психологических задач.
— Каких?
1. Отделиться от родителей.
Чтобы отделиться от родителей, подростку важно как бы сбросить все ценности, которые они ему транслировали, и начать формировать собственные. Это почти невозможно пройти без протеста, агрессии и отстаивания своего мнения. Отрыв редко происходит нежно, чаще он случается с неприятным для родителей посылом: «Я не буду, как вы!».
2. Поиск ответа на вопрос «Кто я как взрослый человек?»
Ваши дети знали, кто они как дети. Но им предстоит выйти во взрослый мир и найти там свое место. Ответить на этот вопрос можно через отражение, через впечатления других о себе. Родительское отражение не очень помогает выполнить эту задачу — мамы и папы по инерции продолжают отражать в своих детях детей. Поэтому подростки стремятся к общению в компаниях себе подобных или в соцсетях.
3. Поиск ответа на вопрос: «Кто они, другие люди?»
Подросткам предстоит понять, как строится взрослое общение. Взрослая дружба, любовь, знакомства, близкие отношения, расставания.
«Еще успеет, пусть доучится сначала», — думают некоторые родители. Но важно понимать, что «успеть» потом будет значительно сложнее. Одно дело переживать несчастную любовь в 13: ходить на первые свидания, быть неловкими, смущаться, пробовать, когда все вокруг такие же и мама рядом. И другое дело — начинать делать это в 25, когда многие сверстники уже заводят детей. В этом возрасте быть неловкими и начинать ходить на свидания значительно сложнее.
Родителям в этом кризисе очень сложно. Они теряют ребенка, к которому привыкли. Родителям хочется подавить протест. Но это невозможно. Вместо этого нужно много и подробно обсуждать и договариваться с детьми, и при этом быть готовыми к тому, что не все договоренности будут соблюдены — ведь ребенок только учится этому.
Нас самом деле подростки — часто очень неприятные существа, и поэтому нередко становятся объектами активной критики взрослых. И если он постоянно слышит: «Ты нас разочаровываешь!», «Ну что ты за человек!» — это будет не лучшей опорой в непростое для него время, когда он и так переполнен стыдом и тревогой. Этого делать не следует.
В силу специфики подросткового возраста приоритетное значение имеет родительский самоконтроль. Контролируйте себя и хотя бы иногда положительно отражайте ребенка с верой в его благополучное будущее, с уважением к тому, что и как он делает. Не нужно врать, если пока нет особых заслуг, но нужно напрячься, чтобы видеть в нем что-то хорошее, достойное вашего признания. А это всегда есть, нужно только суметь это разглядеть! Иначе подросток пойдет туда, где его признают и уважают, и вовсе не факт, что вы будете знать, что за люди дают вашему ребенку то, что ему так необходимо, и почему он к ним так привязан.
Как можно чаще проявлять понимание и сочувствие. Вы, конечно, живой человек, и когда слышите что-то откровенно хамское – имеете право высказать свое недовольство. Но все-таки попробуйте постараться проживать дни без агрессии и скандалов.
Контролировать надо, но не тотально! Доверие и уверенность, что ваш ребенок сам разберется, что хорошо, а что плохо – вот залог вашего спокойствия! А вовсе не ежеминутные попытки определить его местонахождение и самочувствие.
Поэтому: если вам, родителям, очень сложно, если вы сходите с ума от своего подростка — то это нормально. Радуйтесь!
Подведение итогов: рефлексия
Вопросы для обсуждения:
Что понравилось, что не понравилось?
Что было сложным для вас?
Что было для вас важным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями обучающихся класса.
Виды основной работы классного руководителя с родителями....
Групповое занятие с родителями обучающихся 5 класса «Откуда взялась эта верблюжья колючка или Мой ребенок – подросток?»
Тема мероприятия «Мой ребенок – подросток?». Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. П...
Родительское собрание по профилактике суицидального поведения "Подросток и родители. Как не потерять контакт?"
Данный материал поможет школьному психологу и классному руководителю познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям....
Родительское собрание: "Подросток и родители как сохранить отношения?"
В презентации даны рекомендации по взаимодействию родителей с ребенком подросткового возраста...
Родительское собрание в 8-9 классах "Подросток и родители. Как не потерять контакт"
Профилактика суицидального поведения подростков...
Родительское собрание с элементами тренинга «Подросток и родители. Как не потерять контакт?»
Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.Задачи:- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суиц...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительского собрания «Родительский дом – начало начал…» (для родителей обучающихся первого курса «Сахалинского политехнического центра №5»)
Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме беседы с элементами лекции, позволяющей непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализ...