Буллинг. Как помочь детям
статья

Выступление на Педагогическом совете "Буллинг. Как помочь детям"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буллинг . Как помочь детям ! ( Педагогический совет, 27.12.2022 г.) Педагог-психолог: Хакимова Гузаля М инзуфакимовна , высшая квалификационная категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г.Томска

Слайд 2

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло». Никколо Макиавелли

Слайд 3

Цель: 1. Познакомить педагогический коллектив с понятием « Буллинг », причинами его возникновения. 2. Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении.

Слайд 4

Буллинг —многократное психологическое давление на человека, жертва которого испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим (другими ). Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

Слайд 5

Виды буллинга ПРЯМОЙ КОСВЕННЫЙ - физическое насилие; - эмоциональное насилие; - сексуальное насилие; - экономическое насилие кибербуллинг

Слайд 6

Вид Что включает Физическое насилие избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки Эмоциональное насилие (психологическое) Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет. Дискриминация, Нецензурная брань. Умышленное доведение человека до стресса, срыва. Сексуальное насилие Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым (учителем), или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, или для получения выгоды. Экономическое насилие Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества.

Слайд 7

Вид Что включает Кибербуллинг Использование телефона 1.Систематически осуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения 2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет. Использование E-mail Рассылка злых и негативных сообщений. Социальных сетей 1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах. 2. Распространение непристойного видео и фото. 3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека. 4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека. 5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека. Видео-портал Публикация в Интернет непристойного, компрометирующего, позорящего другого человека видео.

Слайд 8

Чем отличается конфликт от буллинга ? Конфликт Буллинг В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. Неравные силы. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной Конфликт чаще возникает спонтанно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей . В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок. Конфликт длится недолго. Стороны стараются уладить его как можно быстрее Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии . Конфликт можно разрешить. Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае).

Слайд 9

Причины возникновения буллинга воспитание в семье микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. - отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время. - проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков.

Слайд 10

Структура буллинга - «Агрессор» ( булли , буллер ) - «Жертва» - «Защитники» - « Агрессята » - «Сторонники» - «Наблюдатели»

Слайд 11

Психологический портрет буллера : Часто буллерами становятся: - Дети, воспитывающиеся родителями-одиночками; - Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни; - Дети из властных и авторитарных семей; - Дети из конфликтных семей; - Дети с низкой устойчивостью к стрессу; - Дети с низкой успеваемостью

Слайд 12

Психологические портреты участников буллинга : Буллеры – это: - Активные , общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; - Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву; - Дети , стремящиеся быть в центре внимания; - Дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания); - Максималисты , не желающие идти на компромиссы; - Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение; - Дети , не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные .

Слайд 13

Для буллеров характерны: - Импульсивность ; - Раздражительность ; - Эмоциональная неустойчивость; Завышенная самооценка; - Враждебность (агрессивность); - Отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил; - Склонность ко лжи или жульничеству ;

Слайд 14

Психологический портрет свидетеля: - страх совершения подобного с тобой, - злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), - беспомощность - Со стороны взрослого: «Я этого не вижу», «Пусть сами разбираются».

Слайд 15

Психологический портрет жертвы: - физические недостатки ; - особенности поведения ; - особенности внешности ; - плохие социальные навыки; –страх перед школой ; - отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети ); - особенности здоровья ; - низкий интеллект и трудности в обучении.

Слайд 16

Психологический портрет защитников: - дети , которые занимают очевидную позицию против травли; - активно противодействуют нападающим; - предпринимают действия для прекращения издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву.

Слайд 17

Статистика - 62% не рассказывают о буллинге ; - 24% делятся с друзьями; - 2% рассказывают родителям, педагогам

Слайд 18

Признаки того, что ребенок является жертвой травли - теряет интерес к школе, секции, к кружку; - изменение в настроении и поведении; - часто болеет; - часто нарушение сна; - у ребенка следы насилия; - повышенная раздражительность; - запросы на дополнительные деньги; - предпочтение взрослой компании; - отказ от разговора на «неудобные темы»

Слайд 19

Что делать, если ваш ребенок подвергся травле - оказание поддержки; - не поддаваться паники; - внимательно выслушать ребенка; обучение навыкам преодоления трудности; - помощь психолога.

Слайд 20

П равила профилактики буллинга для педагогов : - Не игнорировать, не преуменьшать значение. - Проявить активность в данной ситуации. - Разговор с "агрессором" буллинга . - Разговор с "жертвой" буллинга . - Разговор с классом. - Проинформировать педагогический коллектив. - Пригласить родителей для беседы. - Наступление последствий .

Слайд 21

Методы профилактики буллинга для педагогов - Классный час - Внутриклассные правила - Просмотр фильмов - Комбинирование форм работы – Работа с родителями

Слайд 22

Важную роль в жизни человека в играет любовь и доверие! Будьте здоровы и любимы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

« Буллинг. Как помочь детям»

(Педагогический совет от 27.12.2022 г.)

 «Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло»

Никколо Макиавелли

(итальянский мыслитель, философ)

Слайд 3 Цель:

  1. Познакомить педагогический коллектив с понятием «Буллинг», причинами его возникновения.
  2. Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении.

Вводная часть.

Добрый день уважаемые коллеги.  Тема моего выступления « Буллинг. Как помочь детям»

Основная часть. Многие психологи, социологи дают разное определение буллингу.

Слайд 4   Буллинг - многократное психологическое давление на человека, жертва которого испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются, когда подзадоривание происходит в дружеской форме. Буллинг всегда имеет цель, затравить жертву, вызвать страх, унизить.

О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию. К сожалению, несмотря на распространенность данного явления в современном обществе, буллинг в нашей стране в должной мере не исследуется, не обсуждается и его проблема не освещается в полном объеме в СМИ.

Различают виды буллинга: ПРЯМОЙ и КОСВЕННЫЙ.  Слайд 5

Слайд 6: ПРЯМОЙ буллинг может проявляться в виде физического, психологического, сексуального, экономического насилия.

Вид

Что включает

Физическое насилие

избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки

Эмоциональное насилие (психологическое)

Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет. Дискриминация, Нецензурная брань. Умышленное доведение человека до стресса, срыва.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, или для получения выгоды.

Экономическое насилие

Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества.

Слайд 7: Гораздо сложнее выявить проявление КОСВЕННОГО буллинга, который включает в себя такое поведение, как распространение слухов и ложной информации о жертве.

Вид

Что включает

Кибербуллинг

Использование телефона

1.Систематически осуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения

2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет.

Использование E-mail

Рассылка злых и негативных сообщений.

Социальных сетей

1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.

2. Распространение непристойного видео и фото.

3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека.

4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.

5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.

Видео-портал

Публикация в Интернет непристойного, компрометирующего, позорящего другого человека видео.

     Очень часто трудно отличить буллинг от конфликта или единичной драки, поэтому и происходит подмена понятий: родители, педагоги  принимают каждый синяк или царапину за буллинг или, наоборот, даже самые явные признаки оставляют без внимания и оставляют для саморазрешения детские стычки

Слайд 8:   Чем отличается конфликт от буллинга

Конфликт

Буллинг

В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию.

Неравные силы. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной

Конфликт чаще возникает спонтанно.
Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций.

Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей.

В конфликте обе стороны ответственны за происходящее.

В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок.

Конфликт длится недолго. Стороны стараются уладить его как можно быстрее

Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии.

Конфликт можно разрешить. Это последнее и главное отличие.

Травлю, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае).

Слайд 9: Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.

Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.

Слайд  10:В ситуации травли всегда есть:

"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Слайд 11. Групповое задание для педагогов:

Давайте поделимся на 3 группы, ваша задача определить типичные черты обучающихся, склонных становиться «агрессорами» буллинга, их жертвами, а также тех, кто становится сторонним наблюдателем.

1 группа. «Психологический портрет буллера (агрессора)». Поведенческие особенности. Эмоциональные особенности. Социальное окружение.

2 группа. «Психологический портрет жертвы буллинга». Поведенческие особенности. Эмоциональные особенности. Социальное окружение.

3 группа. «Психологический портрет свидетеля буллинга: «союзника» или «зрителя». Поведенческие особенности. Эмоциональные особенности. Социальное окружение.

Психологические портреты участников буллинга:

Слайд 12: Часто буллерами становятся:

  • Дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;
  • Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
  • Дети из властных и авторитарных семей;
  • Дети из конфликтных семей;
  • Дети с низкой устойчивостью к стрессу;
  • Дети с низкой успеваемостью

Буллеры – это:

  • Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
  • Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;
  • Дети, стремящиеся быть в центре внимания;
  • Дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
  • Максималисты, не желающие идти на компромиссы;
  • Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя

     ответственность за свое поведение;

  • Дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.

Для буллеров характерны:

  • Импульсивность;
  • Раздражительность;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Завышенная самооценка;
  • Враждебность (агрессивность);
  • Отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил;
  • Склонность ко лжи или жульничеству;
  • На уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
  • Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
  • На его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
  • Не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
  • Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
  • Входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
  • Спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
  • Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию.

Слайд 13-14: Поведение свидетелей буллинга: 

Дети:

  • У них отмечается страх совершения подобного с тобой, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь ближнему, т.е. они боятся последствий.
  • Они переживают потребности к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт.
  • Они переживают желание присоединиться к травле.

Взрослые:

Речь идет о естественных реакциях взрослых лиц на факты буллинга. Они испытывают:

  • Возмущение, негодование, желание немедленно вмешаться.
  • Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и они не знают, как это прекратить.
  • Защитное игнорирование фактов. «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено».
  • Присоединение к агрессору.
  • Переживание чувств «праведного возмездия» и «торжества справедливости». «Наконец, ему (ей) воздалось по заслугам». Как правило, к подобным реакциям, могут быть склонны педагоги, травмированные длительным проблемным поведением своих учеников.

Слайд: 15: Жертвы буллинга.

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

  • физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные

или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

  • особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
  • плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения.

Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

  • страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
  • особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
  • низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Слайд 16: Защитники

(дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно

противодействуют нападающим и предпринимают действия для прекращения издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву). При наличии защитников буллинг заканчивается, не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это «становится хорошей почвой для дальнейшей травли — дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая другого ребенка».

Слайд 17:По статистике, больший процент детей за помощью при буллинге не

обращаются:

62% детей не рассказывали о буллинге

24% делились с друзьями

2% рассказали родителям

Почему дети не обращаются за помощью?

- Хочет справиться с этим самостоятельно

- Дети могут бояться реакции от обидчика

- Опасается, что накажут за слабость

- Чувствуют, что никто о них не заботится

- Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.

Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление

Слайд 18: ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО УЧЕНИК   ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ

• Ребенок теряет интерес к школе, секции, кружку. Внезапное нежелание или увеличение нежелания ходить куда-либо является одним из основных маркеров буллинга. Некоторые школьники подвергаются издевательствам по пути в школу или из школы, следовательно, заслуживает внимание «задержка» ребенка из школы.

Изменения в настроении и поведении. Ребенок кажется замкнутым, одиноким, тревожным, мнительным и боязливым без явных на то причин. Подобную изменчивость не стоит путать с изменением социального и внутреннего мира подростка, когда его повседневное поведение все больше зависит мнения сверстников.

Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при отсутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит.

Часты нарушения сна и ночные кошмары, что может проявляться в нежелании ложиться спать по вечерам (в сочетании с нежеланием вставать по

утрам), общей бессонницей (указывающей на беспокойство).

• У ребенка есть следы насилия: синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (т.е. не связаны с игрой, случайным падением и т. п.).  Все это может свидетельствовать о физических издевательствах. Иногда же суть издевательств сводится к преднамеренному уничтожению или хищению имущества жертвы.

• У ребенка наблюдается повышенная раздражительность и утомляемость,

ухудшается успеваемость в школе. Зарубежные исследователи относят

также внезапное «погружение» ребенка в повышение своей успеваемости

к возможным признакам травли.

• Появляются запросы на дополнительные деньги.

Человек, который запугивает, может заставить жертву украсть (скажем, из

магазинов или даже домов) для него какие-либо предметы или вещи. Это

дает агрессору не только деньги или имущество, которые были украдены,

но и «психологическую власть» над человеком, которого он запугивает.

 Отдает предпочтение взрослой компании, имеет мало друзей или не имеет

их совсем.

Отказывается разговаривать на «неудобные темы», не желает объяснять,

в чем причины его переменившегося настроения и поведения.

Помните, что издевательства часто окружены секретностью. Агрессор может угрожать усилением атаки и более суровым поведением в случае, если

ребенок обратится за помощью к третьему лицу.

 

Слайд 19: ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УЧЕНИК   ПОДВЕРГСЯ ТРАВЛЕ

Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы

урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей. Важно показать, что вы

услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что

взрослый знает и обязательно поможет.

Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.

Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации. Ни в коем случае не критиковать и не обвинять ребенка в сложившейся ситуации. Важно донести до него мысль, что на месте «жертвы» может оказаться каждый.

• Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. Это является показателем неадекватного восприятия себя и окружающего мира. Иногда психологи называют это доминантным поведением, т.е. желанием получить власть над другими людьми.

Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность

буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем

сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва. Буллинг — игра власти, в которой побеждает тот, кто не расстраивается и не злится. Наоборот, юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшую атаку. Тогда агрессору перестанет нравиться игра и, не получив желаемого, он отступит. По сути, педагог здесь выступает в роли «тренера» для своего ученика.

Слайд 20: Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых,

работающих в образовательном учреждении:

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

2. Проявить активность в данной ситуации.

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор», изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

3. Разговор с "агрессором" буллинга.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения.

4. Разговор с "жертвой" буллинга.

Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).

5. Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

6. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

7. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

8. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

Слайд: 21: Методы профилактики буллинга для педагогов.

Классный час

Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм - еженедельное краткое обсуждение темы - очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.

Внутриклассные правила

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе.

Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение.

Просмотр фильмов

Многие учителя, посмотрев фильм с классом, и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могли проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения.

В последние годы был выпущен целый ряд различных по качеству фильмов и телевизионных передач о буллинге. Главное, чтобы учитель выбрал фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотрел его вместе с учениками. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.

Комбинирование форм работы

Литература, фильмы, постановки, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель

пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.

Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.

Слайд 22: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

     Можно было бы сказать, что школьные годы пройдут и детские обиды забудутся, но психологи доказали, что это совсем не так. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, у них более низкий доход, выше риск остаться без работы. Они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, «детские обиды» оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами. Зная это, родителям и педагогам стоит внимательнее следить за тем, чтобы их ребёнок не стал жертвой буллинга.

        Чтобы не допустить буллинга в школе нами-психологами была разработана  Программа по профилактике буллинга среди детей и подростков, по которой мы работаем. Школьный план про профилактике буллинга, где даны темы классных часов  по каждой возрастной группе

    Мы знаем, что профессия педагог — самая трудная на Земле и требует от вас постоянного внимания, терпения, мудрости и непрерывной работы, прежде всего, над собой и атмосферой в школе. Для ребенка жизненно важно видеть в вашем лице друга и помощника. И даже если ребенок не прав, вы не должны оставлять его одного со своей проблемой — будьте всегда на стороне своего ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания

В презентации даются рекомендации для родителей по  подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...

Как помочь детям с нарушениями в общении

Если у Вашего ребёнка есть проблемы в общении: агрессия, лживость, вызывающее поведение и др.. Прислушайтесь к советам психологов.....

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.

 “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”.  “Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”.  “Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно....

Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей

1.  Как помочь ребенку хорошо учиться"2. «Без муки нет науки»:...

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка.

Кто участвует в буллингеЧто делать, если ребёнок стал жертвой буллингаКак распознать буллингЧто делать родителямЧто делать учителюЧто делать ребёнкуЧто делать, если твой ребёнок — буллер...

Что такое буллинг? (Материал для детей)

Что такое буллинг? Каким он бывает? Может быть ребенок даже не задумывается, что своими поступками совершает правонарушение?...