Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей
материал по теме
1. Как помочь ребенку хорошо учиться"
2. «Без муки нет науки»:
а) Итоги II четверти.
3.Памятка родителям «Как любить детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_noyabr_2011.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей |
1. Как помочь ребенку хорошо учиться"2. «Без муки нет науки»: а) Итоги II четверти. 3.Памятка родителям «Как любить детей». |
Классный руководитель: Гуреева Инна Анатольевна |
Ноябрь 2011 год. |
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми;
надо принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому;
надо, наконец, жить жизнью детей,
чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амоношвили.
«Как помочь ребенку хорошо учиться»
Почти все учащиеся младших классов мечтают быстрее пойти в старшую школу. Они хотят быстрее учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в старшей школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты со старшеклассниками, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе. Это очень напряженный период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом в младшей школе. Возрастает удельный объем нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребенка к старшей школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в старшей школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:
- принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;
- подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно.
«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили). Например, Кирилл Лушпаев. У ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.
Но многие родители знают по своему опыту, что со временем, начиная со второго класса, интерес к учебе пропадает. Потом, опять появляется. Так и в старшей школе. Почему это происходит?
Потому, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями сами: Мантров Тимофей, Краснояружская Юлия, Лунин Паша У некоторых возникают пробелы в знаниях: Кулиева Влада, Юрченко Настя, Леонтьева Мария, Сапрунов Женя, Аладкина Влада, Лебедева Катя. У третьих маленький успех, хотя они стараются: Сохарева Лера, Пичугин Влад, Ланкин Слава, Яворский Максим. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать (Пример: Яворский). У некоторых учеников отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывает радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились (Например Лушпаев Кирилл по математике у Елены Николаевны). Ребенок должен просто справляться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в школе развил по возможности свои способности. Но все же всегда будут дети, которые при всем своем старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать, вам, родители? Поэтому нужно вместе с учителем постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения ребенка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, могут им пригодиться и дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть в этом случае повод указать детям на то, что и при изучении не особенно интересных предметов они могут быть так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учебе. Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят свое любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться?
Помощь родителей идет в трех направлениях:
- родители организуют режим дня;
- проверяют домашнее задание;
- приучают детей к самостоятельности.
Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки (читать). Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул.
Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Следующее – это как вы должны контролировать выполнение домашних заданий. Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого проверить сам факт выполнения домашнего задания. Затем просмотреть правильность его выполнения. Заметили ошибку – не надо спешить показать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. И только в крайнем случае прямо показать, где ошибка.
Нередко, помимо заданий учителя, вы нагружаете своего ребенка дополнительными (необходимыми по вашему мнению) учебными занятиями. Это бывает так: черновик, вместо 2 столбиков примеров 4… Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Существуют следующие нормы:
5 класс – 1,5 – 2 часа
Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напишет строчку, начнет рассказывать, … Конечно, это отражается на качестве выполнения задания.
Иногда, раздражаясь, родители начинают кричать на ребенка. В результате дело идет еще хуже, он начинает ненавидеть учение, школу, как виновников своих неудач. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Главная задача – проконтролировать, когда ребенок сел за уроки (за чтение), подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки | Позитивные установки |
Ты всегда, как твой папа! Сколько сил я тебе отдала, а ты… Не твоего ума дело… Бог тебя накажет. Ты плохой. | Какой у нас папа молодец! Я люблю, понимаю, надеюсь на тебя. Твое мнение всем интересно Бог тебя любит. Я тебя люблю любого. |
Этот список можно продолжить. Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям.
Вспомните, как часто вы говорите детям: «Я сейчас занята!», «Посмотри, что ты натворил!», «Когда же ты научишься?», «Сколько раз я тебе говорила!», «Ты сведешь и меня с ума!», «Встань в угол!», «Уйди от меня!» Все эти словечки крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А такие установки ласкают душу ребенка: «Я помогу тебе!», «Расскажи мне, что с тобой», «Что бы мы без тебя делали?», «Я радуюсь твоим успехам!».
Чувство вины и стыда ни в коей мере не поможет ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, просто надо успокоить.
Адаптация в школе – очень важный момент, к которому нужно отнестись серьезно. От того, насколько успешно она пройдет, зависят качество учебы ребенка, отношения с окружающим миром. Не стоит давить на ребенка и требовать от него только отличной учебы. Дайте ему понять, что в любом случае вы будете его любить так же, как и раньше.
Следите за осанкой. Не забывайте о режиме дня. Ложиться спать в 21.00. или в 21.30. Иначе не выспавшийся ребенок вряд ли будет хорошим и примерным учеником.
Старайтесь понапрасну не подвергать критике учителя в глазах ребенка, ведь в школе он для него авторитет. Если с чем не согласны, еще раз проверьте, все ли сделано с вашей стороны верно, и поговорите с учителем в спокойном, дружелюбно тоне, помня, что он тоже человек.
Обратите внимание на умение ребенка строить отношения со сверстниками. Объясните ему, что сразу он не сможет со всеми подружиться, но со временем да. Не забудьте упомянуть, что неприемлемо жадничать, ябедничать, хвастаться, быть агрессивным, но при этом следует уметь дать отпор и отстаивать свое мнение. Приучайте делиться с другими, но не отдавать последнее, чаще улыбаться, помогать тем, кто нуждается в твоей помощи.
Трудности и неудачи учения необходимо преодолевать терпением, трудом и улыбкой.
Памятка родителям «Как любить детей».
В повседневной суете мы не всегда задумываемся, что от выбранного нами стиля воспитания, порой зависит будущее ребенка.
Задавались ли вы, уважаемые родители, когда-нибудь вопросом, как вы используете свой авторитет во взаимоотношениях с ребенком: с позиции друга, опытного наставника или властного надзирателя.
Как определить свой собственный стиль воспитания ребенка, по каким показателям?
Я предлагаю Вам 5 основных характеристик родительского отношения к детям. Чтобы узнать немного больше о себе, отметьте одну из предложенных характеристик, наиболее характерных для Вас:
№ | Вариант А | Вариант Б |
1. | Вы уважаете своего ребенка, его индивидуальность, интересы и планы. | Вы не доверяете своему ребенку, воспринимаете его неудачливым. Вам кажется, что в будущем Ваш ребенок не добьется успехов. |
Ваши чувства по отношению к ребенку: | ||
Спокойствие, радость, уверенность. | Злость, досада, раздражение, обида, досада. | |
2. | Вы заинтересованы в делах и планах ребенка, стараетесь помочь ему, сочувствуете ему в случаях неудачи. Гордитесь своим ребенком. Поощряете его инициативность и самостоятельность. Стараетесь быть с ним на равных. Доверяете. Помогаете ребенку в различных ситуациях принять ответственность на себя. | |
3. | Вы ощущаете себя с ребенком одним целым, стремитесь удовлетворить все потребности ребенка. Постоянно испытываете тревогу за него. Ваш ребенок (независимо от возраста) кажется маленьким и беззащитным. | |
4. | Вы требуете от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. За проявление своеволия сурово наказываете. Стараетесь во всем навязать свою волю, пристально следите за социальными достижениями своего ребенка, пытаетесь контролировать его мысли, чувства. Не в состоянии встать на точку зрения ребенка. | |
5. | Стремитесь приписать своему ребенку личную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется Вам маленьким, его мысли и чувства – несерьезными. Вы не доверяете своему ребенку, считаете его неуспешным, неумелым, стараетесь оградить его от трудностей жизни и строго контролируете действия ребенка, каждый его шаг. |
- Если Вы отметили 1 А, то значит - эмоционально ПРИНИМАЕТЕ своего ребенка; если 1Б – ОТВЕРГАЕТЕ.
- Вы КООПЕРИРУЕТЕСЬ со своим ребенком. Это социально желательный образ родительского отношения к своему ребенку.
Если родитель занимает позицию спокойного, понимающего наставника, то ребенок всегда может без страха и унижения обратиться к нему за помощью, многому научиться. При возникающих трудностях ребенок может сделать свой выбор поведения, получить свой опыт решения какой-либо жизненной ситуации, даже если на первых порах не все получается. Но это и есть первые шаги по освоению окружающего мира.
- У Вас с ребенком - «СИМБИОЗ» - тесная связь. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельность.
- «АВТОРИТАРИЗМ» в отношениях с ребенком. К сожалению, некоторые родители считают, что основной задачей воспитания детей является управление ребенком: «Я сказал – ты выполни!». Так удобно для нас, взрослых. И тогда на арену взаимоотношений «родитель-ребенок» выходит деспотичный надзиратель.
Подобный подход может привести к серьезным проблемам в формировании личности ребенка. Из многолетней практики работы с детьми, могу утвердительно сказать, что у детей в таких семьях занижена самооценка, повышенная тревожность, страхи, целый спектр отрицательных чувств: унижение, злость, вина, обида, стыд и, в конечном счете, чувство одиночества и безысходности. В подростковом возрасте дети из таких семей начинают утверждать свое право на самостоятельность и не всегда их действия приводят к положительным результатам…
- Родители воспринимают своего ребенка как «МАЛЕНЬКОГО НЕУДАЧНИКА.
Я согласна с утверждениями многих родителей, что порой трудно найти верный подход к собственному ребенку и не все методы воспитания срабатывают. Порой мешают собственные стереотипы в воспитании («Делать так, как воспитывали нас…» или «Где-то у кого-то получилось…»).
Да, дети разные. Порой для детей из одной семьи необходимы разные подходы. Если для одного какой-то прием воспитательного характера сработал, то для другого он может категорически не подойти. Тем более, если дети разного пола.
Что же делать?
Прежде всего, в чем согласятся со мной многие мои коллеги, успокоиться (тревожность и страх «заразны») и попытаться разобраться в себе: что же я хочу от ребенка? Каким я хочу видеть его в будущем? Послушным, выполняющим наши приказы, указы, наставления (авторитарный стиль воспитания) или наученным самому принимать решения, быть ответственным за свою жизнь (демократический, кооперативный стиль).
Сначала давайте разберемся, что означает «принятие ответственности на себя»? Ответственность предполагает, что человек (ребенок) в состоянии отвечать за то, что происходит. И предполагается, что ребенок ДОСТАТОЧНО ИНФОРМИРОВАН ДЛЯ ТОГО, чтобы отвечать за свое поведение.
Передача ответственности ребенку за поступки означает, что вы, родители, доверяете ребенку, и он сам может (учится) принимать решения в различных конкретных) ситуациях: во сколько ложиться спать, когда убирать в своей комнате, какую носить одежду, когда делать уроки и т.д.
Странно? Конечно, изменить привычный взгляд на воспитание нелегко. И отдавать ответственность ребенку за свое поведение порой трудно. Это происходит чаще всего из-за родительского страха дать ребенку право на ошибку. Во многих случаях родители считают, что они обязаны:
жертвовать для ребенка всем, т.к. его благополучие более важно, чем их. И подавляющее большинство ведет себя именно так, и это характеризует их как «хороших родителей». Они заставляют ребенка делать уроки, решают, с кем ему дружить и т.д. В чем же ошибка? При таком подходе родители представляют ребенка этаким беспомощным и безынциативным созданием. Личность ребенка в дальнейшем предопределяется не тем, что представляет собой ребенок, а тем, насколько точно он соответствует родительским ожиданиям.
Когда ребенок маленький, у него мало опыта для принятия собственного решения, в этом случае наш контроль разумный, направлен на обеспечение безопасности ребенку. Но чем он старше, тем меньше смысла в подобной опеке. Наши запреты могут привести к подавлению инициативы ребенка и неумению заботиться о себе в будущем.
Так как же на самом деле любить ребенка?
1) безусловно принимать личность ребенка («Я (мы) тебя любим без всяких условий – просто за то, что ТЫ ЕСТЬ!»);
2) активно слушать ребенка (слушание без комментариев и замечаний);
3) словесные «поглаживания» (добрые, ласковые слова, озвучивание своих чувств, положительных эмоций);
4) телесный контакт (прижатия, поглаживания по спине - самому незащищенному месту у любого человека);
5) взаимодействие со своим ребенком на равных (как с другом, с которым можно поговорить на любые темы);
6) если Вас что-то не устраивает в поведении ребенка, то проговаривание (проговаривание – это не указы, приказы и наставления) с ребенком о совершенных действиях - анализ действий, а не личности; совместный поиск конструктивных вариантов поведения;
7) развитие его индивидуальной неповторимости (развитие интересов ребенка);
8) желание отдать ребенку право уметь и делать то, ЧТО ОН ХОЧЕТ, и быть КЕМ ОН ХОЧЕТ, - это и есть, в конечном итоге, проявление любви к ребенку.
Желаю Вам успехов в воспитании своего ребенка!
Классный руководитель
Гуреева Инна Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку хорошо учиться».
Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе...
Как на самом деле любить своих детей.
Беседа с родителями....
Родительское собрание "Как помочь ребёнку хорошо учиться"
Методическая разработка родительского собрания...
Родительское собрание на тему: « Как помочь детям хорошо учиться».
Презентация по актуальной теме для родителей "Как помочь детям хорошо учиться" Воспитание необходимых и "учебных" привычек, воспитание качеств в ребёнке -трудолюбие, человечность, о...
Учитесь любить своих детей.
Все мы, конечно же, любим своих детей. Но зачастую эта любовь таится в глубине родительского сердца и души, внешние проявления любви к ребенку могут быть незначительны, или даже отсутствовать. Но все ...
презентация к родительскому собранию "Родительская любовь. Советы о том, как надо любить своих детей".
Данная презентация была показана на общешкольном родительском собрании. Было сказано о роли отца и матери в семье, о формах жестокого обращения с детьми. О том , что родители несмотря ни на что ...
Родительское собрание «Как помочь детям хорошо учиться»
Цель собрания: 1.Показать родителям необходимость активного участия в формировании личности ребенка.2.Предоставить родителям информации о возможной помощи детям с нарушениями в общении.3.Дать...