Программа работы с родителями
рабочая программа
Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у школьников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami_1.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7»
Согласовано:
Директор МАОУ «Лянторская СОШ №7»
________________________Ю.А.Голубова
Программа работы с родителями
Саблиной Ольги Николаевны, учителя-логопеда
Сургутский район
2018г
Пояснительная записка.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей школьного возраста. Анализ результатов ежегодного обследования устной речи школьников показывает, что более 85% детей имеют те или иные нарушения речи. Поэтому проблема их профилактики, выявления и коррекции становится неоспоримой.
Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только логопеда, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
ФГОС ОО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы школы.
Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. В исследованиях ряда авторов (Натальи Николаевны Авдеевой, Елены Антоновны Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для построения системы профилактических и коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.
Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.
Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями школьников. Практика показывает, что родителей школьников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является логопедический клуб для родителей школьников.
Рабочая программа логопедического клуба «Домашний логопед» предназначена для родителей (законных представителей) школьников. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у школьников.
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом
- Возрастными, психологическими особенностями детей школьного возраста.
Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у школьников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях школы.
Задачи:
- Формирование и совершенствование педагогических компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.
- Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений школьников, в правильной организации логопедических занятий дома.
- Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.
- Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:
- Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
- Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
- Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
- Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Предполагаемые результаты.
Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов школьников.
Возрастание авторитета школы среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Заседания клуба посещают родители (законные представители) дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в 1- 2 месяца, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба по темам «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.
Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать свои пожелания или написать свое мнение, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.
Оценка результативности реализации программы.
С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).
План работы с родителями на 2018-2023 учебный годы
Содержание сотрудничества учителя-логопеда с родителями включает два основных направления:
- Просвещение родителей по вопросам коррекционной работы;
- Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Формы работы с семьей по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещенности конкретного родительского коллектива.
Темы бесед и консультаций с родителями
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
Основные направления | Формы работы с семьей |
Просвещение родителей |
|
Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс |
|
Примечание: большую часть консультаций учитель-логопед проводит по запросу педагогов и родителей.
№ п/п | Название темы | Форма работы |
1. | «Готовность первоклассников к школе. Пазлы успеха» | Выступление на родительском собрании. |
2. | «Речевая готовность будущего первоклассника» | Диагностика+консультация |
3. | «Логопедическая страничка» | Мастер-класс |
4. | «Трудности адаптации первоклассников.» | Консультация |
5. | «Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка. Роль семьи в формировании у ребенка интереса к чтению.» | Выступление на родительском собрании |
6. | «Важность выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях» | Консультация |
7. | «Нарушение звукопроизношения у детей. Как работать дома» | Мастер-класс |
8. | «Пишет, как слышит. Специфические нарушения у детей» | Консультация |
9. | «Влияние аденоидов на физиологическое и речевое развитие ребенка.» | Выступление на родительском собрании |
10. | «Развитие межполушарного взаимодействия, как средство развития внимания, памяти, мышления и речи у дошкольников и младших школьников.» | Мастер-класс |
11. | «Профилактика и коррекция оптической формы дисграфии.» | Консультация |
12. | «Коррекционно-развивающее образование в условиях введения ФГОС» | Выступление на родительском собрании |
13. | «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей» | Выступление на родительском собрании |
14. | «Организация коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР в соответствии с ФГОС» | Выступление на родительском собрании |
15. | «Фонематический слух-основа правильной речи» | Консультация |
16. | «Правильно ли говорит ваш ребенок?» | Консультация |
17. | «Развитие графомоторных навыков у детей при подготовке детей к школе» | Консультация |
18. | «Советы школьного логопеда» | Консультация |
19. | «Распространенные ошибки родителей при обучении детей чтению в домашних условиях» | Консультация |
20. | «Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению» | Консультация |
21. | «Речевая готовность ребенка к обучению в школе.» | Консультация |
22. | «Десять отличий: школьный логопед и учитель начальных классов» | Консультация |
23. | «Причины нарушений звукопроизношения у детей. Пути их преодоления». | Выступление на родительском собрании |
24. | «Леворукие в праворуком мире» | Консультация |
25. | «Развитие слухового внимания» | Консультация |
26. | «14 основных правил красивой речи». | Консультация |
27. | «Упражнения на развитие языкового анализа и синтеза» | Консультация |
28. | «Когда обращаться к логопеду?» | Консультация |
29. | Беседы по результатам диагностики. | Консультация |
30. | «Взаимодействие с родителями в период адаптации первоклассников к школе» | Консультация |
31. | «Формирование готовности общества к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья». | Выступление на родительском собрании |
32. | «Профилактика акустической (смешанной) дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». | Консультация |
33. | «значение дыхательной гимнастики при постановке звуков». | Консультация |
34. | «Общая коррекция дисграфии. Ключевые моменты». | Выступление на родительском собрании |
35. | «Проблемы чтения и письма у школьников». | Консультация |
36. | «Коррекция речевых нарушений с применением миофункциональных трейнеров». | Консультация |
37. | «Готов ли ребенок к школе?» | Консультация |
38. | «Дисграфия. Ее предпосылки». | Консультация |
39. | «Причины возникновения заикания и способы его коррекции». | Консультация |
Эффективность реализации плана работы с родителями.
- Увеличивается число родителей, читающих своим детям вслух.
- У обучающихся повышается уровень развития памяти, фантазии, речи, творческого воображения.
- Раскрываются основные причины нарушения письменной и устной речи детей, степень отставания от нормы в пути преодоления данного дефекта.
- Восполняются пробелы в развитии звуковой стороны речи.
- Обогащается словарный запас.
- Развиваются грамматический строй и связная речь.
- У детей развиваются графо- моторные навыки.
- Родители осваивают комплекс коррекционо-развивающих их, направленных на развитие различных сторон речи, с легкостью подбирают инструкцию в, учатся словесной стимуляции и мотивации ребенка.
Методическое сопровождение:
- Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
- Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.
- Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур», 1999.
- Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2008.
- Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.
- Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
- Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.
- Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)
- Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь (№ 1, 2,3,4) для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Серия буклетов «Домашний логопед».
Список литературы
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011.
- Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
- Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.
Учитель – логопед: Саблина О.Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
программа работы с родителями
программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....
Программа работы с родителями "Мостик"
Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....