Буклет "Обычаи и традиции калмыцкого народа"
консультация
Старинные народные обычаи
Издавна у калмыков существовали свои понятия о вежливости и культуре поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_obychai_i_traditsii.docx | 215.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Старинные народные обычаи
Издавна у калмыков существовали свои понятия о вежливости и культуре поведения.
Например, если молодой человек нагрубит старшему по возрасту, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям.
Когда двое разговаривают, со стороны вмешивается третий или подслушивает их разговор - это было очень неприлично. Неприличным считалось вообще всякое любопытство: подглядывание, подслушивание.
Когда в какой либо семье горе или несчастье, а пришедший в их дом поднимал шум или скандал – это позорно для такого человека.
Когда человек, встречаясь, сердечно приветствовал своего знакомого, а тот как будто не замечал и проходил мимо – это считалось зазнайством и осуждалось всеми.
Если, находившийся в гостях после чаепития опрокидывал чашку вверх дном – это считалось крайне неприличным.
(по К.Эрендженову)
Уважение к старшим
У калмыков существует давным-давно установившийся обычай – с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. На это счет есть поучительные калмыцкие поговорки: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы - воротник».
Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем:
Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь.
Раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился.
Когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры.
На свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания произносили старшие люди по возрасту, а потом остальные.
Сноха при свекре не должна была снимать головной убор и быть босиком.
Младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос.
Пожилым уступали дорогу.
Был в нашем народе и такой хороший обычай – молодым водки не пить, а при старших особенно.
Парни и девушки обходились без крепких напитков, танцевали. Пели и играли в различные интересные игры. Если кто-либо напивался допьяна, это было позором. Такого молодого человека долго осуждали, а он стыдился за свой проступок. Поэтому пожилые, умудренные опытом люди всегда предупреждали молодежь: «Водка разрушает все, кроме собственной посуды».
Эта поговорка не теряет своего поучительного значения и сейчас. (по К.Эрендженову)
Культ огня. Обряд поклонения огню
Огонь считается у калмыков великим божеством. Вот почему с огнем связано множество традиций, обычаев и поверий.
В далекие времена, когда калмыцкий народ вел кочевой образ жизни, прежде чем устанавливать кибитку, люди обрабатывали выбранное место огнем. Обряд очищения огнем жив и по сей день, по традиции калмыки, въезжая на новое место проживания, проносят по комнатам чашу с огнем.
Очень старинный обряд – «кормление огня», обычно проходит в месяц мыши (октябрь). В течение тридцати дней полагалось кидать в огонь кусочки жира или масла. В каждом месяце есть три святых дня – Мацг (8,15,30) дни лунного календаря. В эти дни в домах по обычаю зажигают зул (лампадки), окуривают дом благовониями. Это также считается поклонением огню. На праздники Зул, Цаһан сар это обязательный обряд.
То, что калмыки весьма почтительно и уважительно относятся к огню, видно из того, что горящее пламя ни в коем случае не заливают водой. Это считается большим грехом. Очаг, костер тушат, засыпая песком или землей.
С высоты сегодняшних дней эти обычаи и поверья кажутся наивными и устаревшими. Но не стоит забывать, что они живут вместе с нами великое множество лет, передаются из поколения в поколение. Именно так устанавливаются связь времен и поколений, именно так можно сохранить уникальность и неповторимость нации.
Один из древнейших обычаев – жертвоприно-шение огню. Смысл этого обряда весьма глубоко серьезен, а потому совершают его в определенное время, по значительному поводу. Традиционно в жертвоприношении принимают участие только мужчины. Естественно, люди, совершающие этот обряд, должны быть верующими, а также хорошо осведомленными обо всех тонкостях религиозной процедуры.
Жертвоприношение совершается только бараном. В огонь бросают кусочки жира и три вида костей. Взбрызгивают водку, чтобы пламя вспыхнуло, и посыпались искры. Важный момент: манипуляции проводятся правой рукой, три раза. Все действие сопровождается большим молебном.
Обряд жертвоприношения огню сложный и не каждому под силу. Сегодня почти не осталось людей, совершавших этот обряд. Но если очень совершить этот обряд, то сделайте его дома, помолившись. Три раза бросая в огнь кусочки бараньего жира. Совершать его надо правой рукой.
Очищение огнем
В старину калмыкам-кочевникам приходилось часто переезжать с места на место: в поисках пресной воды, хороших и богатых пастбищ. А порой с насиженного места уезжали в связи с неблагоприятными событиями, болезнями, неурожаем, падежом скота и др. в любом случае, покидая прежнее местожительство, степняки проводили обряд очищения огнем, чтобы все плохое осталось на старом месте, а не отправилось вслед за ними. Обычно эта процедура представляла собой разожженные по обе стороны дороги костры, в которых для усиления действия бросают соль. Между огнями проводили скот, лошадей с телегами, верблюдов с вьюками, туда же шли и люди. Калмыки искренне полагали, что таким образом они очистятся от всей скверны, накопленной за время, прожитое на старом месте. Кстати, переезжая с места на место, людям не полагалось оставлять после себя мусор. Поэтому ветошь, барахло, ненужные вещи тщательно сжигали.
На новом месте, прежде чем приступить к собственно расположению, предварительно освящали новое место все тем же очистительным огнем. И так до следующего переезда.
Требовалось провести обряд очищения огнем и на выходе из зимы, примерно в марте. Кроме того, огнем обрабатывались, чтобы не было болезней среди людей и скота, погодных катаклизмов.
(по С. З.Ользеевой)
«27-гч тойгта «Теремок» нертә бичкдүдин сад
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка- детский сад №27
«Теремок»
Э л с т - 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час «Забвению не подвластно…» (70-летие депортации калмыцкого народа)
Тема: «Забвению не подвластно…»Цели: воспитывать патриотизм; развивать гражданскую позицию, интерес к истории своего народа, государства в целом; прививать уважение к старшему поколению, люб...
Памяти жертв калмыцкого народа
Эссе на тему "Памяти жерт калмыцкого народа"...
"Церемония чаепития у калмыцкого народа"
Цель: Дать учащимся представление о происхождении чая и его пользе, о правилах приготовления и специфике чайного ритуала; ознакомить с традициями калмыцкого народа....
Калмыцкий язык, 10 класс. Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа"
Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....
Обычаи и традиции калмыцкого народа (Мероприятие в детском объединении, 2020 г.)
Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурно...
Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа", 10 класс
Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....
Методическая разработка об истории калмыцкого народа (на калмыцком языке)
Знакомство дошкольников с бытом и повседневной жизнью наших предков...