"Формирование творческого интереса и познавательной деятельности у детей с ОВЗ микрореабилитационного центра на дому"
материал

Зиновьева Вера Николаевна

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и взаимоотношением с внешним миром, проблема дефицита общения.

В данных семьях воспитываются дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеется сочетание нарушений опорно- двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами, дети с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы и др., которые не могут постоянно проходить реабилитацию в центре. Отделение микрореабилитационный центр на дому – это возможность, не выходя из дома продолжить получать социальные услуги и реабилитацию, а также психологическую помощь и поддержку всех членов семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_zinoveva2.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОТДЕЛЕНИИ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ.

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и взаимоотношением с внешним миром, проблема дефицита общения.

В данных семьях воспитываются дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеется сочетание нарушений опорно- двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами, дети с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы и др., которые не могут постоянно проходить реабилитацию в центре. Отделение микрореабилитационный центр на дому – это возможность, не выходя из дома продолжить получать социальные услуги и реабилитацию, а также психологическую помощь и поддержку всех членов семьи.

В работе МРЦД необходим особый подход, важно учитывать индивидуальные, психологические и физиологические особенности, грамотно находить и использовать подход индивидуально к каждому ребёнку. Занятия проводятся в индивидуальной форме (в режиме «специалист + ребёнок + родитель») с использованием видеоматериалов, иллюстраций для наглядного закрепления полученных родителями знаний для дальнейшего использования в домашних условиях.

   Одной из эффективных форм взаимодействия  с родителями в отделении МРЦД является онлайн-занятия и консультации с использованием мессенджера Whatsap, ZOOM которые позволяют  проводить занятия в режиме реального времени. В сентябре все родители прошли обучение по формированию общих подходов к воспитанию, совместной деятельности родителя и ребенка, коррекция его психофизиологических особенностей, организацию помощи  реабилитации в МРЦД, физическом и творческом развитии ребенка. Это как одна из форм взаимодействия центра с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, и от педагогов к родителям и детям, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Этапы реализации технологии МРЦД

Подготовительный  этап включает мероприятия по дооснащению банка методических материалов; подбор методов и форм работы; разработку индивидуальных онлайн-занятий.

Практический этап включает проведение индивидуальных онлайн-занятий, с детьми с участием родителей (законных представителей) консультирование и обучение родителей.

Из бесед с родителями и наблюдений за детьми выясняем предпочтения ребенка, какие материалы ему нравятся, а какие вызывают негативную реакцию. В соответствии с этим подбираем подходящий материал и строим индивидуальную работу.

 Для формирования творческого интереса и познавательной деятельности к продуктивным видам деятельности у детей с ОВЗ используются следующие методы и приемы, а также различные виды деятельности. Это методы: «совместного рисования», «рука в руке», использование наклеек, нетрадиционные техники рисования, сенсомоторные игры, изобразительные игры. Расскажу о некоторых из них.

Одним из методов, используемый для формирования интереса к изобразительной деятельности, является метод «совместного рисования». Это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы и ситуации из жизни ребенка. Такое рисование обязательно сопровождаем эмоциональным комментарием всего того что рисуем. Этот метод дает возможность развивать коммуникативные навыки, креативное мышление знакомит ребенка с окружающим миром и, конечно, формирует интерес ребенка к АРТ-терапии.

Большинству детей с ОВЗ интересны действия на листе бумаги, особенно, если рисуются или лепят предметы, сюжеты, знакомые и любимые ребенком. Используя этот интерес, мы побуждаем ребенка к активному участию в процессе рисования, лепке: делаем паузы, «забываем» дорисовать или долепить важную деталь, как бы предлагая ребенку завершить рисунок или поделку из пластилина. Ребенку с ОВЗ важно получить результат как можно быстрее и он часто соглашается на то, что в других ситуациях было бы невозможным.

Чтобы данный метод принес положительные результаты необходимо соблюдение определенных этапов:

1.привлечение интереса к новому виду деятельности;

2.рисование лепка или создание аппликации по «заказу» ребенка;

3.введение сюжета, развитие сюжета, перенос знаний в другие ситуации.

Так же в технологии  МРЦД используем для совместной деятельности с родителем (законным представителем) метод «рука в руке», то есть попросту мы манипулируем рукой ребенка: вкладываем в его руку карандаш, кисточку и рисуем или пластилин и "скатываем"  шарик. В дальнейшем мы постепенно уменьшаем физическую поддержку.

Для формирования интереса и познавательной активности к продуктивным видам деятельности у детей с ОВЗ используем различные виды игр:

-сенсомоторные игры с различными изобразительными материалами. Это, например, игры с красками: закрашивание воды с помощью краски, манипулирование цветными мелками, размазывание или смешивание красок – «Цветная вода», «Новая краска» и др.

-изобразительные игры - это игры, построенные на использование техники рисования, лепки или аппликации. Обычно берется любимая игра ребенка и в нее вводится элемент рисования, лепки. Так, например, Стёпа очень любит играть в машины. «Машины едут по дороге, а у нас с тобой нет дороги. Давай ее нарисуем". Рисуем дорогу. Или козлик любит есть яблоки давай их слепим обыгрывая данные ситуации.

Для развития и поддержания интереса к продуктивным видам деятельности применяем различные нетрадиционные техники: в рисовании - это  пальчиковая живопись, рисование ладошкой, используем различные приспособления для рисования: печатки, ватные палочки, поролоновые губки. В лепке используем природный и бросовый материал, пластилинографию. В создании аппликаций применяем разнообразные элементы (различные виды бумаги, ткани, нитки, солому, песок, высушенные растения, листья, семена) и техники аппликаций (обрывание, плетение, коллаж, торцевание, накладывания, модульная аппликация и т.д)

Итоговый этап реализации технологии МРЦД включает оценку эффективности проведенных занятий с детьми и родителями и анализ эффективности реализации технологии МРЦД.

Коррекционная работа по любому направлению не будет эффективной, если родители не являются активными участниками образовательного процесса, поэтому обязательно проводится работа с родителями по данному направлению: онлайн-занятия, рекомендации, консультации и т.д. При правильном подходе, учитывая индивидуальные особенности ребенка, обычно удается вызвать у детей с ОВЗ интерес к продуктивным видам деятельности, что в дальнейшем в комплексе с другими мероприятиями будет способствовать социальной адаптации данной категории детей в школе и социуме.

Понимая социальную значимость множественных проблем детей с ОВЗ, которые не могут постоянно проходить реабилитацию в центре, разработка и внедрение технологии микрореабилитационного центра на дому - это возможность, не выходя из дома продолжить получать социальные услуги, психологическую помощь и поддержку всех членов семьи.

Список литературы

1.Федеральный закон от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

2.Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 18–20 сентября 2014 г. / под науч. ред. В.Л. Рыскиной. – СПб., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...

«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.

Мы исследовали  психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией   и   косоглазием.  задачей эксперимента было: выявление  восприятия этими дет...

Проблемное обучение на уроках английского языка - способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности.

Требования новых ФГОС к современному уроку.Категории проблемного обучения.Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций....

Особенности развития познавательной деятельности у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесс...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУС.И.Манакова,...