ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.
план-конспект

 Родительское собрание для родителей. (22.02.2023г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_asotsialnogo_povedeniya_u_podrostkov.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.

Родительское собрание для родителей. (22.02.2023г.)

Подростковый возраст характеризуется как переломный от детства к взрослости. Он охватывает период жизни от 10-11 до 13-15 лет.

Ребенок меняется, как внешне, так и внутренне:

- организм перестаивается: ускоряется физическое развитие, наступает половое созревание;

-изменяется психика: появляется стремление к независимости и самостоятельности, формируется самосознание, чувство собственного достоинства.

1) В этот период происходит полоролевая идентификация; они отождествляют себя с представителями своего пола, повышается внимание к представителям противоположного пола, формируется образ мужчины и женщины, их поведения и взаимодействия из жизненных наблюдений и образцов поведения литературных и киногероев; происходит принятие уникальности своего внешнего вида как единственно возможного условия существования.

Но есть риски:

- принятие отрицательных моделей  поведения и взаимодействия;

-проявление недовольства своей внешностью, желание ее изменить (татуировки, пирсинг и т.п).;

- возникновение чувства неполноценности, замкнутости, необщительности при наличии критики со стороны.

Даже единичного замечания, неловкой шутки со стороны взрослых или сверстников относительно внешности достаточно для появления серьезных, психотравмирующих переживаний.

2) Происходит осознание себя как личности, осознание своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков, поиск смысла жизни и своего места в ней.

Представление подростка о себе складывается под влиянием мнений и оценок окружающих.

Происходит:

-обогащение сферы чувств и мыслей через собственные душевные переживания;

-отстаивание своего права быть личностью через опыт целенаправленного обособления от взрослых.

Но есть риски:

-тяжелые эмоциональные переживания из-за осознания своего несовершенства;

-чрезмерное обращение к своим мыслям, эмоциям и внутренним переживаниям;

-появление беспокойства, страха, неловкости в ситуациях, связанных с общением с другими людьми.

3) Общение складывается как в формальной, так и в неформальной среде.

Формальная среда общения  - ученический коллектив.

Неформальная среда общения - общение в группе сверстников на основе личных симпатий или антипатий для достижения совместно значимой цели.

Дружба становятся одной из значимых ценностей в общении подростков. Именно через дружбу усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.

Дружба дает возможность глубже познать другого и самого себя, так как отношения строятся на доверии. Однако именно в этом возрасте человек начинает постигать, как глубоко ранит измена, предательство.

Самоутверждение в качестве представителя общества в формальной среде общения и проявление индивидуальности в неформальной группе;

Приобретение опыта межличностного общения в разных коллективах, усвоение норм и правил группового общения, формирование представлений о товарищеской солидарности и взаимовыручке.

Но есть риски:

-полное подчинение правилам группы.

- вовлечение в деструктивные неформальные молодежные объединения.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте существенно сказывается на сохранении психического здоровья. Невозможность общения наносит ущерб чувственному миру подростка: вызывает тревожное беспокойство, неуверенность в себе. Проблемные отношения со сверстниками в подростковом возрасте приводят к неврозам, нарушениям поведения, склонности к правонарушениям. Ориентация на общение только в семье и со взрослыми в будущем приводит к проблемам во взаимоотношениях с людьми, причем не только в личных, но и в служебных ситуациях. Ложь в подростковом возрасте нередко связана с противоречивостью норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых. Приоритетно познание отходит на второй план, но занимает значимое место в жизни подростка. Потребность подростка в познании находит свою реализацию в учебной деятельности.

Профессиональное самоопределение: появляются размышления о жизненной перспективе, профессии и своего места в будущем;

Самостоятельный поиск художественных и научных знаний: подросток начинает посещать музеи, выставки, концерты, театры.

Но есть риски

-искажение предмета познания, повышенный интерес к информации, несущей психологическую угрозу личности.

4) Самовыражение и самореализация

Самовыражение — выражение особенностей внутреннего мира через внешние проявления: действия, слова, поступки.

Способы самовыражения:

- самостоятельное творчество - танец, музыка, рисунок и т.п.; увлечения; хобби;

- социальная активность - участие в общественной жизни, различных общественных мероприятиях, подростковых движениях, акциях и т.п.;

- безразличие, протесты и капризы — самовыражение, оказывающее неконструктивное влияние на развитие подростка. Зависит от особенностей личности и возникает вследствие ошибок и недостатков воспитания.

Самореализация - выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

-появляется опыт осознанного раскрытия и использования своих возможностей.

- свобода выбора будущего развития.

-анализ своих мыслей, поступков, эмоций и переживаний. воспитание уверенности в себе, наталкиваясь на сопротивление со стороны окружающей среды;

-формирование представления о своем уникальном жизненном пути, убежденности в необходимости его реализации;

- осознание права на ошибку, неудачу, понимание ценности отрицательного опыта для личностного развития;

- развитие  навыка ставить перед собой цели и достигать их.

Но есть риски:

-появление демонстративности поведения (признак незрелости личности);

- изменения личности, выражающиеся в «больном самолюбии», «комплексе неполноценности», в случае нереализованного, подавленного самовыражения.

Приведу примеры поведения подростка, вызывающие зачастую негативные эмоции у взрослых.

Принадлежность к взрослому миру

□ Сквернословие

□ Черный детский юмор

Поиск собственной уникальности

□ Негативизм,  противостояние

□ Частая смена увлечений

□ Чрезмерное внимание к внешнему виду

□ Татуировки, пирсинг, активный макияж, разноцветные волосы и т.п.

Принадлежность к группе

□ Подростковый сленг

□ Сквернословие

□ Одинаковый стиль одежды

□ Прослушивание музыки (крайне громко и демонстративно)

□ Татуировки, пирсинг, активный макияж, разноцветные волосы и т.п.

Самовыражение

□ Грубость и демонстративность

□ Озорство в общественных местах

□ Прослушивание музыки (громко и демонстративно)

□ Переодевания (со сменой половых ролей)

□ Татуировки, пирсинг, активный макияж, разноцветные волосы и т.п.

Рискованное поведение — это любое поведение или действие, которое увеличивает вероятность возникновения негативных последствий для жизни и здоровья.

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно предотвратить проявление асоциальных форм поведения.  Начинать профилактику необходимо с раннего возраста, объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно должно быть доверие. При этом у ребенка не должно быть ощущения вторжения в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций ребенку необходимо объяснять, что проблемы нужно решать, а не бежать от них. Родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения — это  доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям.

Родителям необходимо проверить  свои способы семейного воспитания и при  наличии ошибок перечисленных ниже, учесть их и  начать улучшение отношений с подростком:

1.Родитель не часто проявляет сочувствие или интересуется мыслями и чувствами подростка.

2.Родитель редко относился к подростку с вниманием, только когда подростку серьезно нездоровится

3.Родителя часто раздражают индивидуальные особенности подростка. В конфликтных ситуациях родитель быстро повышает голос.

4.Интересы и увлечения подростка кажутся родителю глупыми, вредными или неадекватными.

5. Разговоры родителя с подростком преимущественно крутятся вокруг учебы и хозяйственных вопросов.

6.Разговоры родителя с подростком быстро скатываются на нравоучения или насмешки.

7. Родитель, пытаясь убедить подростка изменить поведение, не основывается на фактах и логике, часто просто «давит авторитетом».

8.Родитель часто что-то требует от подростка, не учитывая его интересы и потребности.

9.Родитель не знает, что происходит в жизни подростка, не знаком с его друзьями.

10.Родитель ожидает, что меняться должен только подросток и мало задумывается о своей роли в сложившейся ситуации.

Каждый родитель обязан знать:

1. С кем дружит ваш ребенок, в каких компаниях он бывает.

2. Кто его лучший друг или подруга и чем они занимаются..

3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Родители обязаны обратить внимание, если ребенок:

1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

2. Вам лжет.

3. Требует у вас деньги.

4. Становится зависимым от алкоголя.

5. Перестает общаться и не реагирует на ваши требования.

6.Не справляется со школьной программой из-за прогулов, несделанной домашней работы.

Что делать родителю для профилактики асоциального поведения.

Интересуйтесь жизнью ребенка и оказывайте ему поддержку. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию, а недостаточная поддержка может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и рискованному поведению.

Информировать ребенка и повышать его психологическую грамотность относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся.

Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т. п. Важно слушать и слышать ребенка и рассказывать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это будет развивать доверие и  разрядит обстановку. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком — общаться с ним на языке метафор.

Необходимо учить ребенка справляться с жизненными трудностями, с личными переживаниями и стрессовыми ситуациями и помогать ему выстраивать правильные жизненные приоритеты.

Обсуждайте новости. Если Вы обсуждаете с ребенком новость о последствиях рискованного поведения, дайте ребенку понять, что его жизнь и здоровье ценны для Вас, а рисковать ими подобным образом не стоит.

Показывайте личный пример. Будьте примером для подражания, следуйте тем же принципам, которым учите детей.

Обсуждайте ценности вашей семьи. Делитесь с ребенком тем, что считаете важным в жизни и ценным в людях, транслируйте ему ценности личным примером и не принижайте ценности, которыми он от вас отличается.

Побуждайте ребенка дома больше разговаривать.

Спрашивайте мнение своего ребенка. Формируйте его способность критически осмыслять информацию. Проводите семейные обсуждения интересных подростку тем.

Признавайте ошибки перед ребенком. Для ребенка важно умение признавать совершенные ошибки, и нет ничего лучше личного примера в обучении этому. Помогайте ребенку исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.

Не следует оказывать постоянное давление на подростка и предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)

Необходимо признавать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.

Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких. Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что «тебя любят». Их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.

По мере взросления ребенка следует наделять его большей ответственностью за его поведение, поручать ему самостоятельное выполнение задач и доверять ему все больше в его жизни. Ребенку необходимо делегировать принятие собственных решений по мере его готовности действовать самостоятельно. При этом важно формировать у ребенка чувство ответственности за результаты своих действий.

Необходимо находить сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать. В ребенка необходимо верить — это главное. Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее Это величайший стимул к самосовершенствованию.

Помогать ребенку найти тот вид деятельности, где он сможет реализовать себя и будет успешен. Занять ребенка в различных секциях (творческих, спортивных и др.). Нужно направить его интересы и энергию в положительное русло.

Использовать конструктивные и адекватные меры поощрения и наказания. Не злоупотреблять наказаниями и запретами.

Необходимо разговаривать и объясняться с ребенком, но не ставить условий, не требовать идеального поведения.

 Комплексно вводить изменения в режим дня, в окружение и досуг подростка.

Замечать даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически.

Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога.

Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Составила социальный педагог МБУ ДО ГДДТ СП ЦППС – Бодрова Л.В,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

"Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике асоциального поведения учащихся подростков".

Подростковый возраст - время становления характера. Именно в это период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу своей занятости, родители все меньше и меньше уделяют времен...

Об этом стоит задуматься. Профилактика асоциального поведения среди подростков.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики последних лет показывает...

Программа профилактики асоциального поведения старших подростков «В гармонии с миром и собой»

Пояснительная записка: 1. Предмет изучения данной программы –  комплексный процесс приобретения подростками социальных навыков;  освоение  правильной модели поведенческих...

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Актуализации чтения среди подростков

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Библиотеки являются общедоступными информационными и культурно-досуговыми центрами, где создается особая коммуникационная среда, необходимая при ре...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ «Профилактика асоциального поведения среди подростков»

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует ил...