Профилактика компьютерной зависимости у подростков
материал (6 класс)
Программа по профилактики компьютерной зависимости, как условие психологической безопасности детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 972.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профилактики компьютерной зависимости,
как условие
психологической безопасности
детей и подростков
2022г.
Одной из форм аддиктивного поведения является зависимость от компьютера. Чаще «компьютерную зависимость» определяют как патологическое пристрастие человека к работе за компьютером или проведению большей части времени за компьютером.
В последнее время компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. По данные мониторинга в России с 1992 года по 2004 год среди пользователей Интернета количество подростков увеличилось с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями Сети.
Выделяют много факторов влияющих на формирование зависимого поведения подростка от компьютера и Интернета. Это и отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Так же неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей, сложности в обучении в школе. Надо упомянуть и о желание приключений, в подростковом возрасте, которое ребенок может реализовать в различных компьютерных играх. Но одним из важнейших факторов, конечно, является семья и отношения в семье. Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании.
Неумение организовать детский досуг, не желание родителей привлекать подростка в различного рода кружки или спортивные секции, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете, общаясь в чатах, играя в различного рода игры.
Другой, не менее важной, причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, работой, домашним бытом, что у них совершенно не хватает времени на общение с ребенком, участие в его жизни. Не находя эмоционального контакта в семье, «друга» в лице своих близких, подросток старается найти его в виртуальном мире, общаясь одновременно в нескольких чатах, участвуя в он-лайн играх, чаще всего в массовых. Компьютер приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми.
Отмечают еще один важный фактор, влияющий на формирование зависимого поведения, это эмоциональное состояние подростка. Сложная ситуация в семье (внутрисемейные конфликты, отсутствие взаимопонимания в семье), трудности во взаимоотношения с одноклассниками, неудачи в личной и общественной жизни проводят к тому, что у подростка снижается эмоциональный фон, возникает депрессия. Исследования показывают, что подверженность подростка депрессивным состояниям увеличивает риск формирования компьютерной и Интернет зависимости. При этом подросток, попадающий в зависимость, не выходит из депрессивного состояния, а усугубляет эмоциональное состояние возникновением других причин, таких как:
- постоянная потребность в компьютерной игре и невозможность подростка реализовать данную потребность постоянно, приводит к эмоциональному неудовлетворению.
- так же неудовлетворенность усугубляет и то, что субъективно подросток понимает бесполезность увлечения компьютерными играми, но не умение исправить ситуацию в реальном мире, самостоятельно изменить ситуацию во взаимоотношениях в семье и школе, возвращает подростка в виртуальный мир, как один из легких способов уйти от реальных проблем.
Факт существования компьютерной и Интернет зависимостей у детей и подростков школьного возраста открыто признается большинством современных психологов, работающих с данным контингентом.
Задачи:
- Формирование здорового стиля жизни, высоко-адаптивных стратегий поведения.
- Информирование о действиях и последствиях зависимости от компьютера, Интернета и злоупотребления ПАВ.
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения, таких как, Я- концепция (отношение к себе, своим возможностям), собственная система ценностей и установок. Умение общаться с окружающими. Способность делать самостоятельный выбор, решать простые и сложные жизненные проблемы, уметь оценивать ситуацию, свои возможности в данной ситуации и умение контролировать ее. Удовлетворение потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
- Развитие навыков поведения, ведущих к формированию здорового образа жизни и препятствующих формированию компьютерной зависимости и злоупотреблению ПАВ.
Модульная программа включает в себя 2-3 занятия в виде тренингов с подростками, общее время проведения от 2 до 4 часов. По окончанию программы, на встречу приглашаются родители, с которыми проводится беседа, представляются результаты деятельности детей (листовки, буклеты), а так же озвучиваются вопросы, предложения и пожелания детей, о том, какая помощь нужна им от своих родителей, какие вопросы их волнуют. В игровой форме родителям предлагается проиграть ситуации и ответить на вопросы, поставленные их детьми. Это помогает родителям снять напряжение, найти нужные слова перед предстоящим разговором с ребенком и лучше понять подростковый возраст.
Хочется отметить, что модульные программы не является панацеей в профилактической работе — это лишь один из элементов комплексной программы по укреплению психического и соматического здоровья подрастающего поколения. Но, то, что они важны и нужны, могут подтвердить следующие данные.
Был проведен опрос учащихся 7-11 классов по вопросам касающихся количества времени и времени суток, проводимых за компьютером. Так же в опроснике затрагивались темы предпочтения жанра компьютерных игр и других видов деятельности осуществляемых за компьютером и в Интернете. По результатам опросника можно видеть следующие результаты.
Результаты показали, что практически у каждый учащийся имеет домашний компьютер, но при этом 63 подростка помимо использования компьютера дома, так же посещает компьютерные клубы.
Рекомендуемое время проведения за компьютером составляет:
Возраст | Максимальное время непрерывной работы | Максимальное время работы в день | Максимальная кратность в неделю |
12 лет | 35 мин | 70 мин | 3 — 4 раза |
13 лет | 40 мин | 80 мин | 3 — 5 раз |
14 лет | 45 мин | 90 мин | 4 — 5 раз |
15 лет | 45 мин | 100 мин | 4 — 6 раз |
16 лет | 45 мин | 120 мин | 5 — 6 раз |
Еще один не маловажный вопросов, это каким видам деятельности ребята отдают предпочтения, проводя время за компьютером.
Исходя из общих данных опроса, можно предположить, что не малая часть, приблизительно 35-40% подростков находятся в группе риска возникновения компьютерной зависимости, а возможно, что некоторые уже являются «заложниками» данной зависимости. И помощь специалистов психологов, педагогов, медиков и пр. необходима этим подросткам. Важно помочь ребятам, чрезмерно увлеченным компьютерными играми и виртуальным общением, стать более уверенными в себе, научить навыкам эффективного взаимодействия, конструктивным способам общения и решения конфликтных ситуаций. Т.е. обратить внимание именно на те сферы ребенка, сложности в которых и толкают его в виртуальный мир, как способ избегания этих сложностей и проблем.
Так же важно формировать у подростков активную, здоровую жизненную позицию, ориентировать школьников на социально-поощряемые и социально продуктивные формы поведения, таким образом, проводят профилактику различных видов зависимости и способствуя укреплению как физического, так и психического здоровья подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков.
Данный материал может быть использован на родительском собрании....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-135890-1351791394.jpg)
Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков
Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков:...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-1240973-1587718230.png)
Тренинг профилактики деструктивных зависимостей у подростков (табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости).
Переживание и осознание негативного влияния деструктивных зависимостей на весь организм; формированию убеждения, направленного против разного вида деструктивных зависимостей; переживание чувства...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1277714-1604344506.jpg)
рекомендация родителю по профилактики компьютерной зависимости подростка
рекомендации социального педагога родителю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/17/picture-1373941-1660756068.jpg)
Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков
Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков...