Родителям
материал
О детях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam.docx | 359.35 КБ |
lektsiya_vozrastnye_osobennosti.docx | 22.67 КБ |
testy_dlya_roditeley.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезные советы для родителей о воспитании детей
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
( О. В. Токмакова )
Быть родителем - это великое счастье и дается оно, далеко не каждому. Совершенству нет предела, поэтому надо быть не просто родителем, но и другом, примером, учителем своему ребенку. Узнайте, как можно стать лучшим родителем.
Родителям о воспитании ребенка
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
Родители пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, то с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
( Себастьян Брант )
Десять советов как стать лучшими родителями:
1. Любовь это важнейшая потребность всех детей и залог их хорошего поведения. Родительская любовь формирует у ребенка уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
2. Внимательно слушайте, что говорит ваш ребенок. Интересуйтесь тем, что он делает и что чувствует.
3. Все взаимоотношения нуждаются в определенных ограничениях. Определите эти ограничения, причем не только для детей, но и для себя тоже – если ребенку этого нельзя, то и вам тоже нельзя. Нарушать запреты и ограничение свойственно всем детям, и это не проявление непослушания, а естественный процесс познания.
4. Смех выручает почти в любой ситуации. Не будьте излишне серьезными, подурачьтесь с детьми, поиграйте вместе, посмейтесь. Так вы еще больше почувствуете радость отцовства и станете ближе ребенку. Замечайте веселые моменты и смейтесь при каждой возможности.
5. Смотрите на мир глазами вашего ребенка и старайтесь понять его чувства и эмоции. Вспомните, когда вы были ребенком, каким странным вам казался мир взрослых.
6. Хвалите своего ребенка и поощряйте его. Если ребенок ведет себя хорошо, помогает вам, слушается, поощряйте его и хвалите.
7. Уважайте ребенка, как взрослого. Разрешите ему принимать участие в принятии решений, особенно тех, которые касаются его. Прислушивайтесь к мнению ребенка. Если поступили неправильно по отношению к ребенку, извинитесь, как сделали бы это со взрослым человеком.
8. Придерживайтесь режима дня. Малыши чувствуют себя безопаснее, если знают четкий распорядок дня.
9. В каждой семье есть свои правила. Будьте последовательными в их соблюдении. Ребенок не понимает тех правил, которые сегодня выполняются, а завтра – отменяются.
10. Время для себя. Не забывайте о собственных потребностях! Если вы чувствуете, что устали или вы на взводе, уделите немного времени себе. Займитесь тем, что вас успокаивает или расслабляет. Ребенок в это время может смотреть мультики или играть в компьютерные игры.
Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомтесь со следующими поллезными советами и рекомендациями.
♦ Любите своего ребенка таким, какой он есть!
♦ Не наказывайте своего ребенка! Когда нам плохо, мы не начинаем вести себя лучше, но начинаем врать, чтобы скрыть собственную неудачу.
♦ Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.
♦ Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.
♦ Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.
♦ Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.
♦ Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую возможность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать.
♦ Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.
♦ Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик », «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
♦ Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, — и покажите, как именно (ОСВК).
♦ Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.
♦ Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.
♦ Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.
♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.
♦ Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.
♦ Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вмешаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.
♦ Если вы в чем-то не согласны со своим ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине, используя принципы ОСВК.
♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.
♦ Верьте в своего ребенка. Знайте, ваша вера в его силы помогает ему быть успешным.
♦ Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.
♦ Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.
♦ Спрашивайте у младшего ребенка, что он может сделать, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт со старшим, что он может сделать, чтобы старшему было приятно и интересно с ним общаться.
♦ Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.
♦ Уважайте территорию каждого из своих детей. Они в равной степени имеют право на неприкосновенность к своим вещам, независимо от возраста.
♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.
♦ Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.
♦ Не пытайтесь заставлять ребенка читать, если вы сами этого никогда при нем не делаете, и убирать свои вещи, если ваша одежда валяется по всей квартире.
♦ Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.
♦ Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.
♦ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в комнату и т.д.
♦ Помогите своему ребенку усвоить, что он может влиять на свою жизнь. Если его что-то не устраивает, он может это изменить.
♦ Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте в их выборе.
♦ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.
♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.
♦ Будьте деликатны и бережны со своими детьми. Помните, что родительские предписания — самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот тормозить его успешность и создавать серьезные проблемы.
♦ Говорите ребенку о том, что вы его любите!
Родительские заповеди.
Уважаемые родители! Вы конечно стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:
- Знаете, что доверие – основное правило.
- Всегда своим детям говорите правду.
- Стараетесь быть примером для ребенка.
- Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
- Советуетесь с ребенком.
- Не обманываете ребенка.
- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
- Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
- Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
- Вечером всей семьей обсуждаете , как прошел день.
Советы по воспитанию внуков
Дорогие бабушки и дедушки! Эти советы для вас.
1.Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением довольствий.
4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5. Рассказывайте по чаще о себе, о своем детстве, о работе.
6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
9. Дайте им возможность трудиться рядом с вами.
10. Не напоминайте им о том, что они маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
11. Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последовательны в общении с внуками.
Как надо любить ребенка?
- Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
- Если мы будем любить их независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас их привычек и выходок.
- Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
- Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
- Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
- Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
- Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.
« Минуты нежности »
Секреты воспитания вежливого ребенка
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:
- Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего ребенка, не кричите на него, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физическое насилие.
- Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
- Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете только в отсутствие ребенка.
- Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их и себе.
- Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано».
- Не забывайте ребенку говорить «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.
-Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Как формируется личность
Если ребенка постоянно критикуют
- он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде
- он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают
- он становится замкнутым..
Если ребенок растет в упреках
- он учится жить с чувством вины.
Если ребенок живет в терпимости
- он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают
- он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят
- он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности
- он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают
- он учится ценить себя.
Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия
- он учится находить любовь в этом мире.
Что нужно делать в процессе воспитания человека?
Чтобы воспитать Человека, нужно:
- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет радоваться.
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Чего нельзя делать в процессе воспитания?
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже других, он другой, особенный.
- Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, воспитателей, методические рекомендации , бабушек и дедушек.
Высказывания известных людей
о воспитании
- «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его» ( К. Д. Ушинский )
- «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» ( А. С. Макаренко )
- «Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог. » ( В. А. Сухомлинский )
- «Воспитание – это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример.» ( А. Маркуша )
- «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа.» ( Ж. Ж. Руссо )
- «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой первобытной культуры, - циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и истинно человеческой красоте.» ( А. С. Макаренко )
Народные пословицы о воспитании
- Учи жену без детей, а детей без людей.
- Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
- Если жена плохая – уйдут гости, если сын плохой – уйдет счастье.
- Кто преуспевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем преуспевает.
- Не от еды дитя растет, а от радости.
- Пример – хороший учитель!
У вас получается находить общий язык с ребенком? Умеете ли вы с ним договариваться без ссор и обид? Ребенок вам доверяет? Он уважет вас и советуется с вами? Если да, то вы двигаетесь в правильном направлении. Если же нет, надо что-то изменить в вашем общении с ребенком и его воспитании. В помощь вам 10 советов психолога.
10 советов для родителей по воспитанию детей:
1. Всегда разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, избегайте уменьшительно-ласкательных слов. Эпитеты должны присутствовать в вашей речи, но сюсюкать с ребенком не стоит.
2. Беседуя с ребенком, избегайте многословия, чтобы ребенок смог уяснить главный смысл вашего разговора.
3. В общении с ребенком могут возникать споры. Как взрослый человек, вы всегда сможете доказать свою правоту. Но стоит ли всегда стоять на своем? Если это возможно, уступите в споре ребенку, пусть он не чувствует себя вечно неправым. Своим примером вы научите ребёнка уступать, признавать поражения и ошибки.
4. Ваш беседа может стать внушением, но такое внушение должно носить характер тонкого, разнообразного и последовательного влияния на ребёнка.
5. Разговаривая с ребенком, не ставьте ему ультиматумы, даже если он провинился. Читать нотации, насмехаться и допускать сравнения не в пользу ребенка – значит унизить его, ранить и оттолкнуть от себя.
6. Воспитание будет иметь результат только при условии тесного контакта между взрослыми и ребенком. Такой контакт может наладиться только при позитивном настрое в отношениях и позитивном, ярком общении друг с другом.
7. Стройте разговор с детьми в доверительном и спокойном тоне – так вы скорее донесете до него свои мысли требования. Не бойтесь быть строгим, но, всегда будьте справедливым.
8. Разговаривайте с ребенком «глаза — в глаза». Так вы лучше поймете друг друга и ребенок будет уверен, что его проблемы поняты и действительно вас волнуют.
9. Научите его умению высказывать суждения, задавать вопросы, отстаивать свои принципы путем диалога. Все это поможет ребенку налаживать коммуникации с другими людьми.
10. Помните, что вам нужно обязательно привить ребенку три самых важных навыка: слушать, слышать и вступать в диалог с другим человеком. Успешными людьми становятся те, кто обладает развитыми коммуникативными способностями
Советы для разведенных родителей
Воспитывать ребенка намного сложнее, когда вы с мужем в разводе и ребенок живет на два дома. Вам как никому другому нужно договориться о единой манере воспитания ребенка и согласовывать ваши действия, иначе не избежать психического конфликта у ребенка.
1. Никогда не говорите плохо о втором родителе при ребенке.
2. Уважительно общайтесь друг с другом и родственниками хотя бы в присутствии ребенка.
3. Не позволяйте вашему ребенку плохо отзываться о втором родителе или шантажировать вас другой семьей.
4. Не нарушайте график посещения, ребенку очень важно регулярное общение с обоими родителями.
5. Не используйте ребенка, чтобы следить за бывшим супругом/ой.
6. Убедите ребенка, что в вашем разводе он никак не виноват.
7. Проводите с ребенком как можно больше своего времени, ему и та не хватает внимания и ласки.
Воспитание, конечно же, не всегда дается легко, но это очень полезный опыт в вашей жизни. Применяя эффективные родительские навыки, вы строите сильную и твердую основу для отношений со своими детьми в будущем.
Не забирайте детство
Растущие требования к подрастающему поколению - как можно больше получить знаний в школе, быть лучшим в спортивной команде, соответствовать современным веяниям молодежной моды – зачастую не оставляют детям времени и энергии для выражения своей действительной и природной сущности.
Так называемая благополучная семья, с одной стороны действительно создает комфортные условия для развития, образования и обучения ребенка. С другой стороны повышенные требования родителей, вызванные, как правило, объяснимым страхом за будущее ребенка, пытаются загнать необузданный творческий потенциал ребенка в общепринятые на данный момент рамки правильности и престижности, что часто лишает ребенка свободы выбора не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни. Однажды научившись следовать модным и престижным веяниям, повзрослевший ребенок продолжает делать ставку, часто, не на то к чему он предрасположен, а на то, что выгодно в данный момент. От такого несоответствия внутреннего мира с окружающей действительности страдает не только он, но и общество, так как, к примеру, вместо гениального художника получает посредственного программиста, а вместо талантливого учителя адвоката по разводным процессам.
Согласно некоторым исследованиям, время, потраченное детьми на взгляд взрослых «без толку», на самом деле может дать гораздо более мощный познавательный и развивающий эффект, чем методичное «впихивание» общеизвестных истин. Это происходит потому, что в процессе познания мира, или самообразования, ребенок целиком и полностью поглощен процессом и целью этого процесса, и очень важно не отвлекать его от этого, даже если он уже по самые уши в грязи, но при этом чувствует себя совершенно счастливым. Процесс же обучения с учителем, как бы не был он важен, снабжает ребенка некой внешней информацией, которую он кстати сможет использовать в свободное для творчества время.
Безусловно образование детей необходимо, но оно не должно быть расписано в виде жесткого графика, который не оставляет ребенку право выбора. Отдайте своего ребенка сразу в несколько кружков и секций, но дайте через время ему выбрать то, что ему больше по душе, а оставшееся время он потратит с пользой без вашей помощи.
Спросите себя, нужно ли вашему ребенку выполнять так много различных упражнений и следовать жесткому графику, следовать всем вашим пожеланиям по встрече с родственниками и посещениями магазинов и музеев. Дайте детям время самим определить себе расписание, хотя бы в некоторые из дней недели.
Согласно ученым Великобритании, лишь 10% современных детей в возрасте от 7 до 11 лет проводят время, играя на свежем воздухе в природных условиях, по сравнению с 40%, которые проводили их родители.
А вот использование современных электронных развлечений в виде телевидения и компьютера стоит ограничить, так как эти «готовые к массовому употреблению продукты» формируют не только искаженное мировоззрение, но и убивают желание к творчеству и рождают непродуктивную лень. Вместо этого нужно стимулировать творческую деятельность ребенка: рассказывание историй, рисование, музицирование, прослушивание музыки, даже работа по дому может быть для ребенка процессом познавательным.
Повсеместно мы слышим утверждение, что только хорошая специальность, хорошая должность или правильное образование и знание языков может дать нашему ребенку светлое будущее. Это правда, если вы хотите видеть своего ребенка сотрудником огромной корпорации ежедневно едущего на работу в 9 утра со скоростью движения автомобилей в пробке. Да, как ни странно, это и есть современное представление о благополучии.
На самом деле современное общество постоянно нуждается в новизне, в новой информации, в новых идеях, в новых взглядах, в новых изобретениях. Сегодня наиболее успешный человек – человек творческий, человек, который получает удовольствие от процесса своей деятельности, и естественным образом обеспечивает себя материальными благами за счет «офисного планктона», который реализует и внедряет его идеи.
Тоже самое касается и семьи, семья, сформированная на общественных предрассудках и устоях часто становится добровольным тюремным заключениям для ее членов. Поэтому к формированию отношений человек должен также подходить творчески и учиться строить их самостоятельно. И не запрещайте вашему ребенку дружить с тем «неблагонадежным» мальчиком, пусть он учится строить отношения с разными людьми, которых он будет, между прочим, сравнивать с вами – родителями.
Но счастье заключается не в том, чтобы вам заплатили за вашу идею или работу. И не факт, что мисс «Вселенная», будучи вашей женой, сможет обеспечить вам тот душевный комфорт, о котором вы так мечтаете.
Счастье – это когда ты с радостью начинаешь свой трудовой день, а вечером с радостью спешишь домой.
Воспитание трудолюбия у детей в семье
- Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
- Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.
- Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом!
Воспитание доброты в детях
- Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
- Доброта начинается с любви к людям и к природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.
- Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
- Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
- Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброму у нас.
- Научимся владеть собой!
Рекомендации родителям
- Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
- Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его самостоятельности.
- Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии учителей-предметников.
- Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
- Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
- Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса, приглашайте их в свой дом.
- Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
- Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте сравнивать его другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
- Когда, откуда и в каком виде ни вернулся ваш ребенок домой, ВСТРЕЧАЙТЕ ЕГО С ЛЮБОВЬЮ.
- Читайте литературу, посвященную воспитанию детей.
- Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Создание благоприятной семейной атмосферы
|
Работа с родителями - Анкеты для родителей |
Анкета для родителей
|
Анкета для родителей (изучение компетентности в поведении и общении ребенка) |
Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей. 13.3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия с другими людьми.
| ||||||
Подросток - Учебная деятельность | ||||||
|
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности шестиклассников
«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими».
Тема лекции «Возрастные особенности шестиклассников»
А.Моруа
Цели: — помочь родителям понять психологические особенности
подросткового возраста;
— сформировать у родителей положительную мотивацию на
совместную деятельность родителей с педагогами и психологом
школы в вопросах воспитания своих детей
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
1. У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
2. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
3. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
4. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
5. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
6. Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
7. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
8. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
9. Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
10. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.
МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ
Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы — от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 11—12 лет.
В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.
Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).
ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.
При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.
Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».
Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
11. У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
12. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
13. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
14. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
15. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
16. Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
17. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
18. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
19. Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
20. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Предварительный просмотр:
|
Анкета для родителей 5 классов
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок завершил обучение в начальной школе и перешёл к следующей ступени образования. В его расписании появились новые предметы, вести их стали новые учителя. В чем-то изменилась организация его школьной жизни, возможно, она стала труднее, интереснее, разнообразнее. Пятый класс- очень ответственный год «перехода» к новым методам обучения, особенно в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). Мы вместе с Вами заинтересованы в том, чтобы обеспечивать максимальную эффективность и высокое качество образования для Вашего ребёнка. Для этого мы проводим внутришкольный мониторинг освоения школьниками универсальных учебных действий, развитие которых началось ещё в начальной школе и будет продолжаться дальше. Ваше мнение, оценка, суждения об учебной деятельности Вашего ребёнка очень значимы для нас. Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. В случае возникновения встречных вопросов мы всегда готовы встретиться с Вами и обсудить их.
Имя и фамилия ребёнка:________________________________________________________
класс:________________
- Как Вы оцениваете в целом переход Вашего ребёнка из начальной школы в основную? Выберите, пожалуйста, один из предложенных вариантов или напишите собственный.
- Переход в основную школу был спокойным и комфортным. Ребёнок быстро освоился в новых обстоятельствах.
- Переход в основную школу был (остается) трудным. Ребёнок не очень хорошо ориентируется в требованиях новых учителей.
- (свой вариант) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы оцениваете подготовку своего ребёнка к основной школе по т.н. «универсальным учебным действиям» Пояснение: речь идёт не о конкретных предметных знаниях, а о способах учебной деятельности, которые необходимы для того, чтобыучиться. Ниже приведен их список. Оцените, пожалуйста, владение Вашим ребёнком этими умениями по 10-балльной шкале.
- умение работать с текстами различных видов (художественные, учебные, схемы и таблицы) - ____
- умение заниматься учебной работой (выполнять д/з), самостоятельно организуя процесс (планирование времени, распределение нагрузки, поиск дополнительных ресурсов – словари, книги, интернет) - ______
- умение объективно оценивать достигнутый результат (самооценка) ______
- умение слушать и воспринимать объяснения взрослого -_______
- умение строить предположения, выдвигать версии причин и следствий, как в обыденных, так и в образовательных ситуациях-_______
- умение видеть смысл, пользу, значение для собственной жизни в изучаемых предметах, темах, конкретных умениях, развиваемых в школе - ______
- Как, по-Вашему, стал ли процесс выполнения домашнего задания труднее для Вашего ребёнка в 5 классе? Выберите, пожалуйста, одно из утверждений ниже или допишите своё мнение:
- Да, стал. Домашнее задание значительно увеличилось в объёме, выросла сложность заданий.
- Да, стал в некоторой степени. Домашнее задание несколько увеличилось в объёме и стало немного сложнее.
- Нет, не стал. Ребёнок оказался готов к его выполнению по результатам обучения в начальной школе.
- (свой вариант) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Требуется ли Вашему ребёнку помощь в выполнении домашнего задания?
- да, требуется, в основном – организационная;
- да, требуется, в основном, по разъяснению содержания заданий и их выполнению;
- да, и то, и другое;
- нет, практически не требуется. Ребёнок всё делает самостоятельно.
- Каков Ваш примерный объём помощи ребёнку с домашним заданием в %%?
________
- Укажите, пожалуйста, предметы, вызывающие особую сложность при выполнении домашних заданий. Расставьте их в убывающем по сложности рейтинге от 1 до 5. (1 – самое сложное д/з и далее – до 5)
____________ ____________ ___________ _____________ ________
- Есть ли у Вашего ребёнка любимые предметы в школе? Назовите, пожалуйста, три самых любимых и, если возможно, расставьте их от 1 (самый любимый) до 3.
- С каким настроением Ваш ребёнок, как правило, идёт в школу?
- С каким, как правило, возвращается из школы?
- Удовлетворены ли Вы успеваемостью ребёнка в данный момент?
- да, вполне удовлетворены;
- нет, мы знаем, что наш ребёнок может учиться значительно лучше;
- нет, нам кажется, его знания и работа на уроке и дома оцениваются ниже, чем это есть на самом деле по одному (нескольким) предметам;
- (своё мнение) ______________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие проблемы школьной жизни Вашего ребёнка представляются Вам наиболее значимыми и требующими оперативного решения? (расставьте, пожалуйста, цифры от 1 – самая неотложная и значимая проблема до 4)
- различие в требованиях учителей к учебному процессу Вашего ребёнка (оформление тетради, критерии оценивания заданий, сценарий работы на уроке и т.п.) _____
- адаптация ребёнка к своему классу и предметному обучению (новые предметы и разные учителя) в 5 классе; _____
- плотность учебного дня с точки зрения распределения в нём контрольных, самостоятельных работ, домашнего задания и т.п. ______
- учебные затруднения ребёнка («пробелы»), не позволяющие ему «успевать за классом» и требующие индивидуальной помощи учителя ______
Анкета « Застенчивость и неуверенность в себе : как быть?»
Цель:
- выявить проблемы застенчивости и неуверенности ребёнка;
- способствовать формированию у родителей желания помочь ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности в себе;
Продолжите начатые фразы. Будьте откровенны и внимательны при формулировке ответа.
1. Мой ребёнок начинает стесняться, если…
2. Мой ребёнок неуверен в себе, если…
3. Мой ребёнок волнуется, если…
4. Мой ребёнок испытывает страх, если…
5. Мой ребёнок стыдится, если…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает
материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...
Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано? ...
Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»
Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...