Наши дети повзрослели
консультация
Цель:
• вооружить родителей научными данными о возрастной специфике;
• выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_deti_povzroslelidoc.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Наши дети повзрослели
Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К. Д. Ушинский
Форма проведения собрания: беседа.
Цель:
• вооружить родителей научными данными о возрастной специфике;
• выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.
Первая часть собрания
Знакомство родителей с особенностями подросткового возраста, его спецификой, сложностями, проблемами.
Вводное слово учителя
«Переходный», «трудный», «критический» возраст... Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям — родителям и учителям — найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, от одной эпохи жизни к другой. Всегда ли мы понимаем значимость этого перехода, умеем ли увидеть первые ростки взрослости? Ведь ребята еще много играют, бегают, шалят, часто они легкомысленны, неустойчивы в интересах и увлечениях, • неуравновешенны. Однако это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идет таинственная работа взросления. Она связана не с изменениями в обстоятельствах жизни ребенка, а с изменениями в нем самом.
Главное, что отличает подростка, как считают психологи, это возникновение у него ощущения собственной взрослости и стремления быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. На какой же основе может возникнуть у него это ощущение? Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.
Чувство взрослости — это стержневая особенность его личности. Она выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и к миру, определяет содержание его поведения в кругу близких людей, ровесников, накладывает отпечаток на весь внутренний мир ребенка. Подростка отличает совершенно особая, огромная восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Все это определяет его переориентацию — с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Это идет от обостренного чувства собственного достоинства, от осознания себя личностью, которую нельзя подавлять, уничтожать, лишать права на самостоятельность.
Подросток претендует на то, чтобы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.
Осознавая себя личностью, он усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, т. е. делает их своими, теперь они принадлежат его сознанию, и, войдя в сознание, они превращаются в требования, которые он может предъявлять к поведению других людей, своему поведению. Самосознание — это, по выражению советского психолога Л. С. Выготского, социальное сознание, перенесенное внутрь.
В заключение учитель раздает родителям памятку «Особенности возрастной психологии подростков и юношей» с предложением проанализировать свое отношение к подростку, найти в своем ребенке те изменения, которые указаны в этой памятке.
Памятка для родителей «Особенности возрастной психологии подростков и юношей»
Положительные изменения, происходящие с подростком:
• проявление чувства взрослости;
• рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
• повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда);
• проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
• появление познавательной мотивации;
• желание быть не хуже, а лучше других.
Негативные изменения, происходящие с подростком:
• ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность;
• проявления эгоцентризма;
• намеренная манипуляция взрослыми;
• внутренний конфликт с самим собой и окружающими;
• повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым;
• страх одиночества (мысли о суициде).
Вторая часть собрания
Тестирование родителей.
Классный руководитель предлагает родителям ответить на некоторые вопросы (надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным):
• дети вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых;
• дети могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем;
• с детьми можно (нельзя) обсуждать все, даже самые острые проблемы;
• самостоятельность детей должна (не должна) быть ограничена;
• детям можно (нельзя) предоставить свободу выбора;
• детей можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей;
• детям надо (не надо) предоставить полную свободу;
• могут (не могут) родители стать друзьями своих детей.
В заключение учитель предлагает родителям познакомить с данным текстом своих детей. Несомненно, что ответы подростков, их позиция будут очень интересны и полезны взрослым. Ознакомившись с ними, они смогут изменить свои взгляды на воспитание детей и взаимоотношения с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Здоровье наших детей - в наших руках"
Родительское собрание посвящено одной из самых актуальных тем - здоровью детей. Родителям представлен материал о факторах, влияющих на здоровье подрастающего организма, и даны рекомендации по предотвр...
Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста
Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...
Сценарий отчетного концерта «Наши дети – наши таланты», приуроченного к Международному Дню семьи
Отчетный концерт - это итог работы коллектива педагогов и воспитанников Центра детского творчества Печатники. В подготовке и организации мероприятия задействованы все - отрабатывались номера, ши...
Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».
Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...
В помощь родителям "особенных детей" - как лучше понять и помочь нашим детям (список художественной литературы для домашнего прочтения)
перечень книг для прочтения родителям "особенных детей"...
Буклет "Наши дети - это наша старость"
Буклет содержит три притчи о воспитании детей в семье и золотые правила для родителей. Материал может быть использован воспитателями, классными руководителями как памятка для родителей....
Классное родительское собрание «Безопасность наших детей в наших руках»
Соблюдение учащимися техники безопасности в учебное и внеурочное время....