Семинар-практикум для родителей "Речь и мяч"
методическая разработка

Мерзлякова Вера Мхайловна

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точ­но ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_myach_seminar.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – логопед

Мерзлякова В.М.


Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Мы давно использовали мяч в играх с детьми логопедической группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике. Последние три года, углубленно работая в этом направлении, мы сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:

1.  Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2.  Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3.  Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4.  Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

5.  Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

6.  Регулируют силу и точность движения.

7.  Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

8.  Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

9.  Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы.

Представленные в книге игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть рекомендованы логопедам, воспитателям и родителям. 

Игры с мячом,

направленные на развитие мелкой моторики

В своей работе мы опираемся на то, что для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка.

Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

Мы предлагаем вам комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков.

Игры с мячом,

направленные на развитие ориентировки в пространстве

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого мы используем резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом логопедическом кабинете.

Игры с мячом,

направленные на формирование правильного  звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Вначале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений.

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей.

Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте.

Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда.

Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей.

К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные — это река, а согласные — берега, и без них наша речь — болото.

В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «берега». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня развития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова.

Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука.

В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.).

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры.

Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх № 12, 16 и 17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом [кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем — четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета).

Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

Игры с мячом,

направленные на обобщение и расширение словарного запаса,

развитие грамматического строя речи,

Игры с элементами ТРИЗа

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

Игры с мячом на закрепление у детей правильного произношения мы рассматривали выше.

Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звуко-слоговой структуры.

Так, обследование речи детей последних трех лет выявили недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов  каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала.

В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.

В игре № 1 можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра № 2, которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в эти игры.

Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». Здесь мы можем предложить игры № 3, 4, 5, 6 и 18.

В игре № 3 логопед обращает внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:

•  Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы — козленок, у гуся — гусенок).

•   Слова с чередованием согласных в корне (у медведя — медвежонок).

•   Слова с различной основой слова (у овцы — ягненок).

Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных — это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом № 7, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок — второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний.

Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (предикативный) словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и рекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

1. Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).

2.  Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).

3.  Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).

4.  Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, пла чет, радуется).

5.  Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает)

6.  Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Глагольный словарь закрепляется в играх с мячом № 4, 4 8, 9, 10, 11, 12 и 13.

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Игра с мячом на данную тему № 14 проводится после предварительной работы по картинкам. Ведущий, бросая мяч, произносит прилагательное,  а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий — холодный, острый — тупой, грязный — чистый).

Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший — плохой», «маленький — большой».

Ведущий специалист в области логопедии Л. Г. Парамонова советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

1.  Величина — большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).

2.  Форма — круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный.

3.  Цвет — основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).

4.  Вкус — горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный.

5.  Запах — приятный, неприятный, смолистый, цветочный.

6.  Температура — холодный, горячий, теплый, прохладный.

7.  Материал, из которого сделан предмет, — деревянный, стеклянный, железный.

8.  Принадлежность предмета — мамин, папин, лисий, медвежий.

9.  Другие признаки — шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Проводя работу по этим направлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), мы закрепляем употребление в речи прилагательных в играх с мячом № 14, 15, 16, 17, 18 и 19.

Дети с общим недоразвитием речи часто допускают ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо — уши) или выпадение гласных (день — дни).

Для упражнения в образовании форм множественного числа мы используем игру с мячом № 20, а согласование существительных с числительным мы отрабатываем в игре № 21.

Игра № 22 помогает закрепить в речи детей правильное употребление предлогов.

Свое общение с детьми надо строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого мы приобщаем детей к ТРИЗу — теории решения изобретательских задач.

Основатель направления ТРИЗа Генрих Саулович Альтшуллер начал придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Вначале ТРИЗ внедряли в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий.

Одно из направлений ТРИЗа — знакомство детей с противоречиями. Для этой цели была придумана игра № 23.

Все явления, поступки, предметы, сказки мы рассматриваем в этой игре вначале с хорошей стороны, затем с плохой, а потом обязательно возвращаемся к положительному.

К ТРИЗу можно отнести игры с мячом № 24, 25, 31, 30 и 32. В этих играх дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы.

Кроме перечисленных, к ТРИЗовским можно отнести и игры № 26, 27 и 28, благодаря которым дети расширяют свое представление об окружающем мире.


Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

Игра «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции логопеда.

Логопед:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот — не запутаться б мне.


Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом:

«Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает ребёнку следующие задания:

•   Какой обруч находится слева (справа)?

•  Стукни три раза мячом в правый обруч.

•  Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

•  Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

•   Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.


Игра «Поющие мячики»

По мячу сперва стучу,

А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.

Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А-а-а-а-а.

Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

Игра «Разноцветные мячики»

Красный — гласный. Синий — нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. 

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Игра «Тихо громко»

Мы катались по горам,

Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется.

В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см).

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.


Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты

вакцин.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:

корова          мычит

тигр            рычит

змея             шипит

комар           пищит

собака          лает

волк             воет

утка            крякает

свинья          хрюкает

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?»,  «А кто мычит?»,  «Кто лает?»,  «Кто кукует?», и т. д.

Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ.

Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:

—  Ворона каркает, а сорока?

Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить:

—  Сорока стрекочет. Примеры вопросов:

—  Сова летает, а кролик?

—  Корова ест сено, а лиса?

—  Крот роет норки, а сорока?

—  Петух кукарекает, а курица?

—  Лягушка квакает, а лошадь?

—  У коровы теленок, а у овцы?

—  У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

 Вариант 1.

Логопед:                                   Дети:

Кто живет в дупле?             Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде?             Птицы: ласточки, кукушки,

 Кто живет в будке?              Собака.

Кто живет в улье?                Пчелы.

Кто живет в норе?                Лиса.

Кто живет в логове?             Волк.

Кто живет в берлоге?           Медведь.

Вариант 2.

Логопед:                                   Дети:

Где живет медведь?               В берлоге.

Где живет волк?                    В логове.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге >>.

Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет второе слово {шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол столик, ключ ключик. Шапка шапочка, белка белочка,  книга книжечка, ложка ложечка,. голова головка, картина картинка,. мыло мыльце, зеркало зеркальце,. кукла куколка, свекла свеколка,. коса косичка, вода водичка,. жук жучок, дуб дубок,. вишня вишенка, башня башенка,. платье платьице, кресло креслице,. перо перышко, стекло стеклышко,. часы часики, трусы трусики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: «Взаимное расположение прямой и окружности».

Цель:  закрепить умение определять взаимное расположение прямой и плоскости, проверить навыки решения задач, воспитывать чувство коллективизма.  ...

Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: до...

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Семинар-практикум для родителей Мой весёлый звонкий мяч….

На своих занятиях для разнообразия деятельности детей широко используются разнообразные игры с мячом. Различные речевые логопедические упражнения можно сочетать с игровыми действиями. Одновременно вып...

Сценарий к семинару- практикуму по Духовному краеведению Подмосковья. « Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси»

Сценарий к семинару- практикуму « Изучение жизни святых на уроках «Духовное краеведение Подмосковья». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» в рамках Седьмых областных Рождественских образо...