35 вопросов для развития эмоционального интеллекта
консультация (7 класс)
Эмоциональный интеллект помогает нам понимать собственные эмоции и распознавать чувства другого человека. Люди с развитым ЭИ испытывают меньше трудностей в общении и лучше умеют договариваться. Как родители могут повлиять на способность своего ребенка взаимодействовать с другими людьми? А главное, как разговаривать с ребенком так, чтобы вам обоим было интересно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
35_voprosov_dlya_razvitiya_emotsionalnogo_intellekta.docx | 362.95 КБ |
Предварительный просмотр:
35 вопросов для развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект помогает нам понимать собственные эмоции и распознавать чувства другого человека. Люди с развитым ЭИ испытывают меньше трудностей в общении и лучше умеют договариваться. Как родители могут повлиять на способность своего ребенка взаимодействовать с другими людьми? А главное, как разговаривать с ребенком так, чтобы вам обоим было интересно?
Основы эмоционального интеллекта закладываются в детстве, поэтому начинать развивать такие способности можно и нужно с раннего возраста. Своими мыслями о том, «почему детям важно учиться отличать злость от зависти, обиду от разочарования и грусть от скуки», поделился детский психолог и игровой терапевт Александр Покрышкин: «Если ребенок достаточно хорошо понимает свои и чужие чувства, то он проще справляется с трудностями и становится более гибким в поведении. Изучать эмоции он учится не за один день, а при регулярных упражнениях. Разговор со взрослым — для него один из способов изучения этой непростой „науки“. Но часто родителям непонятно, как построить такой полезный разговор».
Как правильно общаться
Важный принцип ведения разговора: для обсуждения выбирайте только один вопрос. «Готовьтесь рассуждать вместе и приводить свои примеры ответа на такой вопрос, — говорит Александр Покрышкин. — Будьте готовы к ответам, с которыми вам будет трудно согласиться. Особенно ценно, если вы сможете при этом проявить уважение к тому, что говорит ваша дочка или сын. Не стремитесь закончить на четких выводах. Здесь важен процесс, и важно уже то, что ребенок говорит с вами и думает об этом».
Что можно обсуждать с ребенком
Для начала нужно сформулировать вопрос, который можно обсудить. Тема может быть любой, главное — чтобы она была интересна и ребенку, и родителю. Вот примерный список вопросов:
1. О чем ты мечтаешь?
2. Что тебе больше всего запомнилось в этом учебном году?
3. Кто твой герой? Почему?
4. Как бы ты описал(а) свою семью?
5. Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?
6. Чем ты больше всего гордишься?
7. Кто самый добрый человек, которого ты знаешь? Почему?
8. Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?
9. Ты можешь назвать одну вещь, которую ты хочешь научиться делать хорошо?
10. Если бы ты был(а) животным, кем бы тебе хотелось быть и почему?
11. Когда в последний раз кто-то ранил твои чувства? Как ты отреагировал(а)?
12. Ты знаешь кого-то, кто переживает трудные времена? Как ты можешь ему помочь?
13. Ты можешь рассказать о самом страшном, что произошло в этом году?
14. Если бы тебе предложили сохранить только одну вещь из всего, что у тебя есть, что бы это было?
15. Как ты думаешь, кто действительно успешен? Почему?
16. Что тебе нравится больше всего в твоем учителе?
17. Бывают ли случаи, когда взрослые тебя не понимают?
18. Какие три слова лучше всего описывают тебя?
19. Что заставляет тебя злиться?
20. Какой самый лучший комплимент ты слышал(а) в свой адрес?
21. Нужна ли тебе сейчас помощь в чем-то?
22. Как ты думаешь, какой друг считается хорошим?
23. Тебе случалось слышать фразу «Они жили долго и счастливо»? Как думаешь, что она значит?
24. Как ты можешь проявить свою щедрость? Чем бы ты мог(ла) поделиться с другими?
25. Что бы ты сделал(а), если бы получил(а) подарок, но он тебе не понравился?
26. Назови три вещи или события, которые сильно напугали тебя?
27. Если бы ты мог(ла) встретиться с кем угодно в мире, кого бы ты выбрал(а)?
28. У тебя есть шанс провести 48 часов в любой точке планеты. Куда ты отправишься?
29. Чему бы ты научил(а) своих детей, чтобы они смогли жить хорошо?
30. Бывало с тобой такое, что ты идешь и вдруг останавливаешься, задумавшись о чем-то? О чем ты тогда думал(а)?
31. Придумай, как сказать папе и маме, что любишь их, не используя при этом слова?
32. Какая игра (приложение) больше всего нравится твоим друзьям? А тебе?
33. У тебя есть плохие привычки? А хорошие?
34. Что тебе не очень нравится в себе?
35. Если бы ты мог(ла) с кем угодно поменяться местами, кого бы ты выбрал(а)? И почему?
Когда начинать разговор
Самое спокойное и подходящее время — перед сном, поэтому, например, в английском даже есть выражение pillow talk — «разговоры на подушке». В это время никто уже никуда не торопится, не отвлекается, и обстановка располагает к тому, чтобы настроиться друг на друга, обсудить события и эмоции дня, высказать свои желания, помечтать о чем-нибудь, придумать способ исправить что-то, что пошло не так.
Но задушевные разговоры можно вести не только перед сном. Хорошее время для бесед — по дороге в школу, например, или во время любой поездки. В некоторых семьях есть традиция общаться за столом во время ужина. Интересный опыт — поговорить с ребенком и его друзьями, когда они пришли к нему в гости. Так вы сможете увидеть сына или дочь с другой стороны, посмотреть, как они ведут себя с ровесниками или с вашими гостями.
Общаться можно и в письменной форме. Например, вы записываете вопрос на листе бумаги и оставляете его в условленном месте, ребенок отвечает и кладет свой ответ туда же.
Или придумать игру-квест, когда нужно прятать записки, а потом искать. Иногда разговоры «о постороннем» возникают во время настольной игры, да и сам ход игры может стать поводом для обсуждения эмоций, разных способов реагировать на успехи и неудачи, взаимодействовать с другими людьми.
Если ребенок маленький и ему трудно говорить со взрослым напрямую, придумайте «посредника». Вопросы может задавать любимая игрушка или какой-нибудь выдуманный персонаж.
Каковы бы ни были темы ваших разговоров с ребенком, теплое общение обязательно поможет вам сблизиться, перейти на другой уровень взаимопонимания и установить прочный эмоциональный контакт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания"
Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции....
Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка
Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....
Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»
Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...
Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка
Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...
Программа по развитию эмоционального интеллекта и вариативности выбора стратегий защитно-совладающего поведения у подростков
Данная программа предназначена для педагогов-психологов, направленная на развитие эмоционального интеллекта и вариативности выбора стратегий защитно-совладающего поведения у подростков....
программа по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
развивающая программа по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте предназначена для педагога-психолога...
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...