Возрастные кризисы дошкольника
консультация
Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, преход на качественно новый этап развития.Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и малыш должен пройти каждый из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vozrastnye_krizisy_doshkolnika.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Что такое возрастной кризис
Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию.
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. В течение «спокойного» периода ребенок накапливает новые навыки и умения, а кризисные, «бурные» периоды развития помогают сформировать какое-либо новообразование.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и малыш должен пройти каждый из них.
Кризисы дошкольника
В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:
- младенческий - с рождения до одного года;
- раннее детство - от года до трёх;
- дошкольное детство - от трёх лет до семи.
Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей (от греч. krisis - переломный момент, исход) - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).
Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:
-кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
-кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
-кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;
-кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.
Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш выражает очень ярко.
Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-своему. Если родители одного малыша даже и не заметят значительных изменений в поведении своего чада, то другие могут столкнуться с серьёзными проблемами и непониманием. Чем меньше родители знают о причинах непривычного поведения своего ребёнка, чем меньше выстраивают отношения соответственно меняющимся условиям, тем более глубоким и сложным может оказаться кризис.
Психологические новообразования
в кризисные периоды развития
Первый год жизни ребенка отличается высокими темпами созревания организма, в том числе механизмов мозга. Важнейшие новообразования первого года жизни — освоение вертикальных поз сидения и стояния, зрительно-моторные манипуляции, потребность в общении. К концу первого года жизни возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка приходят в противоречие с системой отношений к нему как к слабому и беспомощному существу, что и порождает кризис первого года жизни, наступление которого условно совпадает с концом первого года.
Возраст трех лет — это второй этап обретения самостоятельности и разрыва связей не только с матерью, но и другими близкими. Если на границе первого года жизни младенец приобретает свободу перемещения в пространстве и тем самым становится достаточно автономным, то при переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит первое обретение своего «Я».
Психологическими новообразованиями раннего возраста являются:
- становление речи;
- начало освоения первичных мыслительных операций: классификации и обобщения;
- начало оформления структуры интеллекта за счет невербального и вербального его компонентов;
- освоение предметно-манипулятивной деятельности в качестве ведущего вида;
- начало формирования самооценки и поло-ролевой идентичности в качестве ядра «Я-образа»;
- завершение развития базисных эмоций: страха, гнева, радости и удивления.
Психологические новообразования ребенка в период кризиса 7 лет:
- осмысление собственных переживаний;
- изменение самооценки;
- осознание своего места в общественных отношениях;
- стремление заниматься полезной деятельностью.
Кризис семи лет характеризуется следующими особенностями поведения
старшего дошкольника:
1. Потеря спонтанности и непосредственности поведения.
2. Сложности и противоречия внутреннего мира. Эти проблемы проявляются в такой особенности поведения ребенка как манерни- чание и своеобразное кокетство.
3. С первыми двумя особенностями поведения ребенка связан третий симптом кризиса семи лет — симптом «горькой конфеты». Старший дошкольник в конфликтах, когда ситуация складывается не в его пользу, старается свое негативное эмоциональное состояние не проявлять открыто в виде слез, а скрыть его от окружающих.
4. Антисоциальные способы решения ребенком его жизненных задач. Часто старшие дошкольники в ситуациях невозможности удовлетворения своих потребностей находят непринятые и порицаемые способы достижения своих целей.
5. Иногда сложности кризисного периода проявляются в абсолютно пассивном поведении, что, естественно, беспокоит близких не в меньшей степени, чем агрессия или воровство. Социальная пассивность сопровождается апатией, усталостью и чрезмерной рассеянностью, в связи с чем дошкольника трудно вовлечь в какую-либо совместную деятельность. Эти отклонения в самочувствии и поведении ребенка — грозный симптом нарастающей невротизации или начинающегося соматического заболевания, что требует своевременного обращения к врачу.
Психологические новообразования ребенкав период кризиса 7 лет:
- осмысление собственных переживаний;
- изменение самооценки;
- осознание своего места в общественных отношениях;
- стремление заниматься полезной деятельностью.
Старший дошкольник то начинает важно рассуждать наравне со взрослыми, то смутится от собственной выходки, то обижается на дежурную похвалу своего рисунка… К 7-ми годам он уже хочет быть равноправным членом семьи, высказывать свое мнение и делать что-то полезное для окружающих.
Это тот возрастной рубеж, на котором формируется понимание связи между поступками и переживаниями, осмысливаются переживания, формируется адекватная самооценка своих возможностей и умений, появляется самолюбие как отношение к самому себе. За счет перечисленных важнейших приобретений происходит становление чувства социальной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ: ПЕРЕЖИВЕМ ВМЕСТЕ" (общешкольное родительское собрание)
К огромному сожалению, мы так устроены, что каждый этап психологического развития человека не проходит незаметно. То вдруг, откуда ни возьмись мы становимся раздражительными, не можем справиться с при...
Возрастные кризисы у детей
Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей. Причем, на долю периода детства и отрочества приходится, по мнению психологов, львиная доля возрастных кризисов, что, вполне объяснимо. Ведь детство ...
"Возрастные кризисы в развитии детей"
Цель: раскрыть основные особенности возрастных кризисных этапов в развитии детей. Аудитория: педагогические работники, родители Содержание: протекание кризисов 3, 7 лет, подросткового. Краткие рек...
Возрастные кризисы у ребенка с ОВЗ
Возрастные кризисы у ребенка с ОВЗ...
Доклад на тему: Возрастные кризисы детей дошкольного возраста с ЗПР
Доклад на тему: Возрастные кризисы детей дошкольного возраста с ЗПР...
Консультация для родителей " Календарь возрастных кризисов у ребёнка"
Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и к...
"Основные возрастные кризисы" буклет 2
Материал для педагогов и родителей о кризисах подросткового и юношеского возрастов...