Возрастные кризисы дошкольника
консультация

Сосновская Наталья Валерьевна

 Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, преход на качественно новый этап развития.Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и малыш должен пройти каждый из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vozrastnye_krizisy_doshkolnika.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что такое возрастной кризис

Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию.

Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. В течение «спокойного» периода ребенок накапливает новые навыки и умения, а кризисные, «бурные» периоды развития помогают сформировать какое-либо новообразование.

В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и малыш должен пройти каждый из них.

Кризисы дошкольника

В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

младенческий - с рождения до одного года;

раннее детство - от года до трёх;

дошкольное детство - от трёх лет до семи.

Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей (от греч. krisis - переломный момент, исход) - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:

-кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

-кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;

-кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;

 -кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.

Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш выражает очень ярко.

    Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-своему. Если родители одного малыша даже и не заметят значительных изменений в поведении своего чада, то другие могут столкнуться с серьёзными проблемами и непониманием. Чем меньше родители знают о причинах непривычного поведения своего ребёнка, чем меньше выстраивают отношения соответственно меняющимся условиям, тем более глубоким и сложным может оказаться кризис.

Психологические новообразования

в кризисные периоды развития

Первый год жизни ребенка отличается высокими темпами созревания организма, в том числе механизмов мозга. Важнейшие новообразования первого года жизни — освоение вертикальных поз сидения и стояния, зрительно-моторные манипуляции, потребность в общении. К концу первого года жизни возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка приходят в противоречие с системой отношений к нему как к слабому и беспомощному существу, что и порождает кризис первого года жизни, наступление которого условно совпадает с концом первого года.

Возраст трех лет — это второй этап обретения самостоятельности и разрыва связей не только с матерью, но и другими близкими. Если на границе первого года жизни младенец приобретает свободу перемещения в пространстве и тем самым становится достаточно автономным, то при переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит первое обретение своего «Я».

Психологическими новообразованиями раннего возраста являются:

- становление речи;

- начало освоения первичных мыслительных операций: классификации и обобщения;

- начало оформления структуры интеллекта за счет невербального и вербального его компонентов;

- освоение предметно-манипулятивной деятельности в качестве ведущего вида;

- начало формирования самооценки и поло-ролевой идентичности в качестве ядра «Я-образа»;

- завершение развития базисных эмоций: страха, гнева, радости и удивления.

Психологические новообразования ребенка в период кризиса 7 лет:

- осмысление собственных переживаний;

- изменение самооценки;

- осознание своего места в общественных отношениях;

- стремление заниматься полезной деятельностью.

Кризис семи лет характеризуется следующими особенностями поведения

старшего дошкольника:

1. Потеря спонтанности и непосредственности поведения.

2. Сложности и противоречия внутреннего мира. Эти проблемы проявляются в такой особенности поведения ребенка как манерни- чание и своеобразное кокетство.

3. С первыми двумя особенностями поведения ребенка связан третий симптом кризиса семи лет — симптом «горькой конфеты». Старший дошкольник в конфликтах, когда ситуация складывается не в его пользу, старается свое негативное эмоциональное состояние не проявлять открыто в виде слез, а скрыть его от окружающих.

4. Антисоциальные способы решения ребенком его жизненных задач. Часто старшие дошкольники в ситуациях невозможности удовлетворения своих потребностей находят непринятые и порицаемые способы достижения своих целей.

5. Иногда сложности кризисного периода проявляются в абсолютно пассивном поведении, что, естественно, беспокоит близких не в меньшей степени, чем агрессия или воровство. Социальная пассивность сопровождается апатией, усталостью и чрезмерной рассеянностью, в связи с чем дошкольника трудно вовлечь в какую-либо совместную деятельность. Эти отклонения в самочувствии и поведении ребенка — грозный симптом нарастающей невротизации или начинающегося соматического заболевания, что требует своевременного обращения к врачу.

https://documents.infourok.ru/df2c47ae-3797-4c9c-a54d-dda83ce41f70/0/image002.jpg

Психологические новообразования ребенкав период кризиса 7 лет:

- осмысление собственных переживаний;

- изменение самооценки;

- осознание своего места в общественных отношениях;

- стремление заниматься полезной деятельностью.

Старший дошкольник то начинает важно рассуждать наравне со взрослыми, то смутится от собственной выходки, то обижается на дежурную похвалу своего рисунка…  К 7-ми годам он уже хочет быть равноправным членом семьи, высказывать свое мнение и делать что-то полезное для окружающих.

Это тот возрастной рубеж, на котором формируется понимание связи между поступками и переживаниями, осмысливаются переживания, формируется адекватная самооценка своих возможностей и умений, появляется самолюбие как отношение к самому себе. За счет перечисленных важнейших приобретений происходит становление чувства социальной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ: ПЕРЕЖИВЕМ ВМЕСТЕ" (общешкольное родительское собрание)

К огромному сожалению, мы так устроены, что каждый этап психологического развития человека не проходит незаметно. То вдруг, откуда ни возьмись мы становимся раздражительными, не можем справиться с при...

Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей. Причем, на долю периода детства и отрочества приходится, по мнению психологов, львиная доля возрастных кризисов, что, вполне объяснимо. Ведь детство ...

"Возрастные кризисы в развитии детей"

Цель: раскрыть основные особенности возрастных кризисных этапов в развитии детей. Аудитория: педагогические работники, родители Содержание: протекание кризисов 3, 7 лет, подросткового. Краткие рек...

Возрастные кризисы у ребенка с ОВЗ

Возрастные кризисы у ребенка с ОВЗ...

Доклад на тему: Возрастные кризисы детей дошкольного возраста с ЗПР

Доклад на тему: Возрастные кризисы детей дошкольного возраста с ЗПР...

Консультация для родителей " Календарь возрастных кризисов у ребёнка"

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и к...

"Основные возрастные кризисы" буклет 2

Материал для педагогов и родителей о кризисах подросткового и юношеского возрастов...