Возрастные кризисы у детей
консультация ( класс) на тему

Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей. Причем, на долю периода детства и отрочества приходится, по мнению психологов, львиная доля возрастных кризисов, что, вполне объяснимо. Ведь детство само по себе — это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен. Общая и нервно-психическая реактивность ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто весьма бурными и резкими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy.docx84 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные кризисы у детей

«Если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их следовало бы задать теоретически»

Л. С. Выготский

Разделение дорог — именно так переводится на русский греческое слово krineo, от которого и образовалось понятие «кризис», что значит «поворотный пункт, революционный прыжок в развитии — тяжелый, но очень полезный, если он пройден правильно». Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей. Причем, на долю периода детства и отрочества приходится, по мнению психологов, львиная доля возрастных кризисов, что, вполне объяснимо. Ведь детство само по себе — это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен. Общая и нервно-психическая реактивность ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто весьма бурными и резкими. Принято выделять пять основных кризисных периодов:

— кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни);

— кризис раннего детства (12-18 месяцев);

— кризис трех лет (2-4 года);

— кризис 6-8 лет;

— пубертатный кризис (12-14 лет).

Кризис 6-8 лет

Данный возрастной кризис совпадает с периодом интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка - он становится школьником. Необходимость приспособиться к новому окружению и к новым требованиям создает у некоторых детей предпосылки для формирования комплекса отклонений и нарушений поведения, объединяемых условным термином «школьный невроз». Ребенок становится очень тревожным, боится опоздать в школу, что-то сделать не так, у него нарушается аппетит, особенно по утрам, появляется тошнота и даже рвота. В других случаях ребенок, наоборот, не хочет вставать, одеваться, чтобы идти на занятия, забывает задания, не может приспособиться к дисциплине, не отвечает на вопросы учителя. Чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников. Не спешите, поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка, если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этому подготовлен. Первоклассников, кроме, конечно, крепких, выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, спортивных секциях, студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе. Физиологические особенности данного возраста (6-8 лет), психологические трудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсацию тех скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны с осложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Это проявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством, возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. И тогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача. Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований и уж, конечно, не наказывать за грязь в тетради или невыученный урок, - так можно только усилить негативное отношение к учению. Нельзя упускать из виду, что именно в 7-8 лет у детей с неуравновешенной нервной системой, особенно у мальчиков, впервые могут появиться такие


нарушения поведения, как уход из дома. Вначале это обычно связано со страхом наказания, протестом против ссор родителей или каких-то иных неприятностей, пережитых дома.

Пубертатный кризис (12-14 лет)

Наиболее выраженные физиологические и психологические изменения происходят в 12-15 лет. Подросткам-мальчикам в этом возрасте свойственны возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность, у девочек преобладает неустойчивость настроения. Для тех и других характерно сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с эгоизмом, равнодушием, а нередко и с черствостью к окружающим, в том числе к самым близким. Стремление к самостоятельности, вернее, независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки. Не умея утвердиться в учении, творчестве, спорте, утверждаются, приобщаясь к курению, алкоголю, наркотикам, вступая в ранние половые связи. Для подростков типичны реакции группирования, то есть стремление к времяпрепровождению в группе сверстников - это для них тоже один из способов самоутверждения. Подросток требует не меньшего, а, может быть, большего внимания родителей, чем первоклассник. Но относиться к нему надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать, как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, а постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное. Грань между естественными особенностями третьего криза и возникающими у детей в возрасте 12-15 лет психическими расстройствами иногда трудноуловима. Но о возможности таких расстройств надо знать: в этот период, особенно при ускоренном темпе физического и полового созревания, может выявиться скрытая предрасположенность к некоторым серьезным психическим заболеваниям. Если поведение подростка не укладывается в рамки обычного, если вы замечаете у него резкие колебания настроения, причудливые увлечения, если он стал очень замкнут, холоден, отрешен от обычных для его сверстников занятий и интересов, обратитесь к психиатру - такой специалист вам поможет.

Возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

Как следует общаться с ребенком:

Никогда

 не опекайте ребенка излишне;

 не заостряйте внимания на детских ссорах;

 не используйте угрозы для достижения результата;

 не наказывайте за качества личности, а только за действия;

 не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!

2. У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны :

копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;


буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;

стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;

формирование первоначальных представлений о собственных правах;

повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;

Как следует с ребенком обращаться

помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;

дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;

узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;

аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";

обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.

Никогда:

o не ревнуйте к авторитету учителя;

o не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;

o не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;

o не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;

o не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

3. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

o тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;

o частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;

o повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;

o стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;

o отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;

o падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;

o демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

o помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;

o выделяйте деньги на карманные расходы;

o в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;

o объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;

o учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;

o будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

o не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;

o не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;

o не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;

o не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;

o не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;

o не ревнуйте сына или дочь к друзьям,старайтесь познакомиться поближе;

o не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

C:\Users\Filin\Desktop\941e1aaaba585b952b62c14a3a175a61.jpg

4. В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:

o их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;

o в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;

o взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;

o большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;

o интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.

Как следует с ребенком обращаться

o делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;

o давайте в доме пристанище ребенку и его компании;

o будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;

o в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;

o доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.

Никогда

o не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;

o не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;

o не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

C:\Users\Filin\Desktop\podrostkovyj-krizis_3.jpg

ПОМНИТЕ

o Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

o если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

o если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

o если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

o НО

o если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

o если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

o если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

o если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

o если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Каждый ребенок имеет право

o просить о помощи и эмоциональной поддержке;

o иметь собственное мнение и убеждения;

o совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;

o говорить "нет, спасибо", "извините, нет";

o побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;

o добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

o Вместе с тем ребенок не обязан:

o быть безупречным на 100%;

o любить людей, приносящих ему вред;

o извиняться за то, что был самим собой;

o выбиваться из сил ради других;

o чувствовать себя виноватым за свои желания;

o выполнять неразумные требования;

o нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.

Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!

C:\Users\Filin\Desktop\i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ: ПЕРЕЖИВЕМ ВМЕСТЕ" (общешкольное родительское собрание)

К огромному сожалению, мы так устроены, что каждый этап психологического развития человека не проходит незаметно. То вдруг, откуда ни возьмись мы становимся раздражительными, не можем справиться с при...

"Возрастные кризисы в развитии детей"

Цель: раскрыть основные особенности возрастных кризисных этапов в развитии детей. Аудитория: педагогические работники, родители Содержание: протекание кризисов 3, 7 лет, подросткового. Краткие рек...

Возрастные кризисы у ребенка с ОВЗ

Возрастные кризисы у ребенка с ОВЗ...

Доклад на тему: Возрастные кризисы детей дошкольного возраста с ЗПР

Доклад на тему: Возрастные кризисы детей дошкольного возраста с ЗПР...

Консультация для родителей " Календарь возрастных кризисов у ребёнка"

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и к...

Возрастные кризисы детей младшего возраста.

Неудивительно, что родители играют такую важную роль в развитии ребенка. Родители и врачи-педиатры не перестают удивляться способности младенцев познавать язык, просто слушая речь....

Возрастные кризисы детей

Возрастной кризис - неотъемлимая часть успешного развития каждого ребенка. Что делать родителям, как облегчить прохождение кризиса?...