"Школа и особый ребёнок"
методическая разработка

Тятюшкина Герел Адучимергеновна

Разработка родительского собрания для родителей детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Комсомольская СОШ им.Н.С.Манджиева»

Республиканский заочный конкурс методических разработок родительских собраний

«Особые дети – особый подход»

Тема родительского собрания «Школа и особый ребенок»

Выполнила: Тятюшкина Герел Адучимергеновна

МКОУ «Комсомольская СОШ им.Н.С.Манджиева»

Комсомольский, 2021 г.

Родительское собрание «Школа и особый ребенок»

Цель: повышение родительской компетентности по вопросам инклюзивного образования «особых» детей, способствовать формированию толерантных установок к детям с ОВЗ через опыт эмоционального и телесного проживания.

Задачи:

  • Познакомить родителей с основными принципами реализации инклюзивного образования;
  • Сформировать у родителей первичные (общие) представления об инклюзивном образовании; 

Структура родительского собрания состоит из 2 блоков:

  1. Информационный блок  направлен на повышение уровня информированности родителей об инклюзивном образовании, его принципах, содержании.
  2. Практический направлен на повышение толерантности к детям с ОВЗ, развитие способности сопереживать, оказывать поддержку детям с ОВЗ.

Классный руководитель представляется, знакомит родителей с темой родительского собрания и сообщает, что родительское собрание будет проходить в интерактивной форме (с элементами игры). Информирует родителей о регламенте работы родительского собрания.

Ход собрания:

Вступительное слово учителя:

         Уважаемые родители!

Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному образованию.

         Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями здоровья.

         В настоящее время, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВЗ,  расширения области их жизненной компетенции, обеспечения детям с ОВЗ доступности качественного образования. Многие из них, конечно, посещают специальные школы учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения  и воспитания, но подлинное образование и эффективная социализация ребенка возможны только в контексте реальных взаимоотношений со сверстниками, социальных связей. Для нас это очень актуально, так как к нам в класс пришли дети со статусом ОВЗ.

Зачастую дети с ОВЗ оторваны от общества своих сверстников, они  не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его друзья, а в специальную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного образования (создание условий для детей с ОВЗ, адаптация образовательной среды под психофизические возможности ребенка).

Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет волос и кожи, разные способности и возможности, но все дети могут развиваться и учиться.

Инклюзивное образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только, когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это педагоги, психологи, логопеды, врачи, администрация образовательного учреждения и, конечно же, родители, при этом центральной фигурой всегда остается ребенок.

Информационный блок

Упражнение «Принципы инклюзивного образования»

Цель: сформировать уважительное отношение к праву детей с ОВЗ на  «включенное» образование в среде нормативно развивающихся сверстников.

Материалы для проведения: карточки с принципами инклюзивного образования.

Процедура проведения: родители получают на карточках восемь основных принципов инклюзивного образования. Родители работают  в малых группах. Каждой группе предлагается из 8 принципов выбрать наиболее близкий им, понятный, значимый и проработать его следующим образом:

  • раскрыть суть инклюзивного образования (как вы его понимаете);
  • представить ваше личное отношение  к инклюзивному образованию детей с ОВЗ через принцип, начав со слов «Я согласен с этим принципом, потому что……. или я не согласен с данным принципом, потому что……» (позиция должна быть четкая и аргументированная). Нужно придумать не менее 2-3 позиций, которые будут раскрывать отношение к инклюзивному образованию.
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение, и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться  только  в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижения процесса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Практический блок.

Игра  «Парламентские дебаты»

Материалы: ручки, бумага, интернет.

«Дебаты» - интеллектуальная игра, которая представляет собой соревнование двух команд, спорящих на заданную тему. Данную игру проводим в упрощенном виде. Родителей делим на 2 команды и оставляем группу родителей, которые будут играть роль «Экспертов». Учитель заранее готовит утверждение (можно 1-2), например: «Особенные дети должны обучаться только в специализированных учреждениях». Первая команда за определенное время должна найти 3 аргумента в пользу утверждения. Вторая команда должна представить 3 аргумента против данного утверждения. После подготовки (в ходе, которой можно опираться на источники в сети Интернет, использовать выдержки из законодательства РФ) обе команды озвучивают свои аргументы по очереди. Затем после ознакомления с аргументами соперников, команды приступают к подготовке  контраргументов. Экспертная группа следит за временем, затраченном на подготовку, также эксперты  подводят итоги игры.

Примерный ход игры:

Утверждение: «Особые дети должны обучаться только

в специализированных учреждениях»

I команда

        II команда

аргументы

Уважаемые родители, мы полностью согласны с данным утверждением, т.к. считаем, что дети с ОВЗ будут на уроках отвлекать остальных детей от занятий, учителю будет сложно уследить за таким ребенком.

Уважаемые родители, наша группа считает, что присутствие особого ребенка в общеобразовательной школе положительно скажется на всех участниках образовательного процесса. Такой ребенок быстрее социализируется, а остальные дети получат возможность учиться толерантному поведению.

контраргументы

Уважаемые родители, мы считаем, что такая ситуация опасна для ребенка с ОВЗ, т.к. может спровоцировать конфликт. Ребенок может подвергнуться буллингу со стороны одноклассников.

Уважаемые родители, для успешного освоения школьной программы, к ребенку с ОВЗ возможно прикрепление педагога-тьютора, который на уроках мог бы помогать ученику. А такие предметы как рисование, музыка, технология, внеурочные занятия позволят ребенку развиваться всесторонне.

Выступление Экспертов

Уважаемые родители, благодарим вас за представленные аргументы. Итогом следует считать следующее:

1. Инклюзивное образование способствует формированию в детском сообществе навыков толерантности.

2. Взаимодействие детей с ОВЗ с другими учениками будет способствовать речевому , физическому, эмоциональному развитию.

3. Учителям, работающим с особыми детьми, инклюзия обеспечить возможность профессионального развития.

Прощание можно провести, используя прием «Слово дня», т.е. каждый родитель должен одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по трудовому обучению (швейное дело) 4-9 класс для детей с т.у.о. обучающихся по программе "Особый ребёнок"

Достоинством программы является ее целостность, построение системы работы с учетом специфики указанного контингента обучающихся, четкое целеполагание (с социализацией ребенка с тяжелыми нарушениями ин...

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Проверочный тест по теме "Жилище" для учащихся коррекционной школы, обучающихся по программе "Особый ребёнок", 6 год обучения

Данный материал предназначен для проверки знаний  учащихся после изучения темы "Жилище". Задания подобраны с учётом особенностей данной категории детей....

Проверочная работа по теме"Гласные и согласные звуки и буквы" подготовлена для учащихся коррекционной школы, обучающихся по программе "Особый ребёнок" 5-тый год обучения

Данная проверочная работа подготовлена для проверки знаний  после пройденной темы"Гласные и согласные звуки и буквы" у  учащихся коррекционной школы,  обучающихся по программе "Особый р...

Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.

Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы  и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...

Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида.

Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида....