Консультация для родителей «Приобщаем детей дошкольного возраста к культуре Мордовского края»
консультация

 Киреева Мария Николаевна

«Приобщаем детей дошкольного возраста к культуре Мордовского края»

  Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной культуре.

Мы и наши дети живем в Мордовии и должны знать культуру мордовского народа.

  Детей необходимо знакомить с образцами всей национальной культуры народа прошлого и настоящего. В фольклорных произведениях высвечивается природа, образ жизни, душа народа. А именно это способствует раннему приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира.

  Приобщение детей к национальной культуре следует начинать с раннего детства. В каком направлении следует начинать работу?

Детям очень нравятся мордовские народные игрушки, им хочется не только любоваться, но и играть.

Очень отрадно, что сейчас широко практикуется резьба по дереву, вышивание в селе Дубенки.

  Народная игрушка скоро станет предметом эстетического и творческого удовлетворения для детей. И долго будут жить народные промыслы, если с детского сада прививать интерес и уважение к ним, будь то дымковская, филимоновская или мордовская игрушка.

И в каждом новом поколении народные промыслы будут восприниматься как живая нить связи времен.

Накопленные материалы и наработки в вопросах регионального воспитания, творческий потенциал педагогического коллектива привели к тому, что с 2002 года образовательное учреждение стало работать в режиме эксперимента по теме «Создание условий для развития личности на основе этнокультурного компонента».

  Работа с детьми по направлению экспериментальной работы осуществляется в разнообразных формах организованной деятельности: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, интегрированные занятия, беседы, лектории, экскурсии, игры, труд, экспериментирование; и в свободной деятельности: театральные постановки, досуги и развлечения, праздники, конкурсы, выставки, проекты, организация работы кружков.

  С целью осуществления комплексного подхода к проблеме регионального воспитания детей постоянно организуются месячники, фольклорные праздники, конкурсы рисунков, посещения музеев, библиотек, театральных постановок.

  Ежегодное проведение месячников мордовского языка и мордовской культуры, патриотического воспитания «Люблю тебя, мой край родной!», «В семье единой», «В дружной семье Республики Мордовия», «Мы вместе с городом растем», «Мы родной страной гордимся», способствуют формированию в детях национального самосознания.

  Регулярно проводимые в учреждении конкурсы детских рисунков «Мой любимый город», «Город, в котором я живу», «Город мой» выявляют мастерство выполнения рисунков детьми, фантазию, красочность, оригинальность, интерес к разным уголкам родного города.

Народные праздники – средство возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Они вбирают в себя все представления м духовные ориентиры народа, поэтому оказывают большое влияние на развитие патриотических чувств дошкольников. Они проводятся как на русском, так и на мордовском языках, чем привлекают внимание педагогов города и Республики.

  Для организации работы образовательного учреждения по направлению регионального воспитания создана широкая сеть предметно-развивающей среды, способствующая максимальному обогащению информационного поля детей краеведческим содержанием: мини-музей краеведения («Изба» и музей национальной одежды), библиотека, комната национальной культуры и истории (православной культуры), экологические тропы на территории МАДОУ, уголки национальной культуры в группах.

  Особая роль отводится мини-музею национальной одежды и избе, созданным руками педагогов и родителей воспитанников. Включение такой среды в процесс развития ребенка формирует у него познавательное отношение к жизни, культуре, быту мордовского народа, интерес к истории ремесел, коллекционированию и стремление к сохранению исторического наследия своих предков.

  Мини-музей – это особое место, «хранилище культуры» родного края. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь размещается национальная одежда: мордвы мокша и эрзя, привезенная из разных районов Республики, татарская национальная одежда. Ее можно назвать произведением искусства. Повседневная и праздничная одежда поражает особым исполнением, спецификой орнамента, вышивки, и это воспитатели пытаются донести до детей. Здесь дети могут найти ответы на вопросы по символике, ответить на вопросы: Как жил мордовский народ? Как работал и отдыхал? Оформлена картотека, где можно найти названия предметов быта, район Мордовии, село, из которого привезена та или иная вещь, описание действий с ними.

Приобщению дошкольников к изобразительному искусству (в т.ч. национальному) помогает также мини-галерея изобразительного искусства, где представлены работы художников Мордовии, детские работы, совместные работы воспитанников, их родителей и педагогов, фотоматериалы о родном городе.

  Все это является первой ступенью к формированию у детей устойчивого интереса к истории своей страны, ее искусству, воспитанию уважения к своему народу, к труду и таланту своей малой Родины, что способствует развитию личной культуры ребенка как основы его духовной и нравственной культуры.

 Каждый компонент развивающей среды имеет собственное назначение, используется в разных формах организованной и свободной деятельности. Предлагаются к использованию: аудиозаписи, видеофильмы, специальные пособия, книги, репродукции картин, альбомы по истории Родины.

 Родитель, дети, которых посещают детский сад которые только собираются отдать своего ребенка в дошкольное учреждение, получают консультации через клуб «Молодая семья» - руководитель Киреева М.Н..  по интересующим вопросам, посещают открытые занятия по краеведению и обучению детей мордовскому языку, совершают экскурсии по мини-музею национальной культуры детского сада, Рождественские и Пасхальные праздничные развлечения.

Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально-значимым условиям, формирования общей базовой культуры, формирования личности достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Мордовии является организация взаимодействия МАДОУ с учреждениями культуры и искусства.

  Педагогическим коллективом используются возможности учреждений культуры республиканского и городского назначения: музей изобразительного искусства им. С. Д. Эрьзи, музей национальной культуры, краеведческий музей им. И. Д. Воронина, Никольская церковь, библиотека им. Гайдар, Республиканский театр кукол.

Музейно-образовательный процесс строится с учетом комплекса задач: развитие у детей способности к восприятию ценностей, к эмоциональному переживанию мира культуры, формирование потребности в общении с музеем, развитие творческих способностей и развитие речи. В каждый из музеев проводятся выездные экскурсии.

В сотрудничестве с МРИО, МГПИ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ регулярно проходят республиканские и межрегиональные встречи и мероприятия.

На базе МАДОУ работает Центр Национальных культур дошкольных образовательных организаций городского округа Саранск.

  Работа Центра способствует развитию у детей дошкольного возраста национальной культуры, изучению национальных языков, сохранению и передаче младшему поколению обычаев, обрядов и традиций, а также укреплению межнациональных отношений народов живущих на мордовской земле. Целью работы Городского методического центра национальных культур народов Поволжья является координация педагогических, интеллектуальных, материально-технических возможностей муниципальных дошкольных образовательных учреждений – участников центра – для повышения эффективности воспитания детей дошкольного возраста на основе изучения национальных культур, методической работы и инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений по вопросам определения приоритетов и расстановки акцентов в вопросах национального, патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста, обеспечения уважения к народной истории и культуре, взаимодействия с другими культурами.

  Работа в направлении регионального воспитания детей дошкольного возраста по-настоящему интересна педагогическому коллективу МАДОУ «Центра развития ребенка – Детский сад №90».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.

2. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.

3. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37.

4. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»

   

Консультация для родителей

«Приобщаем детей дошкольного возраста к культуре Мордовского края»

                                                                                                    Подготовила: Киреева М.Н.

                                                               Воспитатель высшей

  квалификационной категории                                                          

  Саранск, 2022

«Приобщаем детей дошкольного возраста к культуре Мордовского края»

  Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной культуре.

Мы и наши дети живем в Мордовии и должны знать культуру мордовского народа.

  Детей необходимо знакомить с образцами всей национальной культуры народа прошлого и настоящего. В фольклорных произведениях высвечивается природа, образ жизни, душа народа. А именно это способствует раннему приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира.

  Приобщение детей к национальной культуре следует начинать с раннего детства. В каком направлении следует начинать работу?

Детям очень нравятся мордовские народные игрушки, им хочется не только любоваться, но и играть.

Очень отрадно, что сейчас широко практикуется резьба по дереву, вышивание в селе Дубенки.

  Народная игрушка скоро станет предметом эстетического и творческого удовлетворения для детей. И долго будут жить народные промыслы, если с детского сада прививать интерес и уважение к ним, будь то дымковская, филимоновская или мордовская игрушка.

И в каждом новом поколении народные промыслы будут восприниматься как живая нить связи времен.

Накопленные материалы и наработки в вопросах регионального воспитания, творческий потенциал педагогического коллектива привели к тому, что с 2002 года образовательное учреждение стало работать в режиме эксперимента по теме «Создание условий для развития личности на основе этнокультурного компонента».

  Работа с детьми по направлению экспериментальной работы осуществляется в разнообразных формах организованной деятельности: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, интегрированные занятия, беседы, лектории, экскурсии, игры, труд, экспериментирование; и в свободной деятельности: театральные постановки, досуги и развлечения, праздники, конкурсы, выставки, проекты, организация работы кружков.

  С целью осуществления комплексного подхода к проблеме регионального воспитания детей постоянно организуются месячники, фольклорные праздники, конкурсы рисунков, посещения музеев, библиотек, театральных постановок.

  Ежегодное проведение месячников мордовского языка и мордовской культуры, патриотического воспитания «Люблю тебя, мой край родной!», «В семье единой», «В дружной семье Республики Мордовия», «Мы вместе с городом растем», «Мы родной страной гордимся», способствуют формированию в детях национального самосознания.

  Регулярно проводимые в учреждении конкурсы детских рисунков «Мой любимый город», «Город, в котором я живу», «Город мой» выявляют мастерство выполнения рисунков детьми, фантазию, красочность, оригинальность, интерес к разным уголкам родного города.

Народные праздники – средство возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Они вбирают в себя все представления м духовные ориентиры народа, поэтому оказывают большое влияние на развитие патриотических чувств дошкольников. Они проводятся как на русском, так и на мордовском языках, чем привлекают внимание педагогов города и Республики.

  Для организации работы образовательного учреждения по направлению регионального воспитания создана широкая сеть предметно-развивающей среды, способствующая максимальному обогащению информационного поля детей краеведческим содержанием: мини-музей краеведения («Изба» и музей национальной одежды), библиотека, комната национальной культуры и истории (православной культуры), экологические тропы на территории МАДОУ, уголки национальной культуры в группах.

  Особая роль отводится мини-музею национальной одежды и избе, созданным руками педагогов и родителей воспитанников. Включение такой среды в процесс развития ребенка формирует у него познавательное отношение к жизни, культуре, быту мордовского народа, интерес к истории ремесел, коллекционированию и стремление к сохранению исторического наследия своих предков.

  Мини-музей – это особое место, «хранилище культуры» родного края. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь размещается национальная одежда: мордвы мокша и эрзя, привезенная из разных районов Республики, татарская национальная одежда. Ее можно назвать произведением искусства. Повседневная и праздничная одежда поражает особым исполнением, спецификой орнамента, вышивки, и это воспитатели пытаются донести до детей. Здесь дети могут найти ответы на вопросы по символике, ответить на вопросы: Как жил мордовский народ? Как работал и отдыхал? Оформлена картотека, где можно найти названия предметов быта, район Мордовии, село, из которого привезена та или иная вещь, описание действий с ними.

Приобщению дошкольников к изобразительному искусству (в т.ч. национальному) помогает также мини-галерея изобразительного искусства, где представлены работы художников Мордовии, детские работы, совместные работы воспитанников, их родителей и педагогов, фотоматериалы о родном городе.

  Все это является первой ступенью к формированию у детей устойчивого интереса к истории своей страны, ее искусству, воспитанию уважения к своему народу, к труду и таланту своей малой Родины, что способствует развитию личной культуры ребенка как основы его духовной и нравственной культуры.

 Каждый компонент развивающей среды имеет собственное назначение, используется в разных формах организованной и свободной деятельности. Предлагаются к использованию: аудиозаписи, видеофильмы, специальные пособия, книги, репродукции картин, альбомы по истории Родины.

 Родитель, дети, которых посещают детский сад которые только собираются отдать своего ребенка в дошкольное учреждение, получают консультации через клуб «Молодая семья» - руководитель Киреева М.Н..  по интересующим вопросам, посещают открытые занятия по краеведению и обучению детей мордовскому языку, совершают экскурсии по мини-музею национальной культуры детского сада, Рождественские и Пасхальные праздничные развлечения.

Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально-значимым условиям, формирования общей базовой культуры, формирования личности достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Мордовии является организация взаимодействия МАДОУ с учреждениями культуры и искусства.

  Педагогическим коллективом используются возможности учреждений культуры республиканского и городского назначения: музей изобразительного искусства им. С. Д. Эрьзи, музей национальной культуры, краеведческий музей им. И. Д. Воронина, Никольская церковь, библиотека им. Гайдар, Республиканский театр кукол.

Музейно-образовательный процесс строится с учетом комплекса задач: развитие у детей способности к восприятию ценностей, к эмоциональному переживанию мира культуры, формирование потребности в общении с музеем, развитие творческих способностей и развитие речи. В каждый из музеев проводятся выездные экскурсии.

В сотрудничестве с МРИО, МГПИ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ регулярно проходят республиканские и межрегиональные встречи и мероприятия.

На базе МАДОУ работает Центр Национальных культур дошкольных образовательных организаций городского округа Саранск.

  Работа Центра способствует развитию у детей дошкольного возраста национальной культуры, изучению национальных языков, сохранению и передаче младшему поколению обычаев, обрядов и традиций, а также укреплению межнациональных отношений народов живущих на мордовской земле. Целью работы Городского методического центра национальных культур народов Поволжья является координация педагогических, интеллектуальных, материально-технических возможностей муниципальных дошкольных образовательных учреждений – участников центра – для повышения эффективности воспитания детей дошкольного возраста на основе изучения национальных культур, методической работы и инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений по вопросам определения приоритетов и расстановки акцентов в вопросах национального, патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста, обеспечения уважения к народной истории и культуре, взаимодействия с другими культурами.

  Работа в направлении регионального воспитания детей дошкольного возраста по-настоящему интересна педагогическому коллективу МАДОУ «Центра развития ребенка – Детский сад №90».

Список использованной литературы

1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.

2. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.

3. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37.

4. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

      Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самог...

Консультация для родителей воспитанников среднего дошкольного возраста

Дикция является неотъемлемой и важной  частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи. У многих дошкольников можно наблюдать смазанную или ...

Консультация "Совместная деятельность родителей и детей дошкольного возраста".Рекомендации.Домашняя игротека.

Коррекционно-развивающие задания для совместной работы детей дошкольного возраста и их родителей.Домашняя игротека для детей и их родителей."Все, что под рукой…просто и полезно".Перечень развивающих з...

Консультация для родителей "Приобщайте детей к музыке"

Консультация содержит советы родителям по музыкальному воспитанию детей дома....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подтовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма...

Консультация «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм...

Консультация "Адаптационный период у детей дошкольного возраста"

Адаптационный период у детей дошкольного возраста...