Обучение в школе без проблем
статья

Ищенко Любовь Владиславовна

Предварительный просмотр:

ЗАМЕТКИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Адаптация к обучению в новом учебном году

Признаки трудной адаптации вашего ребенка:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации для родителей:

  • первое условие школьного успеха — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
  • со стороны родителей необходимо обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
  • предоставление возможности общения со сверстниками после школы;
  • недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
  • необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);
  • обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
  • моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;
  • развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Как понять, что ребенок испытывает стресс

Когда наши дети оказываются в стрессовой ситуации, они, к сожалению, не говорят нам: «Мама, папа, я испытываю стресс, помогите мне!» Детские переживания скрыты глубоко, и всегда существует опасность не заметить их и позволить им вести разрушительную работу в детской душе. Но, к счастью (как ни странно это звучит), именно разрушительная сила, интенсивность этих переживаний дают нам возможность обнаружить стресс у ребенка: они переводят стресс в реальный мир, где стресс проявляется в виде изменившегося поведения, настроения, аппетита, сна и т.д.

Признаки стресса в школе:

  • агрессивное поведение и ложь;
  • нарочито «хорошее» поведение;
  • отказ от посещения школы, от прогулок или общения с другими детьми;
  • низкая самооценка;
  • неадекватные тревоги и страхи;
  • нарушение сна.

Если вы заметили, что у вашего ребенка:

•        постоянно «плохое» настроение - чаще обычного плачет, капризничает, протестует; его ничего не радует;

•        реакция на стандартную ситуацию стала неадекватной: он отвечает гневом или яростью;

•        появились страхи, которые характерны для детей более раннего возраста (страх расставания с родителями, боязнь чудовищ и т.п.);

•        пропало желание общаться с окружающими людьми;

•        повысилась конфликтность или ребенок сам стал создавать конфликтные ситуации;

•        изменилась двигательная активность: ребенок стал либо чересчур подвижен, либо заторможен;

•        аппетит либо есть, но «волчий», либо вообще пропал;

•        появились нарушения сна (ребенку трудно заснуть, тяжело проснуться, сон неглубокий);

•        появились вредные привычки (ребенок грызет ногти, наматывает волосы на пальцы и т.п.) или навязчивые действия;

– то, вероятнее всего, ребенок находится в состоянии стресса.

Необходимо обратиться за помощью!

У любого ребенка в тот или иной момент времени в поведении можно наблюдать признаки, похожие на вышеперечисленные, но с уверенностью сказать, что у ребенка стресс, можно, только если:

  1. Ребенок ведет себя не так, как обычно, в течение длительного времени (неделю, месяц и более).
  2. Некоторые моменты в его поведении напоминают поведение детей младше его по возрасту (нарушается возрастное соответствие поведения).
  3. Поведение ребенка негативно влияет на его повседневную жизнь.
  4. Реакции ребенка на типичные ситуации отличается от реакций его ровесников и детей, схожих по темпераменту. 

После 7 лет родители могут начинать учить ребенка справляться со стрессом в школе самостоятельно. Основные направления родительской помощи – поиск причины стресса и объяснение тех моментов ситуации, которые он не понял.

Если вы видите, что ребенка что-то беспокоит, не давайте ему замкнуться в себе. Расспрашивайте, проговаривайте ситуации вслух. Чем больше говорит ребенок, тем быстрее неприятная ситуация стирается, теряет свою эмоциональную окраску.

Главное правило - обсуждать неприятную ситуацию ребенок будет только в том случае, если уверен, что вы его поймете. Ребенок должен знать, что родители любят его и поддержат в любой ситуации.



Предварительный просмотр:

ЗАМЕТКИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Адаптация первоклассника к обучению в школе

Здоровье ребенка, а также его развитие и формирование психики во многом определяется окружающей средой. Для ребенка начиная с 7 лет такой средой является школа.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого, ведь начиная учиться, школьник вступает в новые условия по сравнению с теми, что были прежде.

Адаптация к обучению в школе - это не просто привыкание к новым условиям, это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Чтобы перестройка всех сфер развития прошла успешно, ребенок должен быть готов к обучению в школе.

Такая готовность определяется тремя компонентами:

  • Личностная готовность. Это принятие школьником своей новой социальной позиции, принятие положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Личностная готовность выражается в отношении к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (красивый портфель, новые учебники, яркие карандаши), а возможностью получать интересные знания, а это предполагает развитие познавательных интересов.
  • Интеллектуальная готовность. Понимается как наличие кругозора, запаса знаний. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление;
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений рук и зрительно-двигательных координаций.
  • Социально – психологическая готовность. Включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителям.

Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут стать причиной дезадаптации ребёнка. Тяжелая или затяжная адаптация грозит истощением организма из-за частых переутомлений и эмоциональных перегрузок. Поэтому необходимо, чтобы адаптация ребенка к школе прошла как можно безболезненнее.

Признаки, которые могут свидетельствовать о том, что есть трудности в процессе адаптации ребенка к обучению в школе:

•        ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах;

•        ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно;

•        ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу;

•        в школе ребенок активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. демонстрирует «протест»;

•        в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, часто находится в подавленном настроении – это проявление «пассивного протеста»;

•        ребенок тревожен, часто плачет, боится.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Индивидуальное поведение формируется только в коллективе. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Имеются две формы общения: «Ребенок – Взрослый», и «Ребенок – Ребенок». В сфере «Ребенок – Взрослый» помимо отношений «Ребенок – Родитель» возникают новые отношения «Ребенок – Учитель», поднимающие первоклассника на уровень общественных требований к его поведению. Учитель, неукоснительно предъявляющий требования, оценивает поведение школьника, создает условия для социализации. Стиль общения учителя с учениками определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий.

Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что нужно внимательно слушать учителя, особенно на уроке, что нужно отвечать на его вопросы, стараться не отвлекать его внимание и выполнять требования учителя.

В период адаптации дети часто начинают вести себя «как маленькие»: капризничают, упрямятся. К этому нужно отнестись с пониманием: ведь в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом с ним.

Семейные неурядицы – враг успешной адаптации ребенка к школе, а   комфортная психологическая обстановка в семье, напротив, поможет ребенку легче адаптироваться к обучению в школе.

Процесс адаптации проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в нем. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, стараться провожать первоклассника в школу, по дороге из школы интересоваться как прошел его день.

Важно в период адаптации не нужно перегружать чадо дополнительными заданиями: записаться в спортивную секцию или на кружок можно и позднее, а в начале учебного года важно спокойно привыкать к новому роду деятельности. Также не стоит резко менять ритм жизни первоклассника, мотивируя это тем, что «Ты уже взрослый, все можешь сам». Важно помнить, что первокласснику нужна помощь и поддержка.

Главное, необходимо помнить, что ребенок в период адаптации к обучению в школе как никогда нуждается в любви, ласке, заботе родителей.



Предварительный просмотр:

ЗАМЕТКИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Помогаем ребенку – развиваем внимательность

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!».

Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями быть внимательным здесь не обойтись.

Причины невнимательности:

1.        Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

2.        Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка

Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

3.        Индивидуальные особенности нервной системы.

Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

4.        Переутомление и перегрузки.

 Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

5.        Возрастные ограничения в развитии внимания.

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.

Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

6.        Недостаточная мотивация выполнения деятельности.

Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано. В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.

И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.

Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.

Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности — процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.

Вот некоторые из них.

Развитие концентрации внимания.

Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение нескольких месяцев.

Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания.

Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание встречались бы так называемые ошибки «по пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания.

Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.  



Предварительный просмотр:

ЗАМЕТКИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Трудности преодолимы

Пропустив мяч на корте, девочка, который двенадцать, бросает ракетку и плачет. Мальчик, проигрывая более сильному футболисту, долго сдерживается, но в конце концов взрывается слезами.

Попытки успокоить ребенка в такой ситуации зачастую встречают упрямое сопротивление и нежелание продолжать.

Такие случаи часто встречаются во время консультации родителей. Дети слишком эмоционально реагируют на неудачи и часто не могут выработать стратегию выхода из таких ситуаций. А ведь это очень важно – уметь не падать духом при столкновении с трудностями. Если Вы сможете научить неудачу рассматривать как повод для развития своих способностей, в будущем этот навык пригодится в различных жизненных ситуациях.

Вообще следует понимать, что с трудностями сталкивается практически каждый. И эмоциональная реакция часто даже помогает - здоровая злость или азарт. Если ребенок уже приложил усилия, сделал все, что мог - но у него все равно что-то не ладится, ему нужна помощь, иначе ощущение неуспеха может закрепиться. Кроме того, не каждый ребенок в состоянии осознать, что ему нужна помощь, а некоторые стесняются попросить ее. Как же могут помочь в такой ситуации взрослые? Один из способов - поделиться собственным опытом, ведь каждый из нас когда-то прошел через подобные трудности.

А как бы вы хотели, чтобы ваш ребенок реагировал в такой ситуации?

Не спешите, подумайте внимательно. Как Вы сами поступаете в ситуации, когда при всем вашем старании что-то никак не получится? Неужели останавливаетесь, анализируете причины и способы изменения ситуации? Или просите кого-то еще объяснить поподробнее или показать Вам, как это нужно делать? Как действуют ваши знакомые или известные вам люди, которые справляются с подобными ситуациями легко и, с вашей точки зрения, удачно? Стратегий может быть много, Вы должны выбрать несколько из них, которые вам действительно нравятся.

Теперь вспомните ситуации из своего опыта, когда вы испытывали те же чувства, что и ваш ребенок.

Выберите из них самую запоминающуюся и примерьте к ней все отобранные вами варианты решения. Не беспокойтесь о том, подойдут ли они ребенку. Ваша задача - поделиться с ним лучшим опытом, который Вы накопили в жизни, а его подсознание само отберет подходящие для него по возрасту и характеру способы.

Если Вы готовы предложить ребенку варианты изменения поведения, осталось только выбрать подходящее время. Лучше сделать это в спокойной обстановке, когда Вы можете остаться вдвоем и спокойно поговорить. Может быть, вечером перед сном. Разговор должен быть доверительным и душевным - Вы не ругаете, не отчитываете и не поучаете ребенка. Он должен увидеть и ощутить, что Вы понимаете его чувства, разделяете их и делитесь с ним опытом, чтобы ему стало легче. Например, Вы можете сказать что-либо вроде "Я видел сегодня твою игру на корте. У тебя хорошо получалась подача. Знаешь, я очень хорошо понимаю твое огорчение из-за пропуска мяча. Когда мне было 12 лет, я тоже испытывал такое же чувство, когда у меня не получалось ...»

Следите за реакцией ребенка, отвечайте на возникающие вопросы. Для детей часто бывает неожиданным, что другие тоже испытывали подобные трудности, а тем более родители. Примеры успешного решения проблем другими людьми дают ребенку надежду. В любом случае, само ваше участие и поддержка придадут ребенку импульс уверенности, что он обязательно справится со своими трудностями. В конце беседы покажите ему, что Вы верите в него и в его способности справиться с этой проблемой и сейчас, и в будущем.



Предварительный просмотр:

ЗАМЕТКИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Школьная тревожность

Тревожность это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Понятие школьной тревожности включает в себя различные аспекты устойчивого  эмоционального неблагополучия в школе. Выражается она в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Тревожность – это постоянный беспричинный, немотивированный страх. При повышенном уровне  тревожности у ребенка преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избегать неприятностей лучше ничего не делать.

Важно понимать, что снижение активности может приводить к торможению развития ребёнка. Тревожность может расти вследствие неуспехов в школе, неблагоприятной обстановки в семье, проблем  в общении с одноклассниками и учителями, повышенной чувствительности и впечатлительности ребёнка.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.

Среди признаков школьной тревожности универсальных для любого возраста стоит отметить ухудшение соматического здоровья учащегося. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. У них возникают «беспричинные» головные боли и боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными или экзаменами.

Нежелание ходить в школу возникает в контексте недостаточной учебной мотивации, но свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Если учащиеся начальной школы, как правило, не идут дольше рассуждений на эту тему, то с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы, которые к 7-8 классу зачастую перерастают в систематические. Начиная со средней школы, довольно типичными становятся также прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые ведут «плохие» учителя.

Излишняя старательность при выполнении заданий может также являться косвенным свидетельством тревожности ребенка. Стремление сделать все «как надо» и «быть лучше всех» могут указывать на конфликтность самооценки такого ребенка.

С конфликтностью самооценки связан и следующий признак школьной тревожности - отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить.  

Раздражительность и агрессивные проявления ребенка также могут выступать симптомами школьной тревожности. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк. Рассеянность, или снижение концентрации внимания, только «физическое»  присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.

Можно выделить несколько факторов, которые определяются  в качестве причины возникновения и закрепления тревожности как свойства личности ребенка. Тревожность развивается в результате внутреннего конфликта, который может быть вызван:

•        Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой. Например, родители не пускают в школу из-за плохого самочувствия, а учитель строго спрашивает ученика за отсутствие на уроке.  

•        Неадекватные требования (чаще всего завышенные). Родители повторяют, что ребенок должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что ребенок получает в школе не только пятерки.

•        Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, один из родителей может сказать «давай об этом не скажем папе / маме».

Работа с тревожными ребенком сопряжена с определенными трудностями и занимает достаточно длительное время. Коррекционная работа идет в трех направлениях:

•        Повышение самооценки

Важно помнить, что повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо проводить целенаправленную работу на восприятие и закрепление позитивной информации.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его достижения, отмечайте успехи в присутствии других. Помните, что похвала должна быть искренней.  

•        Обучение ребенка умению управлять собой

Тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда и скрывают их.

На примерах литературных произведений можно показать ребенку, что смелый человек тот, кто умеет преодолеть свой страх. Бояться – нормально, все люди бояться. Также, совместное сочинение сказок и историй научит выражать свою тревогу и страх. Придумайте героя и его приключения, придумайте и нарисуйте комиксы.

Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом показать рисунок и рассказать о своем страхе. Если рисунок выполнен в темных тонах, то раскрасьте вместе с ребенком его яркими красками, придайте рисунку положительный характер.

Все знают, что нельзя детей сравнивать друг с другом. Тревожных детей нельзя категорически сравнивать друг с другом.  Необходимо избегать состязаний и сравнений в достижениях. Не нужно проводить какие – либо виды работ на скорость. Нельзя их подгонять и торопить. Проявите терпение.

•        Снятие мышечного напряжения

Желательно использовать больше игры на телесный контакт, психогимнастические и кинезиологические упражнения.

Импровизированный маскарад (маски, костюмы, раскрасить лицо) или ролевые игры помогут выразить своё беспокойство и страхи.  Разыграйте любые ситуации. Тревожные дети боятся двигаться, поэтому подвижная игра сможет снять волнение и страх.

Очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы у него был тревожный ребенок. Существует несколько рекомендаций по снижению тревожности у ребенка, которые можно использовать в профилактических целях:

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей. Это, как правило, учителя и сотрудники школы.
  • Будьте последовательны в своих действиях. Не запрещайте без причин то, что разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности ребенка. Не требуйте то, что они выполнить не могут. Если какой – либо предмет дается с трудом, помогите ему освоить его.
  • Необходимо ежедневно отмечать успехи ребенка (желательно делать это в кругу семьи).
  • Отказаться от слов, которые унижают достоинство личности ребенка.
  • Не требовать от ребенка извинений сразу, пусть лучше объяснит, почему он так поступил.
  • Нельзя угрожать невыполнимыми наказаниями. Лучше больше разговаривать с ребенком, помогая выражать эмоции и чувства.
  • Ласковые прикосновения. Детям необходим тактильный контакт с родителями.
  • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка в 5 классе /ФГОС/ «Британская школа: начало обучения в школе, школьное расписание, предметы».

Урок "открытия" нового знания с применением технологии критического мышления через виды речевой деятельности. Определена цель урока и его задачи. Представлена структура урока. Прилагается технологичес...

Kонспект урока по английскому языку в 6 классе для школ с углубленным изучением английского языка. К УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева 6 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.

Тема урока: "Scotland the Beautiful" Задачи урока:1 Развивающие: развитие языковых, познавательных способностей учащихся, развитие готовности к коммуникации на основе предложенного мате...

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей в общеобразовательной школе «Речевая готовность к обучению в школе»

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.3px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...