Игры и упражнения с ДЕРЕВЯННЫМИ ПАЛОЧКАМИ
материал

Спицына Людмила Александровна

Для детей - это палочки для мороженого (или, скорее, от мороженого), для взрослых- деревянные шпатели, которые можно купить в аптеках или магазинах косметики и товаров для рукоделия. Шпатели бывают разной ширины, толщины, разного цвета и качества. А для педагогов это инструмент для организации развивающих игр и упражнений. Палочки незаменимы для складывания геометрических фигур, которые могут быть на липучках или скрепляться с помощью толстой нити - дети осваивают цвет, счёт,  запоминают образ слова или читают, тренируют пальчики, знакомятся с геометрическими фигурами. Игры с обычными палочками развивают все познавательные процессы у ребенка. Данный список игр можно значительно расширить, приложив безграничную фантазию ребенка и увлеченных родителей. Палочки являются доступным, простым в эксплуатации и не требующим больших финансовых затрат игровым материалом.

Ознакомьтесь с развивающими играми и упражнениями с деревянными палочками для детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_derevyannymi_palochkami.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Выложи фигуру»

Цель: развитие логического мышления.

Ход: Дидактические игры с выкладыванием из палочек изображений геометрических фигур

- по образцу:

по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,

выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек, сравнить по величине полученные квадраты:

из 10 палочек выложить 3 квадрата:

- по указанию величины фигуры,

выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки, или большой квадрат со стороной длиной две палочки;

2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов

- по образцу:

- по устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочек, на чердаке – треугольное окно из 3 палочек:

аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика, затем изменить форму крыши у последнего домика, сделать ее в форме трапеции:

- по замыслу:

3. Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур):

1) из 8 палочек выложить квадрат, добавить еще 4 палочки так,чтобы разделить его на 4 равных квадрата:

убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата:

или переложить 3 палочки – получить 3 равных квадрата:

или переложить 4 палочки – получить 3 равных квадрата:

2) у левой фигуры убрать 3 палочки – получить 3 квадрата:

3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки –получить 3 равных квадрата

4) у левой фигуры переложить 2 палочки – получить 3 треугольника:

5) из 15 палочек сложены 5 квадратов, убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата

6) выложить из 6 палочек треугольник, добавить еще 3 палочки так, чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника:

убрать 4 палочки – получить 2 равных треугольника:

убрать 3 палочки – получить 2 равных треугольника:

убрать 2 палочки – получить 2 неравных треугольника:

7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата, есть 2 правильные решения:

4. Дидактические игры с преобразованием изображений предметов:

1) переставить 3 палочки, чтобы рыбка плыла в другую сторону

2) переставить 3 палочки так, чтобы стрела была направлена в другую сторону:

3) переложить 2 палочки, чтобы теленок смотрел в другую сторону, но хвостик должен быть направлен вверх:

5. Дидактические игры, в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания):

1) из 9 палочек выложить 6 квадратов:

2) переложить 2 палочки – получить 7 квадратов:

переложить еще 4 палочки – получить 10 квадратов:

Упражнение «Нестандартное рисование палочками»

Цель: Развитие моторики рук

Ход: Выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного ребенка, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

Игра-головоломка «Где меньше?»        

Цель: развитие математических навыков.

Ход: Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Дошкольник должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняют головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?». Попросить ребенка самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.

Упражнение «Повтори рисунок»

Цель: развитие мышления, моторики рук, творческого воображения.

Ход: Ракета из счетных палочек. Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, конфеты, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Ребенок должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

Упражнение «Строим и считаем»

Цель: Совершенствовать навыки счета, развивать пространственное, логическое и творческое мышление.

Ход: Взрослый выкладывает из дидактического материала какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ученика повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника. Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

Усложнение: просьба взрослого разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.

Игра-упражнение «Дострой картинку»

Цель: развивать пространственное, логическое и творческое мышление, моторику рук.

Ход: Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

Игра «Изобрази цифры и буквы»

Цель: способствовать усвоению букв и цифр.

Ход: Цифры из деревянных палочек. При помощи палочек выкладывать буквы (если дается легко, то и простых слов), а также цифры в пределах десяти. При хороших успехах, можно делать это на скорость с кем-нибудь из сверстников.

Игра-упражнение «Из чего состоят числа?»

Цель: учить состав цисел.

Ход: Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

Упражнение «Сосчитай-ка!»

Цель: совершенствовать навыки сложения и вычитания.

Ход: Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если ребенок знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Игры и упражнения

Представлены игры и упражненрия на развитие навыков саморегуляции...

Картотека игр "Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера."

Игры и упражнения  с палочками Дж. Кюизенера....

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...