РАССТРОЙСТВА РЕЧИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
консультация
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
В понятие «речь в норме» входят четкое и ясное звукопроизношение, достаточно богатый словарный запас, правильно оформленный грамматический строй предложений, выразительная речь с правильной интонацией, темпом и ритмом. Нарушение одной из этих сторон речи проявляется различными формами расстройства речи, затрудняющими общение и влияющими на социальную адаптацию, на формирование гармонически развитой личности.
Чаще всего нарушения речи наблюдаются у детей дошкольного возраста. В первые годы жизни ребенка речевая функция развивается наиболее интенсивно. Она является молодой функцией человеческого организма и к тому же наиболее ранимой. Различные неблагоприятные воздействия внутриутробного периода, родовая травма, асфиксия, тяжело протекающие детские болезни первых лет жизни, а также снижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи, скажем – исказить или приостановить развитие речи.
Например, если у ребенка в 3 года словарь состоит из 1000 слов, и он хорошо понимает обращенную речь, заучивает стихи, пересказывает сказки, большинство звуков произносит правильно, то при задержке речевого развития ребенок говорит лишь отдельные слова или пользуется примитивной фразой их 2-3 слов, которую произносит с грубыми искажениями. Например, фразу «Я хочу гулять» заменяет лепетным словом «ТПРУА» и т.д.
У 60 процентов детей дошкольного возраста отмечаются нарушения звукопроизношения, которые носят временный характер и исправляются самостоятельно к 5 годам.
Не распознанные к этому возрасту и вовремя не исправленные речевые нарушения могут привести к задержке интеллектуального развития. Они часто являются причиной школьной неуспеваемости, приводят к формированию у детей патологических черт характера.
Расстройства речи у школьников начальных классов затрудняют овладение ими письмом и чтением, снижают усвоение учебного материала.
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что даже у учащихся старших классов встречаются дефекты речи, чаще всего – нарушение произношения отдельных звуков, нарушение темпа речи, заикание. А такие нарушения речи в подростковом возрасте ограничивают выбор профессии, являются препятствием для службы в некоторых родах войск Вооруженных сил.
Рекомендуем: 1. Следить за речевым развитием ребенка.
2. Выполнять все рекомендации специалистов.
3. В период формирования речи не перегружать детей чтением большого количества стихов. Не говорить с детьми лепетными словами. Нужно правильно организовывать быт и воспитание детей в домашних условиях и в детском саду.
4. щадить нервную систему ребенка, ограничивать эмоциональное напряжение: не разрешать долго смотреть телепередачи, не читать на ночь страшные сказки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
В понятие «речь в норме» входят четкое и ясное звукопроизношение, достаточно богатый словарный запас, правильно оформленный грамматический строй предложений, выразительная речь с правильной интонацией, темпом и ритмом. Нарушение одной из этих сторон речи проявляется различными формами расстройства речи, затрудняющими общение и влияющими на социальную адаптацию, на формирование гармонически развитой личности.
Чаще всего нарушения речи наблюдаются у детей дошкольного возраста. В первые годы жизни ребенка речевая функция развивается наиболее интенсивно. Она является молодой функцией человеческого организма и к тому же наиболее ранимой. Различные неблагоприятные воздействия внутриутробного периода, родовая травма, асфиксия, тяжело протекающие детские болезни первых лет жизни, а также снижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи, скажем – исказить или приостановить развитие речи.
Например, если у ребенка в 3 года словарь состоит из 1000 слов, и он хорошо понимает обращенную речь, заучивает стихи, пересказывает сказки, большинство звуков произносит правильно, то при задержке речевого развития ребенок говорит лишь отдельные слова или пользуется примитивной фразой их 2-3 слов, которую произносит с грубыми искажениями. Например, фразу «Я хочу гулять» заменяет лепетным словом «ТПРУА» и т.д.
У 60 процентов детей дошкольного возраста отмечаются нарушения звукопроизношения, которые носят временный характер и исправляются самостоятельно к 5 годам.
Не распознанные к этому возрасту и вовремя не исправленные речевые нарушения могут привести к задержке интеллектуального развития. Они часто являются причиной школьной неуспеваемости, приводят к формированию у детей патологических черт характера.
Расстройства речи у школьников начальных классов затрудняют овладение ими письмом и чтением, снижают усвоение учебного материала.
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что даже у учащихся старших классов встречаются дефекты речи, чаще всего – нарушение произношения отдельных звуков, нарушение темпа речи, заикание. А такие нарушения речи в подростковом возрасте ограничивают выбор профессии, являются препятствием для службы в некоторых родах войск Вооруженных сил.
Рекомендуем: 1. Следить за речевым развитием ребенка.
2. Выполнять все рекомендации специалистов.
3. В период формирования речи не перегружать детей чтением большого количества стихов. Не говорить с детьми лепетными словами. Нужно правильно организовывать быт и воспитание детей в домашних условиях и в детском саду.
4. щадить нервную систему ребенка, ограничивать эмоциональное напряжение: не разрешать долго смотреть телепередачи, не читать на ночь страшные сказки.