Как улучшить навыки самообслуживания с помощью видео?
статья

Кожевникова Ольга Николаевна

как улучшить навыки самообслуживания с помощью видео

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как улучшить навыки самообслуживания с помощью видео?

Самомоделирование с помощью видео – научно-обоснованная методика, которая может быть эффективна, в том числе, для обучения бытовым навыкам

 

Вам надо стоять рядом и помогать ребенку во время чистки зубов? Ваш ребенок может помыть руки полностью самостоятельно, без каких-либо подсказок с вашей стороны? Ваш ребенок может выполнять простые задачи по хозяйству, например, застелить свою кровать без помощи? Если вы научите ребенка выполнять подобные задачи по самообслуживанию полностью самостоятельно, вы значительно уменьшите нагрузку в вашей жизни, а ваш ребенок сможет почувствовать себя более независимым. И то, и другое очень важно для сохранения здоровья всей семьи.

В психологии существует техника, которая называется «самомоделирование с помощью видео». Ее можно использовать для обучения и закрепления бытовых навыков, а также для решения многих других задач. Простые бытовые навыки часто считаются само собой разумеющимися для детей с типичным развитием, но, если у ребенка есть аутизм, очень часто ему нужна подробная и наглядная инструкция о том, как справляться с той или иной задачей. Короткие видео с участием самого ребенка – это метод обучения с доказанной эффективностью, который родители могут использовать самостоятельно. Ведь в наши дни для того, чтобы снять и смонтировать видео, достаточно планшета или смартфона.

Самомоделирование с помощью видео используется для решения очень многих задач, но в этой статье речь пойдет только о самомоделировании для развития навыков самообслуживания детей с аутизмом. В данном случае задача такого видео – избавиться от ваших подсказок и помочь ребенку справляться с бытовыми задачами, состоящими из нескольких шагов, полностью самостоятельно.

Ниже приводятся три примера того, как можно использовать видеомоделирование для обучения бытовым навыкам. Вы можете изменить эти инструкции, чтобы обучать другим навыкам, которые наиболее актуальны именно для вашего ребенка.

Что такое самомоделирование с помощью видео?

Самомоделирование с помощью видео – это использование коротких видео с вашим ребенком, в которых показывается, что конкретно ему следует делать в той или иной ситуации. Видео должны включать только желательное и самостоятельное поведение. Такие видео снимаются и монтируются таким образом, чтобы видеоролик показывал успех вашего ребенка – вы вырезаете из видео все неточности, ошибки, а также ваши подсказки.

Психологические исследования доказали, что люди учатся, когда наблюдают за поведением других людей, и такое обучение эффективнее всего, если модели поведения похожи на них самих. А кто больше похож на ребенка, нежели он сам? Самомоделирование с помощью видео демонстрирует мозгу ребенка поведение с самой идеальной моделью. Данная психологическая техника была впервые разработана в 1970 году, и с тех пор многочисленные исследования доказали ее высокую эффективность.

Чтобы применить эту методику для обучения навыкам самообслуживания, ваш ребенок должен неоднократно посмотреть видео, в котором он выполняет ту или иную повседневную задачу, причем правильно и без каких-либо указаний с вашей стороны. Конечно, для того, чтобы снять такое видео, вам нужно будет давать ему указания и подсказывать, но потом вы отредактируете видео так, чтобы этих инструкций там больше не было. В конечном варианте видео все должно выглядеть так, будто ребенок сделал все сам. Ваш ребенок будет знать о том, как снималось видео, и что оно редактировалось – это нормально. Важно, что его мозг несколько раз увидит такую модель – это окажет свое воздействие в любом случае.

Ниже приводятся несколько примеров того, как можно использовать самомоделирование с помощью видео. Помните, что эту инструкцию легко можно адаптировать в соответствии с тем, что важно для развития ВАШЕГО ребенка. Это просто примеры, которые должны подать вам идеи о том, как это можно сделать.

Чистить зубы

Если у вашего ребенка есть навыки для выполнения всех этапов чистки зубов, но он не делает это каждый день, если вы не стоите рядом и не подсказываете, то самомоделирование с помощью видео может помочь. Попробуйте сделать короткое, позитивное видео с помощью смартфона или планшета.

1. Скажите ребенку, что вы будете снимать про него кино.

2. Объясните, что это кино поможет ему лучше чистить зубы.

3. Составьте подробный список шагов для чистки зубов (например, взять свою зубную щетку, намочить зубную щетку, открыть крышку тюбика зубной пасты, выдавить пасту на щетину и так далее).

4. Снимите на смартфон или планшет, как ребенок выполняет каждый из этих шагов. Говорите ребенку что делать перед каждым шагом. Просто не снимайте видео в те моменты, когда вы объясняете или показываете ребенку, что делать, либо потом удалите свои инструкции из видео.

5. Отредактируйте видео, чтобы осталась только последовательность шагов, которую ребенок выполняет самостоятельно.

6. В начало и в конец видео добавьте изображение вашего ребенка, когда он счастлив и доволен.

7. В начало видео добавьте закадровый голос, например: «Это Дима, он чистит зубы как большой мальчик!» Только не говорите, что он чистит зубы «совсем один», это прозвучит так, как будто ему одиноко.

8. В конце видео снова добавьте закадровый голос, например: «Молодец, Дима, ты отлично почистил зубы как большой мальчик!»

9. Финальная версия видео должна продолжаться 30-60 секунд. Показывайте это видео ребенку каждый день или через день, это можно делать в любое время дня, не обязательно тогда, когда пора чистить зубы.

10. Обязательно хвалите или иначе поощряйте ребенка каждый раз, когда он чистит зубы полностью самостоятельно.

11. Когда ребенок начнет чистить зубы без каких-либо инструкций каждый день, начинайте показывать видео реже (1-2 раза в неделю в течение 2 недель) или просто перестаньте его показывать.

12. Возможно, ребенку надоест смотреть одно и то же видео, поэтому если ему все еще будет нужна помощь при чистке зубов, лучше снять новый вариант видео.

Мыть руки

Мытье рук – жизненно необходимый навык, который поможет ребенку оставаться здоровым. Крайне важно, чтобы у ребенка вошло в привычку мыть руки после туалета и перед едой. Если ребенок пока не может помыть руки без ваших подсказок, попробуйте следующее:

1. Скажите ребенку, что про него снимут кино.

2. Объясните ребенку, что мыть руки очень важно, и это кино поможет ему всегда мыть руки и оставаться здоровым.

3. Составьте полный список действий, которые необходимы, чтобы помыть руки (например, закатать рукава, включить кран, намылить руки, спеть куплет из песенки, пока моешь руки, смыть мыло водой и так далее).

4. Снимите на смартфон или планшет, как ребенок выполняет каждый шаг. По необходимости подсказывайте ему, что делать дальше. Старайтесь не снимать свои подсказки или удалите их позже.

5. Отредайтируйте видео так, чтобы в конечном варианте он выполнял все действия в нужном порядке без каких-либо подсказок с вашей стороны.

6. В начало и в конец видео добавьте изображение вашего ребенка, когда он счастлив и доволен.

7. В начало видео добавьте закадровый голос, например: «Маша сама моет ручки, как большая девочка!»

8. В конце видео снова добавьте закадровый голос, например: «Ты отлично помыла руки, Маша!»

9. Показывайте видео раз в 1-2 дня.

10. Обязательно хвалите или иначе поощряйте ребенка каждый раз, когда она сама моет руки.

11. Когда ребенок начнет мыть руки без каких-либо дополнительных подсказок, начинайте показывать видео реже или совсем прекратите.

Заправлять кровать или помогать на кухне

Поручение обязанностей по дому, даже самых простых, очень важно для подготовки ребенка к независимой жизни и развития уверенности в себе. Чтобы научить ребенка последовательности действий для выполнения такой работы как уборка в комнате или мытье посуды используйте ту же схему, которая описывается выше, просто измените содержание. Лучше всего начинать с самых простых обязанностей по дому, а потом переходить к более сложным. Например, для начала можно учить ребенка загружать и разгружать посудомоечную машину или разогревать еду в микроволновой печи.

Подходите к созданию видео творчески и используйте возможности современных технологий, чтобы учить тем навыкам, которые помогут ребенку преуспеть в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...