Семья-источник нравственности и духовности
материал (11 класс)

Романенко Валентина Ивановна

Предлагается сценарий проведения тренинга для родителей по профилактике и просвещению духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Психологический тренинг

                             «Семья - источник нравственности и духовности»

                         КГУ СОШ №1 им.Н.Г.Чернышевского

Цель: способствовать формированию у родителей желания работать над осознанным приобретением внутренней системы истинных ценностей в соответствии с требованиями современности.

1.Упражнение: Эмоциональный настрой. Ожидание.

-что ждете от встречи?

-записать мысли и ассоциации, когда слышите слова «Родительская любовь»

2.Вступление:

Слайд

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной общества. Семья должна играть ключевую роль в духовно-нравственном воспитании. Ценности личности, ее духовно-нравственные основы, конечно, в первую очередь формируются в семье. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена глубоким кризисом современного  общества, и в частности института семьи.

Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.

Воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей.

3. Представление притчи «Сосуд»

«Знаменитый китайский профессор сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. Здесь лежала кучка камней. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин. «Скажите мне, этот кувшин полон?» Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен. Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Здесь была насыпана горка мелкой гальки. Он стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Он сыпал гальку в кувшин, пока не дошла до самого верха.

«Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?» Группа пробормотала, что возможно, полон, наверное.

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Здесь была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Профессор сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно. Он повернулся к группе студентов и спросил: « Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?» Ответом была тишина.

Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Здесь стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.

Он повернулся к группе и спросил: «Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?»

В аудитории было тихо. Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, так продолжалось до тех пор, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею. И снова профессор повернулся к группе и спросил: « Скажите мне, а сейчас кувшин полон?»

Один студент встал и сказал: «Нет, профессор, он еще не полон». «Но он полон» - ответил профессор.

- В чём суть этой притчи?

-От чего зависит качество фундамента?

-Что должно быть обязательным в формировании духовно -нравственного фундамента личности ребенка?

слайды

Подберите понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях:

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения

Отрицательные понятия, увы…. тоже могут быть в содержании фундамента:

дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.

Это те камни-ценности, на которых и формируется личность вашего ребенка.

Вывод: Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то не было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили фундамент.

Какие ценности мы будем воспитывать в наших детях?

Слайд

ЦЕННОСТИ – Это характеристика определенных идей, принципов, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества.

- Это все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни.

 Ценности играют роль ориентиров в нашей жизни, они выносят оценку, одобряют или осуждают какие либо действия или явления. Философы утверждают, есть ценности малозначительные, живущие короткое время, но существуют и главные, живущие вечно и важные для всех людей.

Слайд

ЦЕННОСТИ: 

1.Любовь-любовь к семье,животным,не быть эгоистом,уметь делиться,уметь дружить,уметь помогать.прощать и т.д.

2. Истина-говорит правду,быть скромныть.видеть в людях хорошее,быть ответственным,верить в себя.уважать других ит.д.

3.Праведное поведение-зош,культура поведения,ответственность.дсциплинированость

4.Внутренний покой-терпение,вежливость.саморегуляция,позитивное мышление,самообладание.

6.Ненасилие-помогать другим.не вредить.не причинять зла,быть хорошим гражданином,дружелюбие,единство.

Слайд

Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности, несравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, чем мы…школа и занимается.

Упражнение» « Дерево достижний»

-вспомните и запишите себе на листочках,.что ценного полезного вы за вчера или сегодня сделали своим детям,или научили их, показали пример ит.д.

-предтавьте,что вы сложили все это вместе.Ощутимо?Опыт.Поблагодарите себя за это.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

 Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Рефлексия:

-оправдались ли ваши ожидания?

-что полезного прихватили с собой, в свой жизненный  багаж?

педагог-психолог: Романенко В.И.

февраль 2021 год

                                                Психологический тренинг

                             «Семья - источник нравственности и духовности»

                         КГУ СОШ №1 им.Н.Г.Чернышевского

Цель: способствовать формированию у родителей желания работать над осознанным приобретением внутренней системы истинных ценностей в соответствии с требованиями современности.

1.Мозговой штурм

Продолжите фразу «Мой ребенок ....»

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в различных вариантах (например «Мой ребенок опрятный», «Мой ребенок невнимательный»)

- Черты, которые Вас устраивают

- Черты, которые Вы хотели бы изменить.

Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.

2.Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

- На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)

Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и т.д.

Возможно мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.

Совет второй: любите своего ребенка таким какой он есть, с его положительными чертами и недостатками.

3.Упражнение «Семейный устав»

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко» скажем «Будем разговаривать тише».

- Отстань, не мешай!

- Не будь похож на папу!

- Не надоедай мне!

- Не мешай, я занята!

4.Упражнение: «Корзина добрых дел»

Составить перечень посильных обязанностей в семье для ребенка и заполнить корзину добрых дел.

Совет третий: позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок накапливал опыт и знания в спокойном темпе, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

5.Упражнение «Распустилось дерево ожидания»

Мы с вами хорошо поработали, поэтому предлагаю определить оправдались ли ваши ожидания

.

педагог-психолог: Романенко В.И.

педагог-психолог: Кумарова А.Е.



Предварительный просмотр:

                                                Психологический тренинг

                             «Семья - источник нравственности и духовности»

                         КГУ СОШ №1 им.Н.Г.Чернышевского

Цель: способствовать формированию у родителей желания работать над осознанным приобретением внутренней системы истинных ценностей в соответствии с требованиями современности.

1.Упражнение: Эмоциональный настрой. Ожидание.

-что ждете от встречи?

-записать мысли и ассоциации, когда слышите слова «Родительская любовь»

2.Вступление:

Слайд

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной общества. Семья должна играть ключевую роль в духовно-нравственном воспитании. Ценности личности, ее духовно-нравственные основы, конечно, в первую очередь формируются в семье. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена глубоким кризисом современного  общества, и в частности института семьи.

Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.

Воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей.

3. Представление притчи «Сосуд»

«Знаменитый китайский профессор сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. Здесь лежала кучка камней. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин. «Скажите мне, этот кувшин полон?» Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен. Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Здесь была насыпана горка мелкой гальки. Он стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Он сыпал гальку в кувшин, пока не дошла до самого верха.

«Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?» Группа пробормотала, что возможно, полон, наверное.

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Здесь была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Профессор сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно. Он повернулся к группе студентов и спросил: « Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?» Ответом была тишина.

Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Здесь стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.

Он повернулся к группе и спросил: «Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?»

В аудитории было тихо. Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, так продолжалось до тех пор, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею. И снова профессор повернулся к группе и спросил: « Скажите мне, а сейчас кувшин полон?»

Один студент встал и сказал: «Нет, профессор, он еще не полон». «Но он полон» - ответил профессор.

- В чём суть этой притчи?

-От чего зависит качество фундамента?

-Что должно быть обязательным в формировании духовно -нравственного фундамента личности ребенка?

слайды

Подберите понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях:

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения

Отрицательные понятия, увы…. тоже могут быть в содержании фундамента:

дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.

Это те камни-ценности, на которых и формируется личность вашего ребенка.

Вывод: Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то не было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили фундамент.

Какие ценности мы будем воспитывать в наших детях?

Слайд

ЦЕННОСТИ – Это характеристика определенных идей, принципов, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества.

- Это все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни.

 Ценности играют роль ориентиров в нашей жизни, они выносят оценку, одобряют или осуждают какие либо действия или явления. Философы утверждают, есть ценности малозначительные, живущие короткое время, но существуют и главные, живущие вечно и важные для всех людей.

Слайд

ЦЕННОСТИ: 

1.Любовь-любовь к семье,животным,не быть эгоистом,уметь делиться,уметь дружить,уметь помогать.прощать и т.д.

2. Истина-говорит правду,быть скромныть.видеть в людях хорошее,быть ответственным,верить в себя.уважать других ит.д.

3.Праведное поведение-зош,культура поведения,ответственность.дсциплинированость

4.Внутренний покой-терпение,вежливость.саморегуляция,позитивное мышление,самообладание.

6.Ненасилие-помогать другим.не вредить.не причинять зла,быть хорошим гражданином,дружелюбие,единство.

Слайд

Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности, несравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, чем мы…школа и занимается.

Упражнение» « Дерево достижний»

-вспомните и запишите себе на листочках,.что ценного полезного вы за вчера или сегодня сделали своим детям,или научили их, показали пример ит.д.

-предтавьте,что вы сложили все это вместе.Ощутимо?Опыт.Поблагодарите себя за это.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

 Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Рефлексия:

-оправдались ли ваши ожидания?

-что полезного прихватили с собой, в свой жизненный  багаж?

педагог-психолог: Романенко В.И.

февраль 2021 год

                                                Психологический тренинг

                             «Семья - источник нравственности и духовности»

                         КГУ СОШ №1 им.Н.Г.Чернышевского

Цель: способствовать формированию у родителей желания работать над осознанным приобретением внутренней системы истинных ценностей в соответствии с требованиями современности.

1.Мозговой штурм

Продолжите фразу «Мой ребенок ....»

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в различных вариантах (например «Мой ребенок опрятный», «Мой ребенок невнимательный»)

- Черты, которые Вас устраивают

- Черты, которые Вы хотели бы изменить.

Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.

2.Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

- На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)

Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и т.д.

Возможно мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.

Совет второй: любите своего ребенка таким какой он есть, с его положительными чертами и недостатками.

3.Упражнение «Семейный устав»

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко» скажем «Будем разговаривать тише».

- Отстань, не мешай!

- Не будь похож на папу!

- Не надоедай мне!

- Не мешай, я занята!

4.Упражнение: «Корзина добрых дел»

Составить перечень посильных обязанностей в семье для ребенка и заполнить корзину добрых дел.

Совет третий: позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок накапливал опыт и знания в спокойном темпе, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

5.Упражнение «Распустилось дерево ожидания»

Мы с вами хорошо поработали, поэтому предлагаю определить оправдались ли ваши ожидания

.

педагог-психолог: Романенко В.И.

педагог-психолог: Кумарова А.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Род и семья - источник нравственных отношений.

1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации          через практическое задание 3. Работа  над новыми понятиями и определениями. ...

Семья - источник духовного развития человека

Статья посвящена проблемам духовного развития ребенка в семье....

Конспект урока СБО в 11 классе "Бюджет семьи .Источники дохода"

Урок изучения нового материала.Цель: сформировать понятие семейный бюджет, источники дохода.Отработать приёмы составления семейного бюджета на примере составления  бюджета условной семьи.За...

план- конспект урока СБО в 8 классе, тема : "Бюджет семьи. Источники дохода"

Содержание конспекта занятия направлено на  знакомство обучающихся  воспитанников с понятием "бюджет", его источниками дохода , а также на формирование   умений  у обучющихся ...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Методическая разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ. Урок направлен на выявление роли семьи в формирвании и повышении уровня навственности у детей....

Семь источников счастья

Источники счастья, которые затронуты в этой статье, являются общими и подходят для каждого из нас. Если вы не так счастливы, как хотелось бы, это те области, которые вам нужно рассмотреть в первую оче...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» Направление: духовно-нравственное 7 класс

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности  «Азбука нравственности»  Направление: духовно-нравственное  7 класс...